МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Порхова»
Конспект уроков по литературе в 7 классе
«Былина как жанр
устного народного творчества»
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Тарасова Юлия Александровна
При проведении уроков используется педагогическая технология МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Тема проекта: «Былина как жанр устного народного творчества»
Творческое название проекта: Историческая хроника «По былинам того времени»
Возраст участников проекта: учащиеся 7 класса
Основополагающий вопрос: Можно ли рассматривать былину как историческую хронику?
Дидактические цели и методические задачи:
знакомство с жанром былин, их художественными особенностями
отработка умений и навыков работы с текстом
работа с литературными терминами
Темы индивидуальных исследований учащихся:
«Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»
«Быт и нравы Древней Руси» (нравственные идеалы русского народа)
«Язык Древней Руси» (создание словаря древнерусских слов)
Создание собственной былины
Промежуточный результат: выступление на уроке
Защита полученных результатов: творческий отчет
Оценка результатов проекта: проект оценивается Ученым Советом.
УРОК 1 «БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Цели урока:
Познакомить с жанром былин и их художественными особенностями.
Объяснить алгоритм работы над проектом.
ХОД УРОКА
1.Слово учителя.
Что такое фольклор, устное народное творчество? Какие жанры УНТ вы знаете? Вспомните полюбившиеся вам сказки, пословицы, поговорки, загадки.
А сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром УНТ – былина.
Былина – героическая песня- сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Былинам не свойственна точная передача исторических фактов. Содержание былин помогает понять исторический смысл событий, происходивших на Руси и отношение народа к этим событиям.
Звучит запись актерского чтения былин
Читать и рассказывать былины сложнее, чем стихотворения, сказки. Былина – песня, но песня особая. Она искусно построена, язык ее своеобразен.
2.Беседа
Былина похожа на сказку. Оба жанра существовали в устной форме. А в чем же их различие?
— Вспомните, что является содержанием сказки?
— Присутствуют ли в былинах фантастические, сказочные элементы?
— Как исполнялись сказки?
В ходе работы над вопросами заполняется таблица
БЫЛИНА | |
1. устное повествование с фантастическим вымыслом о животных, волшебные и бытовые | 1. описание подвигов богатырей |
2.главная черта- вымысел | 2.не свойственна точная передача исторических фактов, но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла |
3. сказки создаются в прозаической форм е | 3. былины обладают песенно -стихотворной формой |
4. сказки рассказывали | 4. былины сказывали (пели в сопровождении гуслей) |
3.Работа над творческим проектом.
Итак, мы дали определение былин, выделили отличие былин от сказок. Но ваша дальнейшая работа будет самостоятельной. Вы будете выполнять практические задания – проекты. Для этого вы разделитесь на 4 группы, каждая группа получит свое задание, которое нужно будет выполнить за определенное время( до конца изучения темы).
Работа в группах
определение формы проекта
распределение поручений
продумывание путей сбора материала
оформление результатов работы на бланке протокола
Форма проекта | Источник сбора материала | |
Фамилия , имя ученика | Распределение поручений | |
|
|
Домашнее задание: читать былину «Вольга и Микула Селянинович», записи в тетради; работа над проектом
УРОК 2 «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». ВОПЛОЩЕНИЕ В БЫЛИНЕ НРАВСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ РУССКОГО НАРОДА, ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРНОГО ТРУДА.
Цели урока:
Научиться давать характеристику героя
2. Работа с художественными средствами былин
3. Раскрыть понятие «эпический герой»
ХОД УРОКА
1.Повторение (фронтальный опрос)
Дайте определение былины?
В чем отличие былины от сказки?
Докажите, что «Вольга и Микула Селянинович» — былина.
Выступление 1 группы «Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»
Выступление 2 группы «Быт и нравы Древней Руси»
2.Работа с текстом былины.
Кто герои былины? Где происходит действие? (Структура былины)
Найдите в тексте описание внешнего вида Микулы (портрет, одежда героя).
При помощи каких художественных приемов мы можем увидеть отношение автора к богатырю – пахарю?
Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?
Что такое эпический герой? (запись определения в тетрадь)
(русский богатырь- человек не только недюжинной силы, но и идеал нравственности, истинный патриот Родины, живущий ее интересами)
Домашнее задание: прочитать былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник»; работа над проектом.
УРОК 3 «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»
Цели урока:
1. Отработка навыков работы с текстом.
2. Продолжить работу с определением «эпический герой».
ХОД УРОКА
1.Проверка домашнего задания
Сравните образы Микулы Селяниновича и Ильи Муромца как эпических героев.
2.Работа с текстом былины
Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.
Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?
Найдите в тексте способы выражения авторского отношения к герою былины.
Какие художественные средства вы встретили в былине?
3.Творческое задание
Попытаемся составить небольшой словарик на тему «Незаслуженно забытые слова»
Выступление 3 группы «Язык Древней Руси»
Домашнее задание: подготовиться к презентации проектов.
УРОК 4 УРОК- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Цели урока:
Защита творческих проектов.
ХОД УРОКА
1.Выбор Ученого Совета.
Представители Ученого Совета выбираются из присутствующих учащихся, учителей, родителей.
2. Презентация проектов.
3. Подведение итогов.
Использованные материалы:
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс: Универсальное издание – М.,2006 г.