«Деталь как средство изучения художественного мира произведения» 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназии №2 имени А. П. Чехова

г. Таганрога Ростовской области



















Конспект урока по литературе
в 10 классе

«Деталь как средство изучения художественного мира произведения»











Подготовила

учитель русского языка и литературы

Волошина Ирина Эдуардовна





























г. Таганрог

2012

Конспект урока по литературе в 10 классе


Волошина Ирина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МАОУ гимназии №2 имени А. П. Чехова
г. Таганрога Ростовской области

Тема урока «Деталь как средство изучения художественного мира произведения»

Цели урока:

  1. Исследовать роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» и в стихотворении В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно», в произведениях живописи.

  2. Научиться устанавливать связи внутри текста, между текстами, между смежными видами искусств.

  3. Совершенствовать умение осмысленного чтения, ведения исследовательской работы на основе текста.

  4. Способствовать формированию у обучающихся аналитического и образного мышления.

  5. Способствовать формированию у обучающихся нравственных позиций, а также повышению интереса к изучению литературы.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

презентация

запись мизансцены спектакля реж. К. Гинкаса «Скрипка Ротшильда»,

музыкальные отрывки: А. Вивальди «Времена года» «Спящий пастух», Ottorino_Respighi_-_Humoreske-Leggenda, Б. Окуджава «Музыкант»

План урока

Этап урока

Приемы работы и виды деятельности обучающихся

Время (мин.)

1

Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

1 мин

2

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач

Аудирование речи учителя

Мотивация деятельности обучающегося

1 мин

3

Актуализация знаний

Работа с теорией литературы

Работа со схемой

2 мин

4

Работа с восприятием темы

Работа в парах

Совместное творчество

Социализация продукта

5 мин

5

1 часть урока

1 страница

Работа с текстом р-за Чехова

Устное рисование

Просмотр отрывка из спектакля

Аналитическая беседа

Работа с проблематикой текста

Диалог взглядов, позиций, точек зрения

15-18 мин

6

2 страница

Работа с текстом стихотворения Маяковского

Устное рисование

Выразительное чтение наизусть

Аналитическая беседа

Работа с проблематикой текста

Диалог взглядов, позиций, точек зрения

10мин

7

Итоги 1 части урока

Обобщение знаний, полученных на уроке

Установление аналогий

2 мин

8

2 часть урока

3 страница

Роль детали «скрипка» в произведениях живописи

Устное рисование

Аналитическая беседа

Сравнительно-сопоставительный анализ

Работа в микрогруппах

10-13 мин

9

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию

Представление собственной идеи

2 мин

10

Рефлексия

Контроль и оценка собственных действий

Демонстрация творческого опыта

3 мин

Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примерные ответы обучающихся

Оргмомент


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.


Объявление темы урока.

Постановка целей и задач

Слайд 1

Слайд 2

  • В любом произведении искусства есть тайна, разгадать которую пытается каждый, соприкоснувшийся с творчеством.

  • Ведь тот, кто познает тайны текста или живописи, станет духовным спутником творца, научится владеть языком искусства.

И чтобы помочь в этом нелегкой работе, автор оставляет своего рода подсказки.

Одна из таких подсказок – ключевые детали художественного произведения.



  • Наш разговор сегодня – о роли детали в изучении художественного мира произведения.



  • Цели урока могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Исследовать роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» и в стихотворении В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно», в произведениях живописи.

  2. Научиться устанавливать связи внутри текста, между текстами, между смежными видами искусств.



Наш урок будет состоять из 2 частей: литературной и искусствоведческой.












































Актуализация знаний

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Давайте вспомним, что такое деталь и каковы ее функции в художественном произведении



Разгадать тайну детали поможет подтекстовая информация

Работа со схемой

Работа с восприятием темы

Слайд 6

































Слайд 7

Наши наблюдения мы будем проводить на материале 2 произведений, в названии которых есть общая деталь. Назовите ее.



Выполните задание на выбор из 3-х данных:

-Подберите ассоциативный ряд к слову

-Составьте синквейн

-В нескольких предложениях передайте ваши чувства, связанные с этим словом



Проверка



С какой категорией жизни человека они связаны? Какой мир человека отражают?

Значит, объект наших исследований – внутренний мир человека.



Обобщите ваши ответы: создайте коллективный портрет детали «скрипка»

Скрипка – это (существительное)

бывает (прилагательное)

может (глагол)

Попробуйте найти формулировки вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. Вопросы записываются на листки.


В течение 2-3 мин. уч-ся готовят письменные ответы, затем работы заслушиваются

Совместное творчество

















(Духовный мир человека; категория духовности)









полилог, по результатам которого создается первое представление о детали



Почему тот, кто соприкасается со скрипкой, несчастлив?

Может ли скрипка открыть тайну жизни?

Почему герой играет именно на скрипке?

Работа с текстом р-за Чехова

Слайд 8, последова-тельность появляемых ответов – по щелчку







































































































Слайд 9







































Слайд 10, аудиозапись












































1 страница

Обратимся к рассказу Чехова.

  1. Что мы знаем о главном герое? Каков род его занятий?

  2. Как он выполнял свою работу?



  1. В чем смысл его существования?

  2. Назовите основные инструменты его деятельности.

А С каким словом связано первое упоминание о скрипке? Сочетаются ли эти слова?

Б Какие звуки издавала скрипка, когда на ней играл Яков на свадьбах? Почему Чехов подбирает именно такой глагол?

В Чья игра противопоставлена игре Якова? Почему?



  1. Для чего Якову нужен аршин?







  1. По мнению Чехова, что помогает измерить железный аршин?

  2. Чем занимался Бронза, когда не делал гробы?

  3. Для чего нужна была скрипка в эти минуты?



Но если Яков испытывал душевное облегчение, может быть, душа Якова еще не полностью «обронзовела», может быть, еще возможно ее возрождение?



Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из спектакля

  1. Просмотр отрывка из спектакля «Скрипка Ротшильда», поставленного режиссером К. Гинкасом.

  2. Что потрясло в увиденном?

А Чехова ли я показала?

В каком значении употреблено слово убытки и польза?

Какую роль играет деталь «гроб»?

В чем упрекает Ротшильд?

  1. Что чувствует Яков?











  1. Какие изменения происходят в душе Якова?















  1. Режиссер ввел реплики Ротшильда, которых не было в тексте Чехова. Попробуйте объяснить, почему он это сделал. Остался ли Чехов в спектакле?

  2. В жизни Якова настал момент, когда у него ничего не осталось, кроме скрипки. Как он теперь ее называет? Кого она ему напоминает?



















  1. Как теперь играет скрипка?

  2. Напишите, о чем поет скрипка.

  3. Проверка творческого задания.

  4. Действительно, теперь у Якова есть более важные вещи, чем подсчет материальных убытков. Скрипка поет о человеке, о том, что мешает людям жить по-человечески, о пользе жизни. И еще – об исправлении жизни, об искуплении вины.

  5. Какие грехи помнит за собой Яков?



  1. Марфу не вернешь, но один проступок можно исправить. Какой поступок совершает Яков в конце жизни?

  2. Что значит для Якова этот поступок?

  3. Каково значение финала рассказа?













  1. Что такое память? – крылатая душа. Его музыка – символ его души, которая при помощи скрипки раскрывается всем людям.

  2. Передавая скрипку Ротшильду, что передает Яков?



  1. Чехов назвал свой рассказ «Скрипка Ротшильда». Как вы думаете, как теперь можно озаглавить рассказ?

  2. Подведем итоги этой части урока.



Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока





Каковы функции детали в рассказе?






(гробовщик и музыкант)



(хороший мастер, хорошо играл на скрипке)

(получение дохода)

(железный аршин и скрипка)



(доход)



(«взвизгивала»)

(эта игра далека от духовной пищи, которую может дать инструмент

(Ротшильд играл с душой)



(мерить)

(снимает мерку с человека для гробов; измеряет свой доход и убытки)

(меру бездуховности Якова)



(играл на скрипке)



(1) утешение от убытков, 2) «становилось легче»)

















Просмотр мизансцены спектакля







Работа с деталями «гроб», «звуки скрипки» и др.







(обида, тоска, но тоска его агрессивна: он бьет еврея Ротшильда, который приходит к нему, чтобы попросить снова поиграть на скрипке)



(ощущение пропащей, потерянной жизни, т. е. мог бы жить, но ничего из того, что можно было сделать, не было. Это трагическое открытие сильнейшим образом влияет на Якова

на пороге смерти понял, как нелепо и страшно он жил: воистину даже смерть лучше такой жизни.









Сиротой

Он отец, она ребенок-девочка, которую он потерял 52 года назад. Она та, кто развесилит, кто облегчит страдания, кто утешит в старости.

Она единственный друг, который поймет и выразит то, что происходит на душе Якова. Ей ничего не нужно объяснять, она понимает все без слов и передает на своем универсальном языке. Этот язык – музыка.

«Жалобно», «печально», «поет»

Творческая работа















Не замечал при жизни свою жену и обижал Ротшильда

Отдает скрипку Ротшильду





Душевное возрождение?

Финал раскрывает перед Яковом и читателем истинную жизнь. Герой получает то, о чем пела скрипка: память о нем среди живых людей, а не среди мертвецов, для которых он делал гробы.









Душу





«Душа Якова»









Обучающиеся отмечают, что в основном ответы даны, но возникли новые вопросы





Деталь помогла рассмотреть духовный мир героя, помогла душевному возрождению

Работа с текстом стихотворения Маяковского





Слайд 11



























Слайд 12 аудиозапись





















































Слайд 13


2 страница

Продолжим наши исследования.

  1. Что из себя представляет мир, изображаемый Маяковским?









Внимательно прочитайте название стихотворения — найдите логическую ошибку







На что настраивает читателей такой заголовок?



  1. Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником

  2. А теперь послушайте, как звучит это стихотворение «изнутри», его душу. Звучит аудиозапись



Сформулируйте вопросы на основании этой части урока







  1. Что услышали?

  2. Какой лермонтовский мотив услышали?

  3. Каков предметный мир стихотворения?

  4. Что олицетворяет собой оркестр? Какие черты присущи?







  1. Что мы можем сказать и скрипке?







  1. В каких отношениях находятся скрипка и инструменты оркестра? С помощью какого приема это показано?

  2. Каково скрипке в обществе-оркестре?







  1. Как образ скрипки помогает сформулировать основную мысль стихотворения?







  1. Подведем итоги этой части урока. Каковы функции детали в стихотворении?

Что помогла увидеть деталь?





Это мозаичный мир, сотканный из множества значимых в семантическом плане деталей, предметов, при помощи которых поэт показывает «душу» этого мира



Несочетаемость слов: союз и соединяет деталь предметного мира и человеческие переживания Деталь у Маяковского оживает и становится частью мира

То, о чем будет идти речь в стихотворении, несовершенно





















Одиночество



Человеческое общество — толпу

оркестр – одеревеневшие люди, утратившие живое, бездушная толпа, равнодушный барабан, глупая тарелка, грубиян геликон

скрипка – беззащитная, одинокая, по-детски непосредственная;

ищущая родственную душу

Противопоставлены друг другу

Антитеза



Скрипке нет места в мире пошлости, мещанства, в мире, где отсутствует красота и гармония. В этом трагедия ее существования.

Основная мысль – показать трагедию израненной души человека, истосковавшейся по родной душе, способной видеть красоту и чувствовать гармонию.

Итоги 1 части урока













Слайд 14



Слайд 15

Чтобы помочь вам сделать общий вывод по теме, я предлагаю сделать лексическую работу.

  1. Вспомните, какие звуки издавала скрипка Якова и скрипка Маяковского?

  2. Подберите контекстуальные синонимы к каждому из глаголов.

  3. Проверка работы.

  4. А теперь посмотрите, какие синонимы предлагает словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова.

  5. Что наблюдаете? С каким из перечисленных глаголов сочетается слово «душа»?

Как бы ни играла скрипка, ее песня об одном – о человеке, его душе, она будит в человеке Человека.









Поет – кричит













Со всеми


2 часть урока: роль детали «скрипка» в произведениях живописи

Слайды 16-37, аудиозапись

3 страница



Под музыку Б. Окуджавы учащиеся изучают видеоряд с репродукциями картин, объединенных одной деталью – скрипкой.

Обсуждается 4 картины, отличающиеся стилем рисунка

Перед обсуждением дается задание: подобрать обложку для аудиокниги «Скрипка Ротшильда», «Скрипка и немножко нервно», используя анализируемые картины. Объяснить свой выбор.

Исследование картин

Домашнее задание

Слайд 38

Объявление задания, пояснение

Обучающиеся моделируют варианты ДЗ

Рефлексия























Слайд 39

Создание вторичного портрета детали «скрипка»

Анализ полученных ответов



  • Ваши впечатления об уроке

  • Что понравилось, что нет

  • Чем обогатил вас урок

  • Что для себя открыли

  • Кто лучше отвечал на уроке

  • Как вы думаете, каким должно быть дз?



Выполнили мы цели урока? Докажите. Сформулируйте проблему, над которой мы работали





Работа завершается игрой скрипки обучающейся 10 класса


Ответы уч-ся




Методическое описание урока



Одна из целей изучения литературы, обозначенных в стандарте основного образования, — “овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы”. Ещё большее внимание уделяется анализу текста в стандарте старшей школы, даже базового его варианта: “совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний”. Однако ни для кого не секрет, что именно работа с литературоведческими понятиями вызывает у школьников наибольшие трудности. И может быть, в немалой степени потому, что здесь “ставка” делается на интеллект, на стремление разложить по полочкам текст произведения. Альтернативой такому анализу как раз и может стать обращение к эмоциональной сфере личности, к воображению, ассоциативному мышлению юного читателя.

Выбор темы урока «Деталь как средство изучения художественного мира произведения» неслучаен: отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых художественных деталей. Они фокусируют внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным. Детали являются мельчайшими единицами, несущими значительную идейно-эмоциональную нагрузку. “Деталь… призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости… Выразительная, счастливо найденная деталь — свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали — свидетельство культуры, филологической грамотности читателя… (4, 245–246). Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, имеющими психологический, социальный и философский смысл.

Объектом исследования на уроке выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны два, в которых детали «скрипка» отводится главная роль в тексте.



Проблема ключевой детали интересовала писателей и поэтов во все времена. На данном уроке предпринимается попытка рассмотрения роли ключевой делали как средстве отражения действительности, показе ее символичности и психологичности.

Выбранные произведения содержат образ- деталь, которую можно отнести к универсальной, потому что она выражает художественное сознание человека.

Скрипка практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. Звуки скрипки –ее протяжные, печальные мелодии — вызывают в нашем сознании чувства грусти, печали, раскрывают мир красоты и гармонии.



Под скрипкой понимается душа героя произведения. Для исследования на уроке взяты произведения русской литературы, поэтому можно предположить, что ключевая деталь отражает тайные струны души русского человека. Это русская душа, израненная и тоскующая, стремящаяся к гармонии и изнывающая от несовершенства мира.



По мнению литературоведов, символический образ скрипки является «сквозным образом» в русской литературе («Скрипка Ротшильда» А. Чехова, «Гамбринус» А. Куприна, «Скрипка стонет под горой…» А. Блока, «Смычок и струны» И. Анненского, «Скрипка и немножко нервно…» В. Маяковского).





Целью урока является определение смысла и роли детали «скрипка» в тексте эпического и лирического произведения, поиск связей внутри текста, между текстами, между смежными видами искусств, понимание роли ключевой детали в произведениях живописи.



Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме; определение роли детали в содержании этого произведения; и наконец, сопоставление детали в произведениях. Методы исследования текста: анализ художественного текста, сопоставление и сравнение.



Урок проведен с использованием технологии проблемного обучения, элементов технологии «Педагогическая мастерская» и «Образ и мысль». Урок разработан с учетом жизненного опыта учащихся, знаний, полученных на уроках литературы и МХК, а также с использованием межпредметных связей (русский язык, ИЗО, музыка).



Основная работа на уроке — коллективная беседа (обсуждение проблемы), в ходе которой учитель следит не только за содержательной полнотой ответов учащихся, но и за чёткостью проговариваемой основной мысли, которая вытекает из обсуждаемого текстового отрывка.





Определенный эмоциональный настрой помогает создать использование аудио- и видеозаписей: запись мизансцены спектакля реж. Гинкаса «Скрипка Ротшильда»,

музыкальные отрывки А. Вивальди «Времена года» «Спящий пастух», Ottorino_Respighi_-_Humoreske-Leggenda, Б. Окуджава «Музыкант».



Урок состоит из 2 частей: литературной и искусствоведческой.





После объявления темы и целей урока учащиеся формулируют проблемный вопрос урока, который и станет исследовательской задачей.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, учитель предлагает работу с ассоциациями задание на выбор из 3-х данных:

-Подберите ассоциативный ряд к слову «скрипка»;

-Составьте синквейн;

-В нескольких предложениях передайте ваши чувства, связанные с этим словом.

Во время выполнения работы звучит скрипка. Так создается эмоциональный настрой , мотивирующий творческую деятельность учащегося, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к обсуждаемому предмету.

Вот некоторые ответы:

Скрипка

Маленькая, трогательная, жалобная

Одухотворяет , возрождает, плачет

Передает музыку души

Жизнь.



Скрипка – жизнь, душа, красота, вдохновение,одиночество, тоска, волнующая, трогательная, завораживает, успокаивает, грустит, живет, спрашивает…



При таком ассоциативном спектре выявляются общие тенденции: образ скрипки связан с миром души человека, отражает ее различные изменения. Категория духовности, которую почувствовали учащиеся, помогает наметить путь исследования на уроке: звуки скрипки могут достучаться до тайных глубин человеческой души, дать оценку поступку человека.


Текстовая работа с рассказом А. П. Чехова строится на духовной деятельности и учителя, и ученика. Такое сотворчество предполагает постоянное обращение к чувствам, соотнесение личного опыта с общечеловеческим.

Удивительно лаконичный язык Чехова помогает увидеть бездуховность слов «гробовщик», «аршин», «доход», «убытки». Система вопросов, относящихся к детали «скрипка», заставляет учащихся задуматься над ее использованием: С каким словом связано первое упоминание о скрипке? Сочетаются ли эти слова? Какие звуки издавала скрипка, когда на ней играл Яков на свадьбах? Почему Чехов подбирает именно такой глагол? Чем занимался Бронза, когда не делал гробы? Для чего нужна была скрипка в эти минуты? Может быть, душа Якова еще не полностью «обронзовела», может быть, еще возможно ее возрождение?

Учащиеся приходят к выводу, что предмет – ключевая деталь — скрипка используется в 2 ипостасях: как предмет вещного мира и как деталь, раскрывающая внутренний мир человека. Но образ Якова дан в развитии, поэтому и роль ключевой детали на разных этапах различна. Выяснив, чем была скрипка для Якова до смерти его жены Марфы, учащиеся поняли: нужно посмотреть, что изменилось после ее смерти.

Этот разговор становится иным, выходящим за рамки простого наблюдения , когда учащиеся смотрят отрывок из спектакля «Скрипка Ротшильда», поставленного режиссером Гинкасом. «…Гинкаса считают режиссером жестким, но в сравнении с действительно жестким и суховато-сдержанным рассказом Чехова видно, насколько спектакль сентиментальнее, как обнажено здесь все, что в прозе спрятано», — так напишет в отзыве Дина Годер.

Кама Гинкас поставил ясный, сильный, мудрый спектакль о самом страшном – о жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки и саму реку с ее барками и берегами. Поставил историю человека, который на пороге смерти понял, как нелепо и страшно он жил: воистину даже смерть лучше такой жизни. Поздно что-либо исправить.

Это становится понятным даже из небольшой мизансцены. Учащимся предлагаются вопросы: Что потрясло в увиденном? Какие изменения происходят в душе Якова? Что чувствует Яков? В каком значении используется слово убытки? Польза? Режиссер ввел реплики Ротшильда, которых не было в тексте Чехова. Попробуйте объяснить, почему он это сделал. Остался ли Чехов в спектакле?

Ответы поразительны по глубине воспринятого:

«Яков заходит в гроб – своими поступками он себя давно загнал в него – и мы понимаем, что его душа тоже в это гробу…»

«Яков зашел не в гроб, а в свой мир, потому что всю жизнь жил ради мертвецов…»

«Яков сам себя загнал в «гроб бездуховности…»



Наблюдение над ролью ключевой детали продолжется. На данном этапе урока становится возможным дать учащимся творческое письменное задание, в котором они попробуют объяснить, о чем теперь поет скрипка? Снова звучит музыка, создавая эмоциональный фон .

Сейчас скрипка поет о «душевной боли играющего», « о жизни, состоящей лишь из гробов и мертвецов», « о надежде все исправить», « о человеке и человечности». Думаю, что такие ответы аккумулируются под воздействием сильных переживаний и большой душевной работы.

Итогом работы с деталью становятся рассуждения над вопросами: . Какой поступок совершает Яков в конце жизни? Что значит для Якова этот поступок? Каково значение финала рассказа? Передавая скрипку Ротшильду, что передает Яков? Чехов назвал свой рассказ «Скрипка Ротшильда». Как вы думаете, как теперь можно озаглавить рассказ?



Учащиеся дают новый заголовок — «Душа Якова», который отражает связь с идеей рассказа и показывает роль детали «скрипка».

Подводя итоги этой части урока, учащиеся называют функции детали в рассказе.

Обращение ко второму произведению, в тексте которого есть деталь «скрипка», не случайно. Лирическое произведение — это разговор о внутреннем мире лирического героя, который часто тождествен автору. Мир Маяковского необычен, парадоксален, странен и уродлив. Тоска по красоте часто показана через ключевую деталь.

Переход к разговору о художественном мире Маяковского осуществляется с помощью вопросов:

К какому литературному направлению принадлежал Маяковский? Что было свойственно для него как поэта-кубофутуриста? Что из себя представляет мир, изображаемый Маяковским?

Учащиеся вспоминают основные принципы творческой мастерской поэта, отмечая мозаичность создаваемого им мира, в котором семантически значимыми становятся предметы, раскрывающие «душу» этого мира. Работа с двумя высказываниями литературоведов, в которых учащиеся находят ключевые слова, помогает точнее сформулировать особенности работы Маяковского с деталью: деталь – предмет мира души лирического героя, чувство и мысль поэта реализуются в предмете.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Скрипка и немного нервно» вводит в текст произведения, после этого учащиеся знакомятся с «душой» стихотворения: этому помогает подобранный музыкальный отрывок.

Дальнейшая работа с текстом помогает услышать лермонтовский мотив одиночества, увидеть основной композиционный прием – антитезу и назвать конфликт. Характеризуя два мира – скрипки и оркестра — учащиеся без труда формулируют основную мысль стихотворения: показ трагедии израненной души человека, истосковавшейся по родной душе, способной видеть красоту и гармонию.

Итогом этой части урока также будет ответ на вопрос: «Каковы функции детали в стихотворении?»

Синтезировать наблюдения, сделанные над текстами, поможет следующее лексическое задание: Вспомните, какие звуки издавала скрипка Якова и скрипка Маяковского? Подберите контекстуальные синонимы к каждому из глаголов.

Свою работу учащиеся сопоставляют со словарными статьями из «Словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений» под редакцией Н. Абрамова.

Поет


Кричит


Плачет

Тоскует

Грустит

Печалится

Изнывает

Мучается

Мается

Надрывается

Страдает

Терзается

Томится

бьется




-Что наблюдаете? С каким из перечисленных глаголов сочетается слово «душа»?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что как бы ни играла скрипка, ее песня об одном – о человеке, его душе, она будит в человеке Человека.

В плане функциональности деталь «скрипка» получает некую универсализацию : в исследуемых нами произведениях деталь выполняла сходные функции, являясь и одушевленной вещью предметного мира , и частью этого предметного мира «изнутри». Сходны были и задачи использования этой детали: глубже раскрыть проблематику произведения, точнее сформулировать его идею.

Без 2 части урока – искусствоведческой – разговор о детали был бы не завершен.

Под музыку Б. Окуджавы учащиеся знамомятся с видеорядом из репродукций картин, объединенных одной деталью – скрипкой.

Обсуждается 4 картины, отличающиеся стилем рисунка: «Скрипка» Петрова-Водкина, картины Пикассо, « Скрипач» М. Шагала и «Послезвучие» Илькова. Наблюдения над композицией, цветом помогают «прочитать» картины, найти связь с рассказом Чехова и стихотворением Маяковского.

Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся с удовольствием участвуют в диалоге:

  • Ваши впечатления об уроке…

  • Что понравилось, что нет?

  • Чем обогатил вас урок?

  • Что для себя открыли?

  • Кто лучше отвечал на уроке?

  • Выполнили мы цели урока? Докажите.

  • Как вы думаете, каким должно быть домашнее задание?

В качестве домашней работы предлагается выполнить письменное творческое задание по проблеме урока.







Список использованной литературы:

  1. Г. Бердников А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. — М., 1984

  2. Чехов в школе: Книга для учителя/ авт. – сост. И. Ю. Бурдина. – М., 2001

  3. В. Седегов А. П. Чехов в восьмидесятые годы. — Ростов/Дону, 1991

  4. В. П. Крючков Рассказы и пьесы А. П. Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов, 2002

  5. А. П. Чудаков Поэтика Чехова. – М., 1971

  6. Русская литература конца 19 — начала 20 века/ под редакцией В. В. Агеносова. – М., 2001 Пащук, Н. Анализ стихотворения поэта XIX или XX века / Н. Пащук, Н. Терентьева // Литература. — 2002. — № 8.

  7. Чугреева, О. Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» : / Литература. Первое сентября. — 2005 — 1-15 сентября (№ 17)

  8. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. — М., 1993.

  9. Маяковский В.В. Сочинения в 2 т. — М., 1987.

  10. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. — М.: Наука, 1974—1982.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы



  1. https://revolution.allbest.ru/literature/00188213_0.html

  2. https://festival.1september.ru/articles/585079/

  3. https://sonet.ucoz.ru/load/16-1-0-108

  4. https://5ballov.qip.ru/referats/preview

  5. https://www.litrusia.ru/node/234

  6. https://festival.1september.ru/articles/590793/

  7. запись мизансцены спектакля реж. К. Гинкаса «Скрипка Ротшильда»,

  8. музыкальные отрывки: А. Вивальди «Времена года» «Спящий пастух», Ottorino_Respighi_-_Humoreske-Leggenda, Б. Окуджава «Музыкант»





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Национальный музей Прадо в Мадриде"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: