Диагностика техники и грамотности чтения в 6 классе на уроках литературы.
подготовила материал Садовская Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №26 п. Новоуткинск, г. Первоуральск
Диагностика техники и грамотности чтения.
Цель: Индивидуальная проверка техники чтения вслух.
Общая отметка является средним арифметическим значением отметок, полученных за понимание прочитанного, правильность, выразительность и беглость чтения.
Понимание прочитанного. Учащийся получает по баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 8.
Отметка | |
7-8 баллов | «5» |
5-6 баллов | «4» |
4 балла | «3» |
Менее 4-х баллов | «2» |
Правильность чтения.
отметка | |
Не более 1 | «5» |
2-4 ошибки | «4» |
5-8 ошибок | «3» |
Более 8-ми ошибок | «2» |
Выразительность чтения.
Выразительность чтения оценивается по общему впечатлению. Если у учителя есть сомнение, он может попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонации, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса).
Беглость чтения.
Отметка | |
Более 110 слов/минуту | «5» |
От 100 до 110 слов/минуту | «4» |
От 90 до 100 слов/минуту | «3» |
Менее 90 слов/минуту | «2» |
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
— Вот собака! — сказал прибежавший деревенский мальчик. — Другие гуси как гуси, а этот… Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
— А мать-то их где? — спросил я.
— Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
— Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение…
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши — те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Задания к тексту:
Придумай свой заголовок к тексту.
В каком жанре написано произведение?
А) рассказ
Б) повесть
В) сказка
Какими еще словами автор называет гуся в тексте? Запиши.
Найди верное утверждение:
А) Я разводил гусей.
Б) Белый гусь был самым грозным в деревне.
В) Все гуси погибли во время грозы.
Выстрой предложения в логическом порядке:
А) Гуси перестали щипать траву.
Б) Гуси бежали, пригибаясь к земле.
В) Туча свирепствовала с нарастающей силой.
Г) Этой весной, я собрался на велосипеде на рыбалку.
Замени синонимом выражение «больно секли меня по спине».
Сопоставь поведение гуся и других птиц во время грозы.
Напиши, какие мысли и чувства вызывает у тебя этот рассказ?
Ответы к заданиям:
Адмирал. Гусь. Родительский инстинкт.
А.
Птица, адмирал, папаша, гусь.
Б.
1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б.
били, хлестали и т.д.
7.
Другие птицы | |
Во время грозы гусь, раскинув широко крылья, прикрыл ими своих гусят, и тем самым спас их от верной гибели. И, несмотря на то, что град бил и хлестал его, он был неизменен в своем порыве спасти своих детей, даже ценой своей жизни. | Как только началась гроза гуси, растопырив крылья, полегли на траву, прикрывая выводки, но вскорее они не выдержали и побежали, бросив своих гусят на произвол судьбы, в заросли лозняка. |
8. Свои размышления о прочитанном.
Список используемой литературы:
Е.Носов. Рассказы. М.:Просвещение. 1996г.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.