Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская сош»
Первомайского района Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
Роман «Мы»
История создания и жанр
Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за границей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетворённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счастливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр утопии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надежды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы людей — и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное государство, просуществовавшее 70 лет.
Краткое содержание
У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строитель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против государства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт наказание.
Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионного тела».
Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой — с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане — это нумера, которые лишены возможности любить.
Изображение будущего
Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Бездушная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё продумано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку — «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы».
Главный конфликт
Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Государства. Единое Государство в романе — это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я».
Прогноз автора
Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы.
Главный герой — Д-503
Герой романа, названный автором Д-503, — строитель интеграла. Он ведёт записи, которым даёт название «Мы».
В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нумеров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обработки, цель которой — приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять.
Тематические задания по типу ЕГЭ
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В1— В7; С1— С2.
Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой.
Воздух — из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух — 1 и R — рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие — ненавистные мои — лохматые руки.
В руках у всех — бляхи с часами. Одна. Две. Три… Пять минут… с эстрады — чугунный, медленный голос:
— Кто «за» — прошу поднять руки.
Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, — прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием — будто заржавели все суставы — поднял руку.
Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал — что, и не было силы — я не смел посмотреть…
— Кто «против»?
Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно — а кругом у всех бледнеют лица, у всех — холодные капли на лбу.
Я поднял глаза — и…
Это — сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмахнули вверх — «против» — упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I, ее поднятую руку. В глазах потемнело.
Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем — как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера — на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Хранителей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами — возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов — как на чудовищном экране.
Ответы на задания В1—В7 дайте в виде слов или словосочетаний.
В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде?
В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествователь (запишите слово в именительном падеже)?
В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рассказчику?
В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочетания «установленный обычаем» в начале фрагмента?
В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже).
В6. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующем предложении: «Я с усилием — будто заржавели все суставы — поднял руку»?
В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на соединении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)?
Ответы на задания В1-В7
День Единогласия | |
В2 | Интеграл |
В3 | Д – 503 |
В4 | Анафора |
В5 | Чудовищный |
В6 | Сравнение |
В7 | Оксюморон |
Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 — 10 предложений)
С1. Почему когда-то любимый праздник теперь вызывает у героя-рассказчика не благоговение, а тревогу?
С2. В каких произведениях русской литературы изображены картины восстания или бунта против власти и в чем они близки роману Е. Замятина «Мы»?
Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С5. Почему свои личные записи герой романа Е. Замятина решает озаглавить «Мы»?
Используемая литература
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010