Дидактический материал к изучению романа Е.Замятина «Мы»

Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

Халяпина Л.Н.


Роман «Мы»

История создания и жанр

Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за грани­цей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетво­рённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счаст­ливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр уто­пии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надеж­ды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы лю­дей — и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное госу­дарство, просуществовавшее 70 лет.

Краткое содержание

У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строи­тель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против госу­дарства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт на­казание.

Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионно­го тела».

Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой — с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане — это нумера, которые лишены возможности любить.

Свежие документы:  Урок литературы для 2 класса на тему «Наблюдение над характерами героев»





Изображение будущего

Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Без­душная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё про­думано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку — «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы».


Главный конфликт

Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Госу­дарства. Единое Государство в романе — это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я».

Прогноз автора

Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы.

Главный герой — Д-503

Герой романа, названный автором Д-503, — строитель интеграла. Он ведёт записи, которым даёт название «Мы».

В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нуме­ров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обра­ботки, цель которой — приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять.





Тематические задания по типу ЕГЭ

  1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В1— В7; С1— С2.

Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой.

Воздух — из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух — 1 и R — рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие — ненавистные мои — лохматые руки.

В руках у всех — бляхи с часами. Одна. Две. Три… Пять минут… с эстрады — чугунный, медленный голос:

Кто «за» — прошу поднять руки.

Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, — прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием — будто заржавели все суставы — поднял руку.

Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал — что, и не было силы — я не смел посмотреть…

Кто «против»?

Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно — а кругом у всех бледнеют лица, у всех — холодные капли на лбу.

Я поднял глаза — и…

Это — сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмах­нули вверх — «против» — упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I, ее поднятую руку. В глазах потемнело.

Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем — как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера — на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Хранителей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами — возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов — как на чудовищном экране.

Ответы на задания В1—В7 дайте в виде слов или словосочетаний.

В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде?

В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествова­тель (запишите слово в именительном падеже)?

В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рас­сказчику?

В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочета­ния «установленный обычаем» в начале фрагмента?

В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже).

В6. Какое изобразительно-выразительное средство использова­но в следующем предложении: «Я с усилием — будто заржавели все суставы — поднял руку»?

В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на со­единении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)?

Ответы на задания В1-В7

В1

День Единогласия

В2

Интеграл

В3

Д – 503

В4

Анафора

В5

Чудовищный

В6

Сравнение

В7

Оксюморон



  1. Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 — 10 предложений)

С1. Почему когда-то любимый праздник теперь вызывает у ге­роя-рассказчика не благоговение, а тревогу?

С2. В каких произведениях русской литературы изображены кар­тины восстания или бунта против власти и в чем они близки роману Е. Замятина «Мы»?

  1. Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему свои личные записи герой романа Е. Замятина реша­ет озаглавить «Мы»?



Используемая литература

  1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  2. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

Свежие документы:  План – конспект урока "Иррациональные уравнения" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: