Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
дидактический материал по литературе
в 11 классе
Опорные схемы на уроках литературы при изучении романа — эпопеи
М. Шолохова «Тихий Дон»
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Различные виды опор я использую при изучении романа М. Шолохова «Тихий Дон»; считаю это целесообразным, так как объем романа составляет более тысячи страниц печатного текста, и учащимся трудно сразу воспринимать текст, где более 700 действующих лиц и охват событий составляет десять лет.
На первом уроке по изучению романа используется словесная опора – конспект. Последующие уроки предполагают использование наглядных опор-таблиц. Составление таблиц дано по мере усложнения задания.
Таблица №2,3 даны в виде словесных опор с указанием глав и выразительных средств. Таблица №4 предполагает подсказку только в виде опорных слов, а материал для таблицы учащиеся отбирают сами.
Такой вид работы способствует пониманию авторской позиции, видению стилистических особенностей произведения и лучшему восприятию текста.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Таблица 1
Жанр: роман-эпопея
сопоставление романов
Л.Н. Толстого «Война и мир» и
М.А. Шолохова:
Оба романа – эпопеи.
В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.
Интуитивность этих поисков.
Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.
Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.
Изображение подвига – настоящего и формального.
Противопоставление мира и войны.
Изображение развивающего действия войны на душу человека.
«Диалектика души» — психологизм, герой в развитии.
Отсутствие идеализации народа.
Отличия:
Толстой писал роман о событиях 50-летней давности, а Шолохов по горячим следам.
Толстой изображает единственно оправданную войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки зрения человечности Первую мировую войну без победителей – гражданскую.
События.
С мая 1912 г. – март 1922 г., 700 персонажей.
Споры вокруг романа.
Стиль.
Языковые особенности:
тончайшие оттенки цветописи
Шолохов опирается на исключительное знание народного языка. Автор нарушает нормы правильной речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого.
Стиль Шолохова оригинален тем, что в нем синтезированы устно-поэтические, просторечные и разговорные формы языка и тонко обработанная книжная речь.
Портрет: шолоховский портрет всегда фиксирует важные изменения в человеческой психике, переломные моменты в судьбе героя.
Пейзаж: пейзажи всегда связаны с событийным рядом романа по принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой.
Лирическое начало: пейзажи придают событиям романа еще больший эпический размах и одновременно наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц книги начинает звучать голос самого автора.
Массовые сцены: прием создания: коллективный портрет, многоголосый диалог создают образ многоликой народной массы, объединенной общим событием, но состоящей из индивидуальных человеческих характеров. Массовые сцены даны в романе не изолированно, их ритмическое чередование с повествованием об отдельных судьбах придает изображаемым событиям удивительную объемность, стереоскопичность.
Фольклорные элементы:
пословицы и поговорки,
стилистические фигуры (инверсии, повторы),
устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора,
образный строй шолоховской речи со свойственным ему антропоморфизмом (очеловечиванием явлений природы).
Выразительные средства Изображение острые пейзажные батальных сцен переживания зарисовки (ч.3 гл.5) героев
показывает, как приводит лирические казаки списывают страницы отступления «молитву от ружья», из дневника (сцены у «молитву от боя», одного из костра — «молитву при набеге» казаков, казаки поют письма с «Поехал казак фронта на чужбину далеку»
голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот послейней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!» |
Все ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны
Все рядком лежат – Не развесть межой. Погляди: солдат Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева
| |
|
|
Предварение (ч.5 гл. I) – пейзажные зарисовки.
Изображение реальных лиц.
Показаны разные политические течения.
Зеркальность композиции:
репрессии и расправы красных расправа над чернецовцами
расправы казаков (отряд Лихачева) казнь Подтёлкова
Нет идеализации большевиков.
Искания Григория Мелехова.
Противоборствующие силы:
Коршунов Бунчук
Листницкий Кошевой чем привлекла
Иван Алексеевич Советская власть?
Мирное население.
В чем трагедия героя?
любовь, семья
пейзаж внутренние
монологи
поиск правды:
Чубатый Гаранжа
Гражданская война
Изварин Подтелков
новый этап – самостоятельный поиск:
служба у красных,
участие в восстании,
у Будёного,
в банде Фомина
Литература
Литература. №37, 2000
Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя под ред. В. П. Журавлёва. М: «Просвещение», 2001, с 237
Письменный и устный экзамен по литературе XXвек. Весь школьный курс. Пособие для старшеклассников, абитуриентов вузов и учителей. Ростов – на – Дону: «МарТ», 2004, с 464