Доклад для выступления по теме самообразования: «Модели личностно ориентированных уроков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ







Доклад для выступления по теме самообразования:



«Модели личностно ориентированных уроков»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Чижик Ирина Николаевна

















Вязьма

2013

Модель 1.

Работа с повествовательным текстом или чтение стопами.

Учитель сообщает учащимся, что они вместе будут читать текст и просит ребят не смотреть этот текст, когда его раздадут, потому что они будут читать его в группе и не стоит забегать вперёд.

После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца учитель просит ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй абзац и т.д.

После прочтения всего текста и ответов на вопросы, учитель предлагает ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. И в конце такого обсуждения преподаватель просит учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать.

При подготовке такого урока у учителя могут возникнуть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, анализировали идеи, строили собственные предложения, этого от них требует поисковая деятельность.

Данная модель урока может применяться на уроках литературы в 5-6 классах при изучении произведений небольшого объёма, например «Тёплый хлеб» или «Заячьи лапы» К.Г.Паустовского, «Неизвестный цветок», «Никита» А.П.Платонова, «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон» С.Чёрного.

Модель 2.

6 шляп критического мышления.

Одним из наиболее интересных приёмов можно смело назвать «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое:

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2 шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – чёрная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо).

4 шляпа – жёлтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5 шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа – зелёная: изобретательская, творческая.

Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаёт каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Всё зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель.

Свежие документы:  Конспект урока «Образ города в повести «Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Модель 3.

Зигзаг.

Класс делится на четвёрки, которые меняются на каждом уроке, с тем, чтобы возникали неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1, 2, 3, 4, таким образом у каждого члена группы появляется свой номер.

После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока, это может быть параграф учебника, статья, отдельно отпечатанный материал. Кратко обсуждается тема, ставится задача – разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковывать её друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и может понять её в целом.

Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приёмы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим «родным» кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей.















Использованная литература

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  2. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.:ТЦ СФЕРА, 2003.- 128 с.

  3. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одарённости: Метод.пособие / Под ред.А.А.Деркача, И.В.Калиш. – М.:Вузовская книга,2001. – 131 с.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: