Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина, 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Сургут ХМАО-ЮГРА











Конспект урока по литературе
в 11 классе

« Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Саражакова Галина Гавриловна











г. Сургут


Произведения: рассказы «Нежданно-негаданно», «Изба», «Тетка Улита»

Вид: урок изучения нового материала

Тип: урок комбинированный

Тема: Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина


Эпиграф: Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро

И. Песталоцци.

Цели урока:

  1. Обучающая: через анализ эпического произведения малой формы подвести учащихся к пониманию индивидуальности автора в раскрытии нравственных проблем.

  2. Развивающая: развивать навыки работы в микрогруппе, между группами, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию; формирование навыков анализа произведений малой формы; умение находить архетипы, сходные мотивы в произведениях 19 и 20 веков.

  3. Воспитывать желание вникать в психологию героя, соотносить прочитанное с реальной жизнью.

План урока

Содержание этапов:

  1. Этап актуализации опорных знаний.

  2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного постижения произведения.

  3. Этап усвоения нового материала.

  4. Этап углубления материала.

  5. Этап подведения итогов.

  6. Контроль усвоенного материала.

Методы: словесный, репродуктивный, продуктивный, наглядный.

Приемы: беседа, анализ эпизодов текста, выразительное чтение.

Основная форма работы на уроке: групповая.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Предварительная подготовка к уроку: прочитать рассказы «Нежданно-негаданно», «Изба», «Тетка Улита». Восстановит в памяти содержание произведений И. Тургенева «Живые мощи» и «Захар Калита» А. Солженицына.


Ход урока

  1. Этап актуализации опорных знаний

Задача: восстановить в памяти обучающихся изученный ранее материал о жизни и творчестве писателя В. Распутина.

Фронтальная беседа:

— Что вы знаете о творчестве великого русского писателя?

— Какие нравственные проблемы поднимает В. Распутин в своих произведениях?

— Являются ли эти проблемы актуальными для вас и ваших родителей?

— Что волнует писателя?

2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного постижения произведения

Задача: помочь обучающимся понять особенность, индивидуальность В. Распутина в раскрытии нравственных вопросов современности.

Анализ рассказа «Нежданно-негаданно»

Беседа:

— Почему преступное зло в рассказе от начала и до конца остается нераскрытым – не только в юридическом смысле этого слова (нераскрытым законом), но и не открывающимся в образном плане?

— Как вы понимаете слова Сени Позднякова: «Это зло выясняет подробности, добру они ни к чему»?

— Найдите описание портретов Кати и главного героя рассказа. Какую двойную функцию выполняет портрет в рассказе? Характерно ли это для всего творчества мастера?

(Портрет в рассказе, как это свойственно Распутину, выполняет двойную функцию: не только характеризует персонаж, но и одновременно по-своему освещает психологию героя).

— Какими художественными средствами Распутин показывает драматизм отчаянных и сорвавшихся усилий добра?

— Согласны ли вы с тем, что финал свидетельствует о поражении или даже бессилии добра?

— Как показана в рассказе возрождающая сила добра? С новой силой живет теперь душа героя, с появлением ребенка меняется, убыстряется темп жизни героя: «Все нетерпеливее, все поспешнее хотел жить Сеня»

3.Этап усвоения нового материала

Задача: проследить, как создаются образы героев рассказа, время, выявить основные мотивы, проблематику, сюжет.

— Выявить особенности сюжета.

(Сюжет «нежданный — негаданный»: встреча героя, человека подкупающей доброты и сердечности, с девочкой пяти-шести лет, которая стала предметом ошеломившей его купли – продажи, и неудавшаяся попытка спасти беззащитное существо).

— Чем отличается данный рассказ от других рассказов Распутина?

Рассказ, опубликованный в 1997 году, отличается от остальных тем, что на передний план выходит мужчина: «распутинские старухи» уступают место «распутинским старикам».

— С чем это связано?

Это связано с новым устройством России, в котором только по-настоящему сильный мужчина сможет вынести все испытания. Время, которое назвали постперестроечным.

— Каковы основные мотивы рассказа?

Мотив борьбы добра и зла; мотив влияния добра на человека, мотив «непротивления злу»; мотив жертвенности. Маленькая Катя пошла за «дядями», чувствуя, что будет с теми, кто её любит, если она воспротивится.

— Какие проблемы поднимает автор?

Проблема добра и зла, проблема любви, ответственности за беззащитных перед собой и своей совестью. Проблема преступного зла, которое показано лишь в обрисовке, намеками: некто «дядя Ахмет», «тетя Лиза».

— Как создаются образы героев рассказа?

Во внешнем облике Сени Позднякова подчеркивается неказистость – сравнение с небоевитым петухом. И одновременно это впечатление снимается шутливым контекстом и авторским выбором момента, когда портрет введен в действие рассказа, мы уже полюбили и оценили героя. Теперь уже не замечаем его неказистость.

4.Этап углубления материалов, выявления архетипов

Задача: выявить, что объединяет рассказ «Нежданно-негаданно» с другими произведениями В. Распутина и произведениями И. Тургенева «Живые мощи» и «Захар Калита» А. Солженицына.

Форма работы: групповая.

Сопоставительный анализ произведений В. Распутина «Нежданно-негаданно», «Тетка Улита», «Изба» и А. Солженицына «Захар Калита».

Каждая группа получает карточки с указанными произведениями и вопросами, необходимыми для анализа.

Примерный круг вопросов:

— Какова центральная тема произведения?

— Как автору удается «за коротким сегодняшним мигом увидеть и почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления»?

— Какие экзистенциальные мотивы раскрываются в произведениях?

— Что предвидел и против чего предостерегал И. Тургенев?

— Что предвидел и против чего предостерегал А. Солженицын?

— О чем предупреждает В. Распутин?

— Какие традиции русской классической литературы продолжает наш современник, талантливейший писатель В. Распутин?

— Как связаны произведения, рассматриваемые на уроке?

5. Этап подведения итогов.

Задача:

  1. Обобщить и закрепить полученные на уроке знания обучающихся о творчестве В. Распутина.

  2. Выявить восприятие обучающихся рассказов В. Распутина.

6.Контроль усвоенного материала.

  1. Прочитать рассказ В. Распутина «Что передать вороне?», очерк «На поле Куликовом». Сформулировать тематику и проблематику, выявить архетипы. Высказать свою точку зрения по поводу поднимаемых автором проблем.

  2. Творческая работа: реферат, доклад, презентация — по выбору обучающихся.









Список использованной литературы
1.Распутин В. А куда в России подевалось родство? // Москва — 2000.- № 7. -С. 186-190.

2.Распутин В. Мы не сдали крепостей, на которых стоит Россия https://www.nashsovr.aihs.net 14.12.04

3. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века:

Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — 224с.









Свежие документы:  Статья "Сказка как способ воспитания музыкально-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: