Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Сургут ХМАО-ЮГРА
Конспект урока по литературе
в 11 классе
« Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Саражакова Галина Гавриловна
г. Сургут
Произведения: рассказы «Нежданно-негаданно», «Изба», «Тетка Улита»
Вид: урок изучения нового материала
Тип: урок комбинированный
Тема: Экзистенциальные мотивы в рассказах В. Распутина
Эпиграф: Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро
И. Песталоцци.
Цели урока:
Обучающая: через анализ эпического произведения малой формы подвести учащихся к пониманию индивидуальности автора в раскрытии нравственных проблем.
Развивающая: развивать навыки работы в микрогруппе, между группами, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию; формирование навыков анализа произведений малой формы; умение находить архетипы, сходные мотивы в произведениях 19 и 20 веков.
Воспитывать желание вникать в психологию героя, соотносить прочитанное с реальной жизнью.
План урока
Содержание этапов:
Этап актуализации опорных знаний.
Корректировка и углубление результатов самостоятельного постижения произведения.
Этап усвоения нового материала.
Этап углубления материала.
Этап подведения итогов.
Контроль усвоенного материала.
Методы: словесный, репродуктивный, продуктивный, наглядный.
Приемы: беседа, анализ эпизодов текста, выразительное чтение.
Основная форма работы на уроке: групповая.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Предварительная подготовка к уроку: прочитать рассказы «Нежданно-негаданно», «Изба», «Тетка Улита». Восстановит в памяти содержание произведений И. Тургенева «Живые мощи» и «Захар Калита» А. Солженицына.
Ход урока
Этап актуализации опорных знаний
Задача: восстановить в памяти обучающихся изученный ранее материал о жизни и творчестве писателя В. Распутина.
Фронтальная беседа:
— Что вы знаете о творчестве великого русского писателя?
— Какие нравственные проблемы поднимает В. Распутин в своих произведениях?
— Являются ли эти проблемы актуальными для вас и ваших родителей?
— Что волнует писателя?
2. Корректировка и углубление результатов самостоятельного постижения произведения
Задача: помочь обучающимся понять особенность, индивидуальность В. Распутина в раскрытии нравственных вопросов современности.
Анализ рассказа «Нежданно-негаданно»
Беседа:
— Почему преступное зло в рассказе от начала и до конца остается нераскрытым – не только в юридическом смысле этого слова (нераскрытым законом), но и не открывающимся в образном плане?
— Как вы понимаете слова Сени Позднякова: «Это зло выясняет подробности, добру они ни к чему»?
— Найдите описание портретов Кати и главного героя рассказа. Какую двойную функцию выполняет портрет в рассказе? Характерно ли это для всего творчества мастера?
(Портрет в рассказе, как это свойственно Распутину, выполняет двойную функцию: не только характеризует персонаж, но и одновременно по-своему освещает психологию героя).
— Какими художественными средствами Распутин показывает драматизм отчаянных и сорвавшихся усилий добра?
— Согласны ли вы с тем, что финал свидетельствует о поражении или даже бессилии добра?
— Как показана в рассказе возрождающая сила добра? С новой силой живет теперь душа героя, с появлением ребенка меняется, убыстряется темп жизни героя: «Все нетерпеливее, все поспешнее хотел жить Сеня»
3.Этап усвоения нового материала
Задача: проследить, как создаются образы героев рассказа, время, выявить основные мотивы, проблематику, сюжет.
— Выявить особенности сюжета.
(Сюжет «нежданный — негаданный»: встреча героя, человека подкупающей доброты и сердечности, с девочкой пяти-шести лет, которая стала предметом ошеломившей его купли – продажи, и неудавшаяся попытка спасти беззащитное существо).
— Чем отличается данный рассказ от других рассказов Распутина?
Рассказ, опубликованный в 1997 году, отличается от остальных тем, что на передний план выходит мужчина: «распутинские старухи» уступают место «распутинским старикам».
— С чем это связано?
Это связано с новым устройством России, в котором только по-настоящему сильный мужчина сможет вынести все испытания. Время, которое назвали постперестроечным.
— Каковы основные мотивы рассказа?
Мотив борьбы добра и зла; мотив влияния добра на человека, мотив «непротивления злу»; мотив жертвенности. Маленькая Катя пошла за «дядями», чувствуя, что будет с теми, кто её любит, если она воспротивится.
— Какие проблемы поднимает автор?
Проблема добра и зла, проблема любви, ответственности за беззащитных перед собой и своей совестью. Проблема преступного зла, которое показано лишь в обрисовке, намеками: некто «дядя Ахмет», «тетя Лиза».
— Как создаются образы героев рассказа?
Во внешнем облике Сени Позднякова подчеркивается неказистость – сравнение с небоевитым петухом. И одновременно это впечатление снимается шутливым контекстом и авторским выбором момента, когда портрет введен в действие рассказа, мы уже полюбили и оценили героя. Теперь уже не замечаем его неказистость.
4.Этап углубления материалов, выявления архетипов
Задача: выявить, что объединяет рассказ «Нежданно-негаданно» с другими произведениями В. Распутина и произведениями И. Тургенева «Живые мощи» и «Захар Калита» А. Солженицына.
Форма работы: групповая.
Сопоставительный анализ произведений В. Распутина «Нежданно-негаданно», «Тетка Улита», «Изба» и А. Солженицына «Захар Калита».
Каждая группа получает карточки с указанными произведениями и вопросами, необходимыми для анализа.
Примерный круг вопросов:
— Какова центральная тема произведения?
— Как автору удается «за коротким сегодняшним мигом увидеть и почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления»?
— Какие экзистенциальные мотивы раскрываются в произведениях?
— Что предвидел и против чего предостерегал И. Тургенев?
— Что предвидел и против чего предостерегал А. Солженицын?
— О чем предупреждает В. Распутин?
— Какие традиции русской классической литературы продолжает наш современник, талантливейший писатель В. Распутин?
— Как связаны произведения, рассматриваемые на уроке?
5. Этап подведения итогов.
Задача:
Обобщить и закрепить полученные на уроке знания обучающихся о творчестве В. Распутина.
Выявить восприятие обучающихся рассказов В. Распутина.
6.Контроль усвоенного материала.
Прочитать рассказ В. Распутина «Что передать вороне?», очерк «На поле Куликовом». Сформулировать тематику и проблематику, выявить архетипы. Высказать свою точку зрения по поводу поднимаемых автором проблем.
Творческая работа: реферат, доклад, презентация — по выбору обучающихся.
Список использованной литературы
1.Распутин В. А куда в России подевалось родство? // Москва — 2000.- № 7. -С. 186-190.
2.Распутин В. Мы не сдали крепостей, на которых стоит Россия https://www.nashsovr.aihs.net 14.12.04
3. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века:
Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — 224с.