Этапы организации научно-исследовательской работы с учащимися













Этапы организации

научно-исследовательской работы с учащимися.






Исполнители: Шишкина Анжелика Николаевна, учитель русского языка и литература МОУ «Школа № 30» города Прокопьевска









Содержание


Введение…………………………………………………………………………2

Формирование практических навыков научной организации учебной деятельности………………………………………….…………………………3

Введение в научно-исследовательскую деятельность. Этапы и формы работы……………………..…………………………………………………….4

Апробация научно-исследовательской деятельности……………..…………8




































Значение литературы в жизни человека велико, так как именно литература обеспечивает становление личности в выборе жизненного пути и способствует поиску смысла жизни.

Это огромный пласт культуры каждой нации, в котором заключена разгадка смысла человеческой жизни.

В литературе отражен духовный опыт человечества. Это уникальный способ освоения человеком окружающего внешнего мира.

Литературе отведена особая роль в образовательном процессе. Именно она развивает способность адаптации, самореализацию личности, свободу выбора, понимание общественных явлений, критическое мышление, самосовершенствование.

Всего этого так не хватает современным выпускникам. Они редко читают художественную литературу, совсем не знакомы с современной литературой, путают имена и произведения классиков не только зарубежной литературы, но и русской. Причин много, но хотелось бы сказать о том, как вернуть интерес к художественной литературе, научить понимать творческие замыслы писателя, понимать проблемы, поднятые им, определять точку зрения писателя и критика, выработать свою и уметь ее аргументировать.

В образовании существует множество приемов, методов и технологий.

В практике широко используется коллективный способ обучения, работа в парах сменного состава, элементы личностно – ориентированного обучения, модульную технологию, метод проекта, развивающее обучение. Чтобы вырастить человека, умеющего при столкновении с новой задачей сформулировать ее, найти новые способы решения, критически оценивать эти способы, выбрать более подходящие, необходимы новые формы, методы и приемы работы. Этим занимается развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Целью и содержанием развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является поисково-исследовательская, а задача учителя – организовать, направить, поддержать учебно-исследовательскую деятельность. Эта деятельность активизирует учебный процесс, учит самообразованию, меняет отношение между учеником и учителем. Учит совместной деятельности, способности к рефлексии.

Основная цель курса «Литература как предмет эстетического цикла» — воспитание «эстетически развитого» читателя. Необходимо отметить, что основным предметом освоения по концепции М.М. Бахтина является отношение «автор – художественный текст – читатель», а методом – непрерывный процесс практической литературной деятельности учеников в позициях «автора», «читателя», «критика», «теоретика».

Задача обучения: направлять детей на запоминание сюжетов, трактовок образов положительных и отрицательных героев (как в традиционном обучении), а постигать авторский принцип видения, выражать собственную оценку произведения и отраженных в нем жизненных явлений.

Воспитание «развитого» читателя – длительный и сложный процесс приобщения учеников к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям постижения этих тайн.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тема памяти в произведениях о войне" ( по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…") 7 класс

Основным видом поисково-исследовательской деятельности учеников средних классов является вычитывание (интерпретация, толкование текста, что способствует формированию позиции учителя – критика).

Вычитывание помогает проследить за развитием мысли – чувства автора, создать целостную «картину мира». Одно из средств читательской практики – акцентное вычитывание, т.е. извлечение из текста определенных моментов для решения задач, задача вычитывания на начальных этапах исследовательской деятельности «назначает» учитель. Как это происходит?

При работе с лирическом стихотворением главным является вычитывание развитие образа – передвижения лирического героя. Сначала выясняем, как развивается настроение рассказчика – героя в этом стихотворении. Процесс вычитывания начинается с выявления «лица говорящего» (рассказчика), затем вычитываем развитие чувства – мысли, его настроения, вызываемого различными событиями жизни. В процессе работы читатели пытаются по авторским «вехам» и «указателям» воссоздать условную модель мира, увидеть ее глазами рассказчика. Эту работу можно рассмотреть на примере чтения стихотворения И. Бунина «Детство» (уже знакомое ученикам со 2 класса».


учитель

ученики

Чьими глазами в этом стихотворении видится мир?

Самого автора, он об этом прямо пишет: «…И весело мне было по утру бродить…»

Как развиваются чувства – мысли лирического героя?

«Сладостно дышать…», «…весело бродить…», «прильну… и чувствую: мне десять лет…», «кора тепла….солнцем прогрета»

Какое настроение у лирического героя?

Нравится сосновый бор, он вспоминает детство: «Сладостно дышать…», «весело бродить…», «…по всюду блеск, свет…»


Усложняется вычитывание текста и для сравнения прочтем стихотворение А.А.Фета «Сосны».


О чем стихотворение?

О соснах

Чьими глазами видится мир?

Рассказчика (автора). Он пишет «…я видеть не могу…». Ему не нравятся сосны, он их называет «надменными», «…трезвый вид мне их несносен…», «…они не знают трепета, не шепчут, не вздыхают…», «…пору замы напоминают…», краска у них «холодная», они станут «пугать иные поколения».


Точка зрения автором понятна? А теперь перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…».


Чьими глазами видится мир?

Герой – сосна. Это ее чувство, переживание: ей одиноко, она грустит, ей снится сон о прекрасной пальме.

Как развиваются чувства лирического героя?

«…стоит одиноко…», «…на голой вершине…», «одета, как ризой…», «…и снится…», «далекой», «одна и грустна», «на утесе горючем прекрасная пальма».

Что за герой сосна?

Ее чувства похожи на человеческие. «дремлет», «одета», «спится ей», «пальма грустила». Дерево не может грустить, видеть сны.

Выходи, что у стихотворения два плана. Первый – природа, на втором видится человек со своими мыслями и чувствами.

Человек одинок и думает о встрече с другим человеком.

Встречали ли вы такой прием (два плана) еще?

Два, в баснях. Пишут о животных, а мы видим поведение людей. В сказках Андерсена герои – вещи.

Но в сказках и баснях важен именно второй план, скрытый смысл (аллегория). К какому роду литературы относятся басни и сказки.

К эпосу.

В эпосе важны действия героев, через которые проявляются черты характера, а в лирике что важно? Ищем второй план?

Нет. Чувства человека и сосны совпадают, здесь нет аллегории. Важнее всего чувства.

Происходит не просто перенос отдельных человеческих качеств на явления природы, оно само олицетворяется, становится особенным лирическим героем, сквозь внешнюю картину природы мы видим внутреннее чувство человека.


Свежие документы:  "Деталь как средство изучения художественного мира произведения" 10 класс


Можно сообщить, что это перевод со стихотворения Гейне: сосна – это «он», пальма – «она». На втором плане у Гейне судьба влюбленных. У Лермонтова второй план – одиночество. У стихотворения появился новый смысл, поэтому многие забыли, что это перевод.

При таком акцентном вычитывании разобраться в чувствах лирического героя в стихотворении «Парус» гораздо легче. Работая над темой «басни», ставя задачу – выявление точки зрения рассказчика, проводится исследовательская деятельность, сравнивая басню Эзопа «Жук и муравей», басню Крылова «Стрекоза и муравей» и басню Нелединского – Мелецкого «Стрекоза».

Основные вопросы:

— что общего?

— в чем различие?

Выводы можно оформить в таблицу:


Эзоп

Крылов

Нелединский — Мелецкий

Проза (притча)

Стихотворение (басня)

Стихотворение (басня)

Есть мораль

Нет морали

Нет морали

Отношение рассказчика к героям

Осуждает жука за то, что он не думает о будущем: «…если ты бы потрудился, когда я работал, а ты смеялся надо мной, не пришлось бы тебе нуждаться в корме».

Не ясно: поможет ли Муравей Жуку.

Осуждает стрекозу: «Ты все пела…».

Результат. Ясно горит: «Так пойди же попляши».

Не осуждает стрекозу, жалеет. Муравей не очень симпатичен автору: «Туго муравей ссужал». Он не труженик как у Эзопа и Крылова), а ростовщик.


Задача жанра басни: показать пороки людей, поэтому лучше всего это получилось у Крылова.

Можно для раскрытия другой точки зрения проанализировать сказку Чиарди «Джон Пленти и кузнечик Дэн», в которой совсем другая точка зрения (сказка напоминает сюжет басен). Поэты, певцы, тонцоры необходимы обществу.

И вот, что сообщу я вам

(прислушайтесь к моим словам):

Накопишь много

Или мало,

Накупишь соли

Или сала,

Сошьешь костюм

Иль три наряда –

Не в этом радость

И награда.

А вот без скрипачей

И песен

Наш мир

Совсем неинтересен…

Чтобы термин «точка зрения» был более понятен ученикам, на групповых занятиях эта работа продолжается. Исследовательская деятельность начинается с того, что сначала необходимо выяснить: от чего зависит «точка зрения»? Затем, что может на нее повлиять и почему у разных авторов она разная? А так же почему люди по-разному относятся к физическому, умственному и творческому труду.

Такого рода исследовательская деятельность учеников учит многому:

— уважительно относится к другому мнению, ведь за этим зачастую стоят многие обстоятельства нам неизвестные;

— чтобы отстоять свою точку зрения, нужно уметь находить аргументы.

Свежие документы:  урок по биографии М.И. Цветаевой "Я тоже была прохожей..."

Ученики делают вывод, чтобы понять позицию автора, нужно внимательно изучить его биографию, проблемы, волнующие его, способы и приемы изображения.

Дети видят, что одно явление может иметь несколько точек зрения.

В программе средних классов хорошо представлены не только лирические, но и эпические и драматические тексты. Главная задача обучения – различение точек зрения автора, рассказчика, героя. В старших классах для исследования предлагают стихотворения Державина, Пушкина и Ломоносова «Памятник». Они связаны не только общей темой, но и общим источником – одой Горация, которую перевели Державин и Ломоносов.

Тема исследования состоит в определении назначения поэта и поэзии, общего и различного в вопросах:

— как отразились черты биографии?

— что считают главным в своем творчестве?

— границы известности?

— как обращаются к Музе?

От коллективной работы можно перейти к индивидуальной – сочинение – отзыв.

Работы учащихся по исследовательской деятельности представляются на городских научно-практических конференциях. Обучающиеся учатся овладевать навыками исследовательской деятельности, которые пригодятся им в дальнейшем.





































Литература



  1. Абутин, М.В. Концепция и опыт использования в реальном учебном процессе электронных мультимедийных сборников [Текст]/ Абутин, М.В.// Компьютерные инструменты в образовании. – СПб.: ЦПО «Информатизация образования» — 2004. — № 5. – с.3-19.

  2. Вудкок, Дж. Современные информационные технологии современной работы [Текст]/Вудкок, Дж., — Русская редакция, 2000. – 256с.

  3. Кулагин, В.П. Информационные технологии в сфере образования [Текст]/ Кулагин В.П., Найданов В.В., Овезов Б.Б.. – Москва: Янус – К, 2004. – 248с.

  4. Щукина, Г.И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст]/ Щукина, Г.И. – М: Просвещение,1986, 126с.

  5. Кузьмина, Л.А. Организация научно-исследовательской работы учащихся в школе – лицее [Текст]/ Кузьмина Л.А.- журнал «Завуч», 1999,№ 3 – с.4-8.

  6. Щикова Л.В., Методическая подготовка студентов к организации научно-исследовательской работы учащихся [Текст]/ Щикова Л.В. – Красноярск: Дом книги, 1995, 155с.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: