Факультативное занятие по литературному чтению «Мгновения красоты»

ГБОУ СОШ № 997

ЮОА г. Москвы





Конспект факультативного занятия

по литературному чтению
во 2 — 3 классе

«Мгновения красоты»





подготовили учителя начальных классов

Дружникова Е.Ю., Леденева Н.М.



Москва

2013 год

Факультативное занятие по литературному чтению: Раздел Рассказы о всякой живности


Тема


Мгновения красоты (образ бабочки в художественной литературе)

Тексты для исследования: А.А. Фет « Бабочка», С.Г.Георгиев «Бабочка на носу»

Кол-во учебных часов

2 часа

Планируемый результат

Учащиеся должны уметь читать произведения, передавая с помощью интонации настроение автора; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте.

Предметные умения

УУД

показать разные взгляды на одно и то же явление;

уметь находить общее и отличное в произведениях разных жанров на одну и ту же тему;

осваивать понятие «художественный образ (бабочки)»;

отрабатывать навыки выразительного чтения лирического стихотворения;

формировать навыки оценивания выразительного чтения;

формировать навыки парной деятельности;

учить ценить мгновения красоты, любоваться ею и пробовать самим создавать прекрасное.


Регулятивные: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока.

Познавательные: овладение способом чтения, способом анализа и интерпретации разных текстов; сопоставлять и сравнивать тексты различных жанров, выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чувства героев; выделять основную мысль произведений.

Коммуникативные: делится своими размышлениями, впечатлениями; дослушивать своих товарищей до конца не перебивая; овладевать способами диалога.

Личностные: делиться своими впечатлениями из собственных наблюдений за бабочками.

Основной тезаурус уроков

Жанр, авторская сказка, лирическое стихотворение, строфа, образ бабочки, интонация.

Бархат

Организация образовательного пространства (по этапам УД)


Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение: особенности жанров «авторская сказка», «лирическое стихотворение»

Русский язык: обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа, освоение диалоговых форм общения.


Фронтальная работа.

Работа в паре.

Творческие работы учащихся в форуме (иллюстрация, мини – сочинение о бабочке)

  1. Распечатка текстов.

  2. Оценочные листы для каждого учащегося.

  3. Компьютер

  4. Мультимедиапроектор

  5. Презентация к уроку




I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё столько всего,

Что достойно, поверь, удивления!


Представьте себе жаркий летний день, звенящий зелёный луг, одурманивающий аромат цветов и слепящие глаза лучи солнца. С цветка на цветок порхают бабочки, то кружатся друг за другом, то садятся, складывая и распахивая крылья.

Слайд 2

— На что они похожи?



— Кто догадался о ком пойдет речь сегодня на уроке?


И сегодня бабочка станет королевой нашего урока.



— Вы любите делать открытия, узнавать что-то новое?

— Сегодня мы будем читать тексты различных жанров о бабочке. Будем учиться выражать свои мысли о бабочке (учиться строить высказывание).

— Я вам предлагаю прочитать текст №1. Слайд 3.











Оживший цветок, падающий осенний листик, бантик на голове ребёнка…


— О бабочке.





-Да.





II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Актуализация знаний учащихся

1. Подготовься читать рассказ выразительно.




2. Определи необходимый тон речи. Какие слова подсказали тебе выбор тона? Прочитай рассказ выразительно.



3. Найди описание бабочки. Передай в чтении чувства героя, который за ней наблюдает. Бархат — ворсистая ткань. Раньше был очень дорог. До сих пор считается королевской тканью.

Работа в парах

4.Оцени чтение своего соседа, пользуясь таблицей.


1.Дети размечают текст, для подготовки к чтению (отмечают паузы, выделяют важное слова, обозначают стрелочкой повышение и понижение голоса).


2. Притаилась, прячет, дразнит, встрепенулась…(Тон – неторопливый, загадочный, восхищенный…)



3.«…чудное хрупкое создание, лепестки- крылья, веер крыльев, красно – черный бархат…»




4.Дети заполняют оценочную таблицу.


2. Исследование нового знания, открытие нового способа, поиск решения задачи

1. Удавалось ли тебе наблюдать за бабочкой? Чем она привлекательна? Расскажи об этом.

2. Рассмотри картинки, на которых изображена бабочка. Расскажи о форме, цвете её крыльев. Слайд 4,5

Первичное чтение стихотворения учителем

— С каким чувством рассказывает о себе бабочка?

— Что можно узнать из её слов?


— С кем беседует бабочка? О чём она говорит?

В чём необычность начала стихотворения А. Фета?


Повторное чтение стихотворения по строфам в парах.

— Определи настроение каждой строфы. Меняется ли оно? Почему?



— Если тебе понравилось стихотворение, выучи его наизусть.


1. Рассказы детей.





— Легко, живо, игриво, ярко, с самолюбованием…

— Они легкие, игривые, красивые, изящные, утонченные, стремительные, беспечные и лучезарные.

— С наблюдателем, автором.

Стихотворение начинается как ответ кому-то, как будто оно совсем без начала.


  1. Самолюбование, восхищение самой собой (бархат крыльев)

  2. Беззаботность, внутренний восторг.

  3. Мимолетность: времени, мгновения.


3. Моделирование ситуации

— Расскажи о бабочке от ее имени. Что бабочка могла бы рассказать о себе самой?






— Молодцы. Вы смогли рассказать от лица бабочки. Как вы это сделали?

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на одуванчик. Летала птица, летала, но не увидела бабочку.

А сегодня, какой- то мальчишка, поймал меня и оторвал мое прекрасное крылышко…

— Мало говорить от имени «Я», надо еще думать, как бабочка, видеть мир ее глазами.

III этап. Применение открытого способа, нового знания о предмете исследования


— Теперь прослушайте произведение С.Г. Георгиева «Бабочка на носу».

— Определите жанр текста. Докажите.


— Прочитайте сказку самостоятельно и ответьте на вопрос: почему Ежик замер? Что он решил сделать?



— Какие слова Ёжика характеризуют его как необычное существо? Прочитай их.

— Почему Ёжик загрустил?



— Как можно помочь ему стать радостным?




— Авторская сказка…


— Он не хотел напугать эту прекрасную Бабочку.

— «Пусть лучше думает, будто я – маленький серый куст, а мой нос – обыкновенный сучок…»


— «..грустно подумал Ежик…»



— «Может быть, больше всего на свете ей хотелось отдохнуть как раз на носу у какого-нибудь ёжика…»


— Продолжить сказку: бабочка возвращается, и они вместе играют на полянке.



Внеурочная деятельность

Творческие работы учащихся в форуме (иллюстрация, мини – сочинение о бабочке)

Ученики пишут мини-сочинение, находят визул или рисуют бабочку, отправляют в ИС. В форуме проходит обсуждение и оценка работ.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности


— Вы познакомились с тремя текстами о бабочке. Чем они отличаются?

— Что стало вам известно о каждой бабочке?




— Рассмотри картины художников. Что тебя особенно на них впечатлило. Слайд 8

— Какой изображает бабочку каждый художник?


— Что удивило на уроке? Что хотелось бы еще узнать?



— Оцените свою работу. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика:



ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ


ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ


НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ


— Жанрами…


-В первых двух текстах бабочка главная героиня: 1-красавица — скромница, 2- мимолетное прекрасное создание.

В третьем тексте – герой Ежик. Бабочка помогает понять читателю характер Ежика.





— Ответы учащихся.




6


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: