ГБОУ СОШ № 997
ЮОА г. Москвы
Конспект факультативного занятия
по литературному чтению
во 2 — 3 классе
«Мгновения красоты»
подготовили учителя начальных классов
Дружникова Е.Ю., Леденева Н.М.
Москва
2013 год
Факультативное занятие по литературному чтению: Раздел Рассказы о всякой живности
Мгновения красоты (образ бабочки в художественной литературе) Тексты для исследования: А.А. Фет « Бабочка», С.Г.Георгиев «Бабочка на носу» | ||||
Кол-во учебных часов | 2 часа | |||
Планируемый результат Учащиеся должны уметь читать произведения, передавая с помощью интонации настроение автора; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте. | Предметные умения | УУД | ||
показать разные взгляды на одно и то же явление; уметь находить общее и отличное в произведениях разных жанров на одну и ту же тему; осваивать понятие «художественный образ (бабочки)»; отрабатывать навыки выразительного чтения лирического стихотворения; формировать навыки оценивания выразительного чтения; формировать навыки парной деятельности; учить ценить мгновения красоты, любоваться ею и пробовать самим создавать прекрасное.
| Регулятивные: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока. Познавательные: овладение способом чтения, способом анализа и интерпретации разных текстов; сопоставлять и сравнивать тексты различных жанров, выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чувства героев; выделять основную мысль произведений. Коммуникативные: делится своими размышлениями, впечатлениями; дослушивать своих товарищей до конца не перебивая; овладевать способами диалога. Личностные: делиться своими впечатлениями из собственных наблюдений за бабочками. | |||
Основной тезаурус уроков | Жанр, авторская сказка, лирическое стихотворение, строфа, образ бабочки, интонация. Бархат | |||
Организация образовательного пространства (по этапам УД)
| ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Литературное чтение: особенности жанров «авторская сказка», «лирическое стихотворение» Русский язык: обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа, освоение диалоговых форм общения.
| Фронтальная работа. Работа в паре. Творческие работы учащихся в форуме (иллюстрация, мини – сочинение о бабочке) |
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Всё знакомо вокруг, тем не менее, На земле ещё столько всего, Что достойно, поверь, удивления!
Представьте себе жаркий летний день, звенящий зелёный луг, одурманивающий аромат цветов и слепящие глаза лучи солнца. С цветка на цветок порхают бабочки, то кружатся друг за другом, то садятся, складывая и распахивая крылья. Слайд 2 — На что они похожи?
— Кто догадался о ком пойдет речь сегодня на уроке?
И сегодня бабочка станет королевой нашего урока.
— Вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? — Сегодня мы будем читать тексты различных жанров о бабочке. Будем учиться выражать свои мысли о бабочке (учиться строить высказывание). — Я вам предлагаю прочитать текст №1. Слайд 3.
|
— Оживший цветок, падающий осенний листик, бантик на голове ребёнка…
— О бабочке.
-Да.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний учащихся | |
1. Подготовься читать рассказ выразительно.
2. Определи необходимый тон речи. Какие слова подсказали тебе выбор тона? Прочитай рассказ выразительно.
3. Найди описание бабочки. Передай в чтении чувства героя, который за ней наблюдает. Бархат — ворсистая ткань. Раньше был очень дорог. До сих пор считается королевской тканью.
Работа в парах 4.Оцени чтение своего соседа, пользуясь таблицей.
| 1.Дети размечают текст, для подготовки к чтению (отмечают паузы, выделяют важное слова, обозначают стрелочкой повышение и понижение голоса).
2. Притаилась, прячет, дразнит, встрепенулась…(Тон – неторопливый, загадочный, восхищенный…)
3.«…чудное хрупкое создание, лепестки- крылья, веер крыльев, красно – черный бархат…»
4.Дети заполняют оценочную таблицу. |
2. Исследование нового знания, открытие нового способа, поиск решения задачи | |
1. Удавалось ли тебе наблюдать за бабочкой? Чем она привлекательна? Расскажи об этом. 2. Рассмотри картинки, на которых изображена бабочка. Расскажи о форме, цвете её крыльев. Слайд 4,5 Первичное чтение стихотворения учителем — С каким чувством рассказывает о себе бабочка? — Что можно узнать из её слов?
— С кем беседует бабочка? О чём она говорит? — В чём необычность начала стихотворения А. Фета?
Повторное чтение стихотворения по строфам в парах. — Определи настроение каждой строфы. Меняется ли оно? Почему?
— Если тебе понравилось стихотворение, выучи его наизусть.
| 1. Рассказы детей.
— Легко, живо, игриво, ярко, с самолюбованием… — Они легкие, игривые, красивые, изящные, утонченные, стремительные, беспечные и лучезарные. — С наблюдателем, автором. Стихотворение начинается как ответ кому-то, как будто оно совсем без начала.
|
3. Моделирование ситуации | |
— Расскажи о бабочке от ее имени. Что бабочка могла бы рассказать о себе самой?
— Молодцы. Вы смогли рассказать от лица бабочки. Как вы это сделали? | — Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. — А сегодня, какой- то мальчишка, поймал меня и оторвал мое прекрасное крылышко… — Мало говорить от имени «Я», надо еще думать, как бабочка, видеть мир ее глазами. |
III этап. Применение открытого способа, нового знания о предмете исследования
| |
— Теперь прослушайте произведение С.Г. Георгиева «Бабочка на носу». — Определите жанр текста. Докажите.
— Прочитайте сказку самостоятельно и ответьте на вопрос: почему Ежик замер? Что он решил сделать?
— Какие слова Ёжика характеризуют его как необычное существо? Прочитай их. — Почему Ёжик загрустил?
— Как можно помочь ему стать радостным?
|
— Авторская сказка…
— Он не хотел напугать эту прекрасную Бабочку. — «Пусть лучше думает, будто я – маленький серый куст, а мой нос – обыкновенный сучок…»
— «..грустно подумал Ежик…»
— «Может быть, больше всего на свете ей хотелось отдохнуть как раз на носу у какого-нибудь ёжика…»
— Продолжить сказку: бабочка возвращается, и они вместе играют на полянке.
|
Внеурочная деятельность | |
Творческие работы учащихся в форуме (иллюстрация, мини – сочинение о бабочке) | Ученики пишут мини-сочинение, находят визул или рисуют бабочку, отправляют в ИС. В форуме проходит обсуждение и оценка работ. |
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
| |
— Вы познакомились с тремя текстами о бабочке. Чем они отличаются? — Что стало вам известно о каждой бабочке?
— Рассмотри картины художников. Что тебя особенно на них впечатлило. Слайд 8 — Какой изображает бабочку каждый художник?
— Что удивило на уроке? Что хотелось бы еще узнать?
— Оцените свою работу. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика:
ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ
ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ
НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ
| — Жанрами…
-В первых двух текстах бабочка главная героиня: 1-красавица — скромница, 2- мимолетное прекрасное создание. В третьем тексте – герой Ежик. Бабочка помогает понять читателю характер Ежика.
— Ответы учащихся. |
6