МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
Статья
«Формирование человека культуры в курсе «Устной и письменной словесности» через нравственный идеал»
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Формирование человека культуры в курсе «Устной и письменной словесности» через нравственный идеал.
В настоящий момент для каждого мыслящего человека волнует падение интереса к чтению настоящей русской художественной литературы, оскудение речи, эстетическая глухота. Недавно я прочитала слова К.Д. Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка». А самое страшное, как мне кажется, что оскудение речи ведет к духовному оскудению нас самих. Но как ученикам вписываться в мир — не бытовой, а бытийный, обрести высокий смысл своего личного бытия, продолжить традиции высокой культуры, определить свое отношение к жизни, смерти, природе, искусству и Богу. Я хочу четко знать, к каким нравственным категориям веду я учеников, не лишая их при этом свободы нравственного выбора, но, показывая им, как этот выбор делала великая русская литература, отечественная культура и ее деятели. Русская литература должна стать частью духовного бытия нас, теперешних! Вот для решения этого вопроса был необходим поиск таких методов, которые позволили бы улучшить современное преподавание школьного курса литературы и повысить интерес к культурному наследию. Эти поиски привели нашу школу к курсу словесности. Наша школа №107 работает по модели «Экология и диалектика». Профессор Тарасов, автор этой модели, трактует понятие «экология» достаточно широко. Экология предполагает и экологию отношений человека, а это высокая нравственность и культура. Значит, главная задача нашей школы – воспитание человека культуры – духовной личности, имеющий высокий уровень самосознания, независимость суждений, ориентирующиеся в мире духовных ценностей.
В этом аспекте мы изучаем курс «Народной словесности». Материал курса включает исторические, географические, этнографические сведения, большой исторический материал. В центре внимания оказываются верования, обычаи, мифы, обряды и обрядовая поэзия, сказки, былины, театр. Все это направленно на возрождение интереса и любви к родной культуре. Ведь цель воспитания человека культуры включает его подготовку к жизни. Знание религиозных праздников, народных обычаев готовит учащихся к жизни в условиях диалога культур и народов. Но главное, как мне кажется, это воспитание российского менталитета, русского духа. Нужно, чтобы ученики были знакомы со своей родиной и со всем, что к ней относится. Уроки словесности вводят ребят в удивительный мир народной культуры, который складывается веками, формирует определенный ритм жизни. В этом ритме складывалась гармония духовная и физическая. Изучение на уроках словесности календарных и семейно – бытовых обрядов помогает учащимся осознать таинственную связь человека с природой, понимание духовной жизни своих предков. А это формирует в детском сознании свой национальный образ мира. Ребята с удовольствием участвуют в разного рода обрядовых «игрищах»: «Осенние посиделки», «Святки – колядки», «Честная масленица – широкая барыня». Ведь в процессе игры реализуются их природные потребности: бегать, прыгать, танцевать, то есть активно двигаться. Через коллективную игру они учились входить в социальную жизнь, сохраняя свою индивидуальность, здесь же появляется и их культурное творчество: они поют, танцуют, рисуют, декламируют, лицедействуют, готовят декорации и костюмы – и все это на основе их свободного выбора. То есть игра становится полем детского самовыражения, развивает потребности учащихся в познании и самопознании. Изучение Культа Природы в курсе словесности формирует их отношение к себе как к части природы, чтобы жить в единстве и согласии с природой, нести ответственность за свои действия. Следует отметить, что на фоне курса «Народная словесность» возрастает глубина восприятия русской классической литературы. Например,«Вечера на хуторе близ Диканьки» воспринимаются на фоне уже известных им атрибутов народной жизни, веры в чертей, домовых, на фоне календарных обрядов.
Курс «Народной словесности» создает почву для дальнейшего основательного изучения письменных памятников русской культуры. На это изучение направлены курсы письменной словесности: «Древнерусская письменная словесность X—XIII вв.» для 6 класса; для 7 класса: «Древнерусская письменная словесность X – XV вв.»; для 8 класса: «Древнерусская письменная словесность XVI – XVII вв.»; для 9 класса- «Русская письменная словесность XVII века». Таким образом, ребята изучают историю – литературный курс русского фольклора и литературы X – XVIII вв.
Вступление любой страны на путь мировой цивилизации выражается в сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех видах и разновидностях. Курсы письменной словесности знакомят учащихся с древнерусской письменной культурой, представленной переводом Священного Писания, летописями, сказаниями, поучениями, молениями, житиями, с типами документов, с образцами учительного и торжественного красноречия, с законом, наукой. Наиболее важным, на мой взгляд, представляется изучение Библии. Без ее знания невозможно понять всю русскую литературу, которая буквально пронизана библейскими сюжетами и идеалами. Кроме того, изучении Библии ориентирует учеников на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру. Человек культуры должен знать этические учения православного христианства и других мировых религий. Это воспитывает веротерпимость, а это очень важно в нашем мире. Изучение словесности на этом этапе позволяет нам прикоснуться к людям тонко чувствовавшим, поднимавшимся на высоты душевные и духовные. Это писатели, поэты, святые. Созданные ими произведения создают четкую систему нравственных ценностей.
Развитие жанров, содержание произведений, влияние фольклора и устной речи на литературный язык, появление демократической сатиры, развития стихотворства – все это способствует усилению общефилософского просвещения. Но главное в том, что в древнерусской словесности находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы нового и новейшего времени, мы можем увидеть тесную связь литературы с историческим процессом. Таким образом, курс словесности готовит учащихся к более глубокому пониманию особенностей русской литературы, которая получила в наследство высокую идейность, огромный художественный опыт, гибкость и богатство языка, образной системы.
Огромное удовлетворение я чувствую оттого ,что изучение словесности приводит к возрождению многих традиций русской культуры: православных традиций, духовного подвижничества, русской народности, духовности, гуманности. Словесность позволяет вооружаться нам знаниями базовых основ русской культуры, развивать историческую память, патриотические, нравственные и гражданские чувства, формирует национальное самосознание. При этом словесность ориентирует нас на универсальные общечеловеческие культуры и позволяет самому сделать выбор этих ценностей. Все это способствует воспитанию культурного, образованного и высоконравственного русского человека. То есть изучение словесности – способ включение детей в культурное пространство современного мира через прикосновение к основам отечественной культуры.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков – правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить!
Используемая литература:
1.Сипинёв Ю.А., Сипинёва И.А. Русская культура и словесность.Кн.1: Учебно-методическое, литературоведческое и культурологическое пособие (V класс). – С.-Петербург, издательство «Сайма», 1993г. Стр.243, 257, 282, 283.
2.Костанян Н.Н.Русская народная словесность. М. «Просвещение», 1994г.
3. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X –XI классов. М.: Интерпракс, 1994г., стр. 52-85
4