«ГЛАВНОЕ – СЕЯТЬ ДУШИ В ЛЮДЯХ…» (по рассказу А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире») 6 Класс

БЕЛОНОГОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА,

учитель высшей категории ГБОУ СОШ №627 г.Москвы

ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС, 2 урока

«ГЛАВНОЕ – СЕЯТЬ ДУШИ В ЛЮДЯХ…» (по рассказу А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»).

1 урок. Знакомство с писателем. Изображение исторической эпохи в рассказе. Образная система рассказа.

2 урок. Проблема человеческого достоинства и самореализации в рассказе. Нравственный смысл рассказа. Авторская позиция.

Краткий план 2 урока.

  1. Образ машиниста Мальцева. Несчастный случай и «прозрение».

  2. Человек и машина. Закрытый внутренний мир героя.

  3. Высокие моральные качества рассказчика. Человек и человек.

  4. Авторская позиция в рассказе.



Аннотация. На уроке будет продолжена работа над рассказом Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире». Нам предстоит разобраться в отношении платоновских героев к миру, природе, другому человеку, увидеть, как решает автор проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность идеи этого произведения.



Текст

В кадре

1.

-Здравствуйте! Сегодня мы продолжим работу над рассказом Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире». На прошлом уроке мы познакомились с главными героями этого произведения – машинистом Мальцевым и рассказчиком, молодым помощником механика Костей. Мы узнали, что Мальцев – настоящий мастер своего дела. Он много и трудно работает, лучше всех водит паровоз, относится к своему труду добросовестно и с большим уважением, но в то же время некоторые его качества заставляют читателя задуматься.



(или чтение фрагмента учителем: «Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.» «Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной.
— Я, Александр Васильевич, этот крейцкопф
1 уже проверил, — сказал я ему однажды, когда он стал проверять эту деталь после меня.
— А я сам хочу, — улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня.»)


Учитель















Мих.ГЛУЗСКИЙ читает В прекрасном и яростном мире 1987 — Яндекс.Видео (2.00-2.45)


2.

— «Чувствовал своё превосходство», «не верил, что кто другой может научиться тайне его таланта», «тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал вперед, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины»… Как мы видим, Мальцев чувствует машину всем телом, ощущает её дыхание. Но только ли машину?



(или чтение текста учителем: «Даже воробей, сметённый с балластного откоса 2ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьём: что с ним станется после нас, куда он полетел?»

Мих.ГЛУЗСКИЙ читает В прекрасном и яростном мире 1987 — Яндекс.Видео (3.16-3.45)







Коллаж из картинок, изображающих природу или их последовательная демонстрация

3.

— Оказывается, Мальцев чувствует и видит не только паровоз, но ещё и лес, воздух, птиц и многое другое. Мальцев ощущает тот самый мир, который включает и его самого, и природу, и машину. Но в судьбы людей у Платонова часто вмешиваются какие-то неясные, на первый взгляд, силы. В судьбу машиниста Мальцева, скучавшего от своего таланта, как от одиночества, «вмешалась» гроза, ослепившая именно его одного из всей бригады.



(или чтение фрагментов учителем: «Мальцев гнал машину вперед, отведя регулятор на всю дугу и отдав реверс3 на полную отсечку. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту. Александра Васильевича, видимо, увлекло это зрелище: он далеко высунулся в окно, глядя вперед, и глаза его, привыкшие к дыму, к огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением. Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью.
Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. Значит, и грозовую тучу несла буря нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели и заскрежетали по железному телу паровоза; видимости не стало, и я пустил турбодинамо
4 для освещения и включил лобовой прожектор впереди паровоза. Нам теперь трудно было дышать от горячего пыльного вихря, забивавшегося в кабину и удвоенного в своей силе встречным движением машины, от топочных газов и раннего сумрака, обступившего нас. Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак — в щель света, создаваемую лобовым прожектором. Скорость упала до шестидесяти километров; мы работали и смотрели вперед, как в сновидении.
Вдруг крупная капля ударила по ветровому стеклу — и сразу высохла, испитая жарким ветром. Затем мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнушегося сердца; я схватился за кран инжектора, но боль в сердце уже отошла от меня, и я сразу поглядел в сторону Мальцева — он смотрел вперед и вел машину, не изменившись в лице.
— Что это было? — спросил я у кочегара.
— Молния, — сказал он. — Хотела в нас попасть, да маленько промахнулась.
Мальцев расслышал наши слова.
— Какая молния? — спросил он громко.
— Сейчас была, — произнес кочегар.
— Я не видел, — сказал Мальцев и снова обратился лицом наружу.
— Не видел! — удивился кочегар. — Я думал — котел взорвался, во как засветило, а он не видел.
Я тоже усомнился, что это была молния.
— А гром где? — спросил я.
— Гром мы проехали, — объяснил кочегар. — Гром всегда после бьет. Пока он вдарил, пока воздух расшатал, пока туда-сюда, мы уже прочь его пролетели. Пассажиры, может, слыхали, — они сзади.
Далее мы вошли в ливень, но скоро миновали его и выехали в утихшую, темную степь, над которой неподвижно покоились смирные, изработавшиеся тучи.»







Мих.ГЛУЗСКИЙ читает В прекрасном и яростном мире 1987 — Яндекс.Видео (10.05-10.46); (15.15- 15.30)



Картинка с изображением молнии

4.

— Почему молния ослепила Мальцева, первоклассного машиниста, не тронув находившихся рядом с ним? Не только потому, что, как известно, молния бьёт в утёсы, в самые возвышенные точки на местности. Молния, по Платонову, — это часть особого духовного пространства. И ударила она в духовное тело: мастерство Мальцева, оторвавшее его от людей, сделало его одиноким, самоуверенным и… слепым душой., т.е чёрствым к людям. Герой и до грозы почти не различал явления, которые он видел в действительности и в своём воображении. И , чтобы вырваться из рокового самоослепления, надо было испытать удар молнии, реальное ослепление. Разветвление 1.




учитель













Другое изображение молнии

— Не за свою ли непомерную гордыню и был поражён Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем? Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но всё ещё считающий себя зрячим (поскольку продолжал видеть мир в своём воображении) Мальцев «на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному составу». Привыкший безапеляционно доверять себе, собственному опыту, убеждённый в непреложности своего физического и профессионального зрения, машинист едва не стал виновником крупной железнодорожной аварии. Эпизод этот глубоко символичен. Мальцев потерял зрение, употребляя медицинский термин, под влиянием электромагнитной волны, но он давно слеп нравственно, как может быть слеп человек, отъединённый от других людей, замкнувшийся в своём эгоистическом мировидении, в горделивой самонадеянности замысливший встать «над» самой матушкой-природой. Автор подчёркивает тупиковость, гибельность такого пути. Слепец полагает, что приближается к искомой цели – заданному пункту назначения, на поверку же неотвратимо движется к катастрофе. Характерно, что Мальцев продолжает «слушать» себя даже тогда, когда помощник кричит ему, указывая на предупредительные сигналы, а поезд давит петарды5. Настоящий эпизод обрисован Платоновым как апогей6 самообольщения героя: «Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своём уме, воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал… Я и в петарды не поверил, хотя и слышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зелёный сигнал, я сразу не догадался». Разветвление 2. Страшная катастрофа была предотвращена лишь благодаря тому, что в критический момент Мальцев «отступился», предоставив пульт управления помощнику.

Учитель, иллюстрации к рассказу

6.

— Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обстоятельств иного свойства – социального. Мальцева обвинили чуть ли не во вредительстве: «Взрослый сознательный человек управляет паровозом курьерского поезда, везёт на верную гибель сотни людей… Что это такое? – Но ведь он и сам чуть не погиб! – говорю я. … — Может быть, у него были свои причины погибнуть»

Столь страшное обвинение так обескуражило героя, что он почти не защищается. Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником утверждает, что «прав, а не виноват». Внутренне уверенный в собственной невиновности, он не пытается противостоять давлению социального механизма. Сознательно избранная Мальцевым пассивная позиция – результат духовной сломленности героя, не верящего в людское сопереживание, не ждущего поддержки от ближнего…

учитель

7.

— Теперь нам становится понятнее, почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, «яростным». В этом мире господствуют силы, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода «недобрые» случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире дикой природы, и в цивилизованном социуме. Как же выжить человеку в этом «страшном» мире? Разветвление 3. Ответом на этот вопрос является в произведении образ повествователя. Константин, от лица которого ведётся рассказ, по его собственным словам, «не был другом Мальцева», да и последний относился к пареньку «без внимания и заботы». Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с «роковыми» силами, разрушившими здоровье Мальцева и изгнавшими его из трудового коллектива.

(или чтение фрагмента учителем: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я почувствовал тайный, неуловимый расчет этих сил — в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня. Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать.»

Учитель



























Мих.ГЛУЗСКИЙ читает В прекрасном и яростном мире 1987 — Видео@Mail.Ru (25.29-26.33)


8.

— Итак, рассказчик решил воспротивиться всем стихиям «яростного» мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно. Мальцева освободили, оправдали. Но в результате следственного эксперимента он стал калекой, лишённым радости исполнять любимую работу… — Рассказчик не может смириться с тем, как Мальцев один на один борется с природной стихией и стихией собственного убожества. Он приходит ему на помощь…

Мих.ГЛУЗСКИЙ читает В прекрасном и яростном мире 1987 — Видео@Mail.Ru(27.44 – 32.12)

9.

— Получается, что герой Андрея Платонова находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасного и яростного» мира в ЧЕЛОВЕКЕ. Ведь именно рассказчик, один из тех, среди которых Мальцев скучал ранее, как среди недоучек, воспротивился действию роковых сил, ослепивших Мальцева, и решил победить их во имя спасения мастера.

Машина – удивительное создание. Но что такое машина без человека? Во-первых, сама она плод ума и рук человека, во-вторых, машина без умелого управления человека слепа и опасна. А в-третьих, ношу одиночества, болезни, беды человеческой машина разделить не может. И тогда на помощь человеку приходит человек. И в том, кто поклонялся машине как идолу, просыпается человеческое…Чудо духовного единения людей – вот то, что делает окружающий нас «яростный» мир по-настоящему прекрасным. Этому учит нас Андрей Платонов, о прекрасном рассказе которого поэт В.Боков сказал: «В каждой строчке…присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».

— Наш урок закончен. Всего доброго.

Учитель





















Слова В.Бокова:

«В каждой строчке…присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь».



Разветвление 1.

Немного истории…

  1. На первобытного человека сильное впечатление производило непонятное для него явление — гроза. В страхе перед грозой люди обожествляли ее или считали орудием своих богов. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, «творца» молнии и грома. Позже наши предки гром и молнию приписывали «деятельности» Ильи-пророка, который, «катаясь на колеснице по небу, пускает огненные стрелы». Боги грома и молнии известны религиозных представлениях и других народов. Во все времена церковь стремилась насаждать и поддерживать веру народных масс, что молния — это «небесная кара». Уже в древности жрецы использовали электричество атмосферы для получения «небесного огня» во время приношения жертв. С этой целью в египетских храмах строили высокие деревянные мачты, обитые медными листами. Специальное устройство собирало электрический заряд, достаточный для того, чтобы убить искрой человека или животное, приносимое в жертв. Во всех древних культурах молния служит выразительным знаком силы, скорости, движения и является атрибутом бога-громовержца, царя богов. Молния, соединяющая небо и землю, олицетворяет божественную волю, творческий импульс, который передается на землю и становится движущей силой людей и событий. В молниях видели знамения, посылаемые богами; места, в которые ударяла молния, считались священными, а люди, пораженные молнией, — отмеченными божеством.

  2. Являясь выражением божественного гнева и образом разрушительного «небесного огня», молния в то же время бывает и благотворной, олицетворяя пробуждение внутренних жизненных сил. Психологически молния может рассматриваться как кризис и одновременно как способность увидеть во мраке новые горизонты, найти выход. Познание Истины по своей внезапности, силе и потрясению подобно вспышке молнии. «Мгновенность духовного озарения сравнивалась с молнией во многих религиях. Более того: внезапная вспышка молнии, разрывающая тьму, расценивалась как mysterium tremendum (лат. „ужасная тайна“), которая, преображая мир, наполняет душу священным трепетом» (Мирча Элиаде).

Благодаря упорному труду исследователей удалось показать, что в явлении грозы и молнии нет ничего сверхъестественного, что в нем нет места божественной деятельности тут нет причин для суеверных страхов.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. д. Особенно опасна молния для человека. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.

Интересные факты о молниях:

  • Средняя длина молнии 2,5 км. Некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.

  • 70% жертв молний это мужчины

  • Воздух в зоне канала молнии практически мгновенно разогревается до температуры 30 000-33 000° С

  • От удара молнии в мире в среднем ежегодно погибает около 3 000 человек

  • Из 100 деревьев молнией поражаются 27% тополей, 20% груш., 12% лип, 8% елей и только 0,5% кедровых.

Жертвы молний

В мифологии и литературе:

Асклепий, Эскулап — сын Аполлона — бог врачей и врачебного искусства, не только исцелял, но и оживлял мёртвых. Чтобы восстановить нарушенный мировой порядок Зевс поразил его своей молнией

Фаэтон — сын бога Солнца Гелиоса — однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержал огнедышащих коней и едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями.

Исторические личности:

Казанский губернатор Сергей Голицын — 1 (12) июля 1738 года погиб во время охоты от удара молнии.

Российский академик Г. В. Рихман — в 1753 году погиб от удара молнии во время проведения научного эксперимента.


Учитель



























































Зевс-громовержец, Перун и др.















































































































































































































































Эскулап, Фаэтон



























Разветвление 2.

ГОРДЫНЯ И САМООБОЛЬЩЕНИЕ

Гордыне — этому ужаснейшему из грехов — посвящено множество размышлений философов, психологов, Отцов Церкви. Многие писатели пытались понять, как человек попадает в сети гордыни, что происходит в его душе. Демон из поэмы М.Ю.Лермонтова, Ларра из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», господин из Сан-Франциско из одноимённого рассказа И.А.Бунина… Все они поддались самообольщению, все отгородились от людей и все были наказаны…

Гордыне предшествуют такие духовные болезни, как самолюбие, высокомерие, тщеславие, чванство, похвальба, лицемерие, надменность и многие другие. Все эти «болезни» являются результатом одного и того же духовного «отклонения» — нездорового внимания к собственной персоне. В процессе развития гордыни у человека сначала наблюдается тщеславие, а различие между этими двумя видами духовной болезни примерно такое же, как между подростком и взрослым мужчиной.

Нередко гордыню уподобляют слепоте или галлюцинациям, а о пагубности этой «болезни» свидетельствует ее отец и родоначальник — дьявол, сам из светлого денницы превратившийся в свирепого дракона.

«Человек, одержимый гордыней, старается показать свое превосходство перед другими людьми. И великое счастье для тщеславного, если какие-то внешние причины заставляют его переключиться на другого человека (на семью, невесту, друга) или если его начнут одолевать жизненные невзгоды. Хорошо также если он наладит контакт с религиозными людьми, и это повлечет его по пути веры. Тогда он, прельщенный красотой добродетелей, осознает собственную духовную нищету и захочет благодатной помощи.

Если же такого не случится, тщеславие получит дальнейшее развитие и породит в человеке страсть повелевать и поучать. Он будет посягать на чужую волю, распоряжаться чужими временем, вниманием, силами и станет неуступчивым и напористым. Для него на первом месте будет стоять только его дело, а дела окружающих его людей будут казаться ему пустяками. Он будет хвататься за все и вмешиваться в чужую работу.» (Преподобный Ефрем Сирин)

К нашему счастью, многие обстоятельства каждый день убеждают человека в его ограниченности и несостоятельности, таким образом, причин для гордыни у нас нет. Ведь даже малый вирус, попав в наш организм, может вызвать серьезное заболевание и даже смерть. А если Бог нам дал какой-то дар, и мы от этого стали немного лучше людей, с которыми нас свела судьба, то нужно помнить, что в мире всегда найдутся люди талантливее и умнее нас. Кроме того, если мы преуспеваем в чем-то одном, то отстаем и слабеем в другом.

Вера в себя делает человека сильным, а вера в Бога — могучим.

Среди пошлости, грязи, насилия
Разглядеть мы пытаемся свет.
Но напрасными будут усилия,
Если света в душе нашей нет.




Учитель

















Демон, Ларра, Раскольников, Господин из Сан-Франциско (портреты)

























Картина изгнания Денницы из рая





































































Иисус Христос













Разветвление 3.

«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ!»

— Мыслители прошлого воспевали творческую активность человека, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обстоятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.

— Вот лишь некоторые мысли великих людей, над которыми стоит задуматься. В них совершенно ясно изложено, какой должна быть жизненная позиция человека:

«Жизнь – борьба, в борьбе –счастье» (И.А.Гончаров)

«Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В.Гёте)

«Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой» (И.-В.Гёте)

«Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил» (Ч.Диккенс)

«…люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами» (М.Горький)


Учитель











«Жизнь – борьба, в борьбе –счастье» (И.А.Гончаров)

«Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В.Гёте)

«Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой» (И.-В.Гёте)

«Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил» (Ч.Диккенс)

«…люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами» (М.Горький)

Портреты писателей


Тест 1. Профессиональные слова

( слова из профессиональной лексики железнодорожников, встречающиеся в рассказе – на внимательного и вдумчивого читателя) – можно в Дополнительный материал



    1. Букса –

А)деталь в колесе вагона

Б) сам вагон

В) крыша вагона



    1. Тендер –

А) запасная дверь

Б) вагон для запасов воды

В) паровоз



  1. Реверс –

А) поклон

Б) прибор

В) труба вагона



  1. Инжектор –

А) человек, проверяющий пути

Б) светофор

В) насос



  1. Петарда –

А) фуражка машиниста

Б) снаряд сигнальный для остановки поезда

В) кобура



  1. Бандаж –

А) приспособление для колеса

Б) рычаг

В) рельсы



  1. Наволочь –

А) тучи

Б) мешок

В) снег



  1. Кичиться —

А) радоваться

Б) хвастаться

В) плакать



  1. Кучный –

А) серый

Б) прозрачный

В) густой






Тест 2 ( по содержанию урока)



    1. Как назывались писатели, к числу которых относился А.Платонов?

А) пропавшие

Б) изгнанные

В) вернувшиеся

Г) возвращённые



    1. Какова настоящая фамилия писателя?

А) Платонов

Б) Мальцев

В) Климентов

Г) Петров



    1. Что значит слово «яростный» в названии рассказа?

А) красивый

Б) злой

В) неукротимый

Г) шумный



    1. В каких отношениях находились герои?

А) родственники

Б) ученик и учитель

В) друзья

Г) враги



    1. Какое явление или событие изменило жизнь Мальцева?

А) назначение помощника

Б) сильный ветер

В) ливень

Г) удар молнии



    1. В ком или в чём нашёл герой поддержку и опору?

А) в человеке

Б) в общении с природой

В) в паровозе

Г) в религии



    1. Кто является выразителем авторской позиции в рассказе?

А) Мальцев

Б) Константин (помощник механика)

В) старый машинист

Г) непосредственно сам автор











1 Крейцкопф (нем. Kreuzkopf), ползун — деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим.

3 Реверс — изменение хода механизма на обратный, противоположный.

4Турбодинамо— (Turbogenerator) паровая турбина и электрический генератор, соединенные между собой в один агрегат.

5 Сигнальная железнодорожная петардапиротехническое устройство, применяемое на железнодорожном транспорте для подачи звукового сигнала машинисту локомотива.

6 Апогей (от греч. apogeios — находящийся далеко от Земли) —  точка орбиты Луны или искусственного спутника Земли, наиболее удалённая от центра Земли.

В переносном значении апогей — высшая точка, расцвет чего-либо, например апогей славы


Свежие документы:  Метапредметный урок по литературе и математике "Магия чисел в художественной литературе и устном народном творчестве" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: