Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Горький смех сатирика»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Пономаренко Анна Георгиевна
г. Калининград
2011
«Горький смех сатирика»
Итоговый урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина.
Литературная викторина.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин
Русская комедия начиналась
задолго еще до Фонвизина,
но началась только с Фонвизина.
В. Г. Белинский
Цель: — выявить степень усвоения изученного материала;
— проверить знание учащимися содержания комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Развитие речи: — умение написать рассуждение на литературную тему.
Вид урока — комбинированный; рассчитан на 2 часа. Участвуют учитель и учащиеся, команды готовятся заранее.
Ход урока :
I. Вводное слово учителя: Литературная деятельность Д.И. Фонвизина начинается в 60-е годы 18 в. Дворянин по происхождению, пытливый и остроумный человек, он был создан для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.
Драматург видел, что вокруг трона Екатерины 11 собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний – это грозные признаки надвигающейся народной бури…
В 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене уже более 200 лет. О значении творчества этого замечательного драматурга-сатирика Белинский В.Г. сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».
Сегодня мы посвящаем наш урок его творчеству, но проведем его в форме литературной игры.
II. Ход игры:
Разминка команд: (за 30 секунд – кто больше даст правильных ответов).
— Где родился Д.И. Фонвизин ? ( в Москве)
— Фамилия Фонвизина по происхождению? (немецкая)
— К какому литературному направлению относится творчество Д.И.Фонвизина ? (классицизм)
— Против какого общественного порока была направлена комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» ? ( против невежества)
— Кого называли недорослями в 18 в.? (дворянских детей не достигших 15 лет, т.е возраста, назначенного Петром I для поступления на службу)
— Сколько лет было Митрофану ? ( 16 лет)
— Можно ли его мать назвать старухой ?( нет, не было 40 лет)
— Является ли Софья отрицательной героиней комедии ?
— Имя какого героя стало нарицательным ? (Митрофанушка – недоросль)
— Что олицетворяет фамилия Скотинина ? (грубость)
— К какому социальному слою принадлежит герой пьесы ? (дворянство)
— Кого автор называет «другом честных людей ? (Стародума)
— Какому предмету обучал Митрофана Вральман ? (географии, истории)
— Кем он был у Стародума ? (кучером)
— В речи какого героя встречаются выражения «собачья дочь», «воровская харя»,
«старая хрычовка» ? (Простакова)
— Кому они адресованы ? (Еремеевне)
— Какой конфликт является двигателем действия в комедии ? (конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами)
Конкурс капитанов: (дается время на подготовку).
1. Дать определение литературным понятиям: сатира, драма
Сатира — вид комического, беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждение человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.
Драма — род художественной литературы, предназначенная для исполнения на сцене, содержание которой составляют речи, разговоры действующих лиц.
2. Как передается содержание драматических произведений, в какой форме? (в форме диалога, монолога)
3. Основные виды драматических произведений? (трагедия, драма, комедия) Дать характеристику.
Игра команды:
— В переводе с греческого «драма»? — (действие)
— В переводе с латыни «сатира»? – (смесь, мешанина)
— Как первоначально писалась фамилия Фонвизина? (Фон Визин, Фон Висин)
— Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии
стать переводчиком? (латынь, немецкий, французский)
— Перед юношей открылось три дороги: военная служба (был чин сержанта), учеба в университете и статская служба (стать чиновником). Что он выбрал? (стал чиновником в Коллегии иностранных дел).
— В каком произведении Фонвизин осмеивает два типа русских дворян – слепо преданных старине и зараженных модной французоманией? («Бригадир»).
Какое событие, по мнению Фонвизина, грозило привести Российскую империю» на самый край конечного разрушения и гибели»? (Пугачевщина).
— Что возмутило Екатерину II, вызвало язвительный сарказм: Худо мне жить приходится; уж г-н Фон Визин хочет учить меня царствовать»? ( Денис Иванович составил под руководством Н.И. Панина проект Конституции «Рассуждение» о непременных государственных законах, в котором главными пунктами были свобода и собственность).
— По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь». (Постановка «Недоросля» — первое представление на сцене).
Содержание комедии :
— Что значит имя «Митрофан»? (С греческого похожий на мать).
— В чем комизм фамилий – прозвищ тех, что учили Митрофана? — говорящие фамилии
— Кутейкин-кутья (поминальная и рождественская каша), Цыфиркин- цифра, Вральман- ( русское «враль» + немецкое «ман»- человек).
— Как речь персонажей характеризует их ?
-Кутейкин – недоучившийся семинарист, его речь изобилует формами церковно-славянского языка («тьма кромешная», «горе мне грешному».
Цыфиркин – в прошлом солдат, а сейчас – преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты и военные термины (примеры).
Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, Цыфиркина –
грубоватого, прямолинейного, честного.
Речь героев свидетельствует о стремлении автора к жизненной правде, речь характеризует саму личность.
Вральман – преподает историю и географию, был раньше кучером у Стародума.
— Какой персонаж не имеет ни фамилии, ни имени ?(Еремеевна — кормилица Митрофана).
— Какая «дрянь» лезла в глаза Митрофанушке во сне? («Ты, матушка, изволила бить батюшку…, ты так устала, колотя батюшку»).
— Был ли Митрофан набитым дураком и ленивым увальнем ?( нет, он хитер, изворотлив, непоседлив).
— Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением. Процитируйте! (Да извозчики на что ж?).
— Как оправдывает свою фамилию Скотинин? (Больше всего люблю свиней).
— Продолжите высказывание Стародума… «Имей сердце, имей душу…(..И будешь человек во всякое время)».
— Какой финальной фразой заканчивается комедия? (Стародум – «Вот злонравия достойные плоды»).
Итог подводят судьи.
III. Слово учителя: Почему именно так завершается пьеса? – Мысль о воспитании просвещенного дворянства во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, даже Екатерина II. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной…
Но такого закона нет… И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливают законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин! Вот почему устами Стародума говорит: «В большом свете водятся премелкие души. Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится. Невежда без души зверь».
Наличные деньги – не наличные достоинства.
Глупому сыну – не в помощь богатство.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена.
Можно использовать в качестве дополнительных заданий:
А. Найти в тексте комедии высказывания Стародума, ставшие афоризмами.
Б. Продолжить список афоризмов… (какие из них можно использовать в качестве аргументов к утверждению: « И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы».
(ответить на вопрос письменно).
Список использованной литературы:
1. Д.И. Фонвизин. «Комедии». Л., Детская литература, 1967
2.С.Г. Рассадин, «Сатиры смелый властелин», М., Книга, 1985