Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине ( по рассказу А.И.Солженицына «Захар Калита») 11 класс

Ханты- Мансийский автономный округ

Тюменская область

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 14»







Конспект урока по литературе
в 11 классе




«Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине ( по рассказу А.И.Солженицына «Захар Калита»).»


подготовила

учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна













Нягань 2012

Урок предназначен для учеников старших классов. Он должен способствовать формированию нравственно-духовных ценностей, воспитанию патриотизма.


Тема: Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине ( по рассказу А.И.Солженицына «Захар Калита»).

Цель: нравственно-философский анализ рассказа А.И.Солженицына «Захар Калита»

Ход урока

  1. Беседа

Учитель: Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине… Каков он ? Над этим вопросом следует задуматься каждому. Всегда ли те, кто любят поговорить о морали, являются примером человеческого достоинства и гражданского служения Родине?

Вопрос:

— О чём заставляет нас задуматься это стихотворение?


Николай Добролюбов


Моралист красноречивый

Нам о нищих говорил,

Речью умной и правдивой

Помогать им нас учил…


Говорил о цели жизни.

О достоинстве людей,

Грозно сыпал укоризны

Против роскоши детей…


Речь его лилась так складно,

Был он так красноречив,

Что ему внимали жадно

Всё, дыханье затаив, —


И, чтоб не развлечь вниманья,

Отогнали двух старух,

Что на бедность подаянья

Под окном просили вслух…


Ответ:

Это стихотворение заставляет нас ещё раз задуматься, что «моралист красноречивый», который любит поговорить о наших проблемах, любит поучить нас жить, на деле не способен просто добрый поступок совершить.

Говорить о нищих и не подать им «на бедность подаянья»… А ведь « речью умной и правдивой помогать им нас учил». Думаю, что ясно: суди о людях не по словам, а по делам.


Чтение стихотворения Владимира Высоцкого «Проложите, проложите…».

Вопрос:

— Какая главная мысль в стихотворении В.Высоцкого?

Владимир Высоцкий

Проложите, проложите

Хоть туннель по дну реки

И без страха приходите

На вино и шашлыки.

И гитару приносите,

Подтянув на ней колки, —

Но не забудьте – затупите

Ваши острые клыки.

А когда сообразите –

Все пути приходят в Рим,

Вот тогда и приходите,

Вот тогда погорим.

Нож забросьте, камень выньте

Из-за пазухи своей

И перебросьте, перекиньте

Вы хоть жердь через ручей.


За посев ли, за покос ли –

Надо взяться, поспешать, —

А прохлопав, сами после

Локти будете кусать.


Сами будете не рады,

Утром вставши, — вот те раз! –

Все мосты через преграды

Переброшены без нас.


Так проложите, проложите

Хоть туннель по дну реки!

Но не забудьте – затупите

Ваши острые клыки!


Ответ:

Надо прекратить вражду: «затупите ваши острые клыки» — призывает нас поэт. И начните, наконец, хоть что-то делать: «перекиньте вы хоть жердь через ручей». Пора заняться делом, чтобы не было поздно, когда «все мосты через преграды» будут «переброшены без нас», поэтому « за посев ли, за покос ли – надо взяться поспешать» — надо трудиться, выполняя тем самым великую миссию человека.

И хотя о Высоцком не принято говорить как о верующем человеке, но как иначе понимать его строки: « Все пути приходят в Рим»? Вспомните: «Москва – Третий Рим и Четвёртого не будет!» Не о Боге ли говорит поэт!

2. Работа с «Энциклопедией относительного и абсолютного знания» Бернарда Вебера

Учитель:

— Мы много говорили о милосердии и сострадании. А как об этом говорится в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания» Бернарда Вебера?

Ответ:

Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и rope. «Pathos» по гречески означает «страдание». Боль другого чувствуют даже растения. Если приложить электроды гальванометра, прибора для измерения электрического сопротивления, к коре дерева, а человек, прислонившийся к дереву, порежет себе палец ножом, произойдет колебание стрелки прибора. Дерево заметит разрушение клеток, произошедшее во время пореза! Это значит, что, когда в лесу происходит убийство, все деревья чувствуют это и страдают.

По мнению американского писателя Филиппа К. Дика, автора романа «Бегущий по лезвию бритвы», если робот способен чувствовать боль другого и сопереживать, то он достоин того, чтобы его считали человеком. И напротив, если какой то человек не воспринимает страдания ближнего, то этого человека нужно лишить права таковым называться. Можно придумать даже новое уголовное наказание: лишение права называться человеком. Ему будут подвергаться мучители, убийцы, террористы, все, кто причиняет страдания другим и сам от этого не страдает».

3 .Пословицы об идеале человеческого достоинства и гражданского служении Родине.

Учитель: Человеческая сущность определяется прежде всего отношением человека к труду.

Подобрать пословицы.

1.Человек славен трудом.

2. Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

3. Бог труды любит.

4.Коня узнают в езде, а человека – в труде.

5.Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

3. Беседа.

4. Люди, олицетворяющие человеческое достоинство.

Учитель:

— Расскажите о людях, которые олицетворяют идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине.

Ответ:

Баронесса Юлия Петровна Вревская родилась в 1841 году. Её мужем был Ипполит Александрович Вревский, смелый офицер, хорошо образованный человек, знавший М.Ю. Лермонтова, многих декабристов. Брак Юлии Петровны и Ипполита Александровича был счастливым, но непродолжительным, так как вскоре Вревский погиб, и Юлия Вревская осталась вдовой в 18 лет.

В течение почти двух десятилетий считалась одной из первых красавиц. Петербурга.

С началом русско-турецкой войны, то есть с середины апреля 1877 года, Вревская начинает хлопотать об организации на собственные средства санитарного отряда из 22 сестёр и врачей (одна из них – сама Вревская).

О резком повороте своей жизни она пишет И.С.Тургеневу, с которым была дружна и переписывалась вплоть до своей смерти, и писатель сразу же ответил: «Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным…»

Война началась в апреле, а уже в июне Вревская отправляется добровольно в качестве сестры милосердия в действующую армию на Балканы.

Ухаживая не только за ранеными, но и за тифозными больными, она заразилась тифом и после двухнедельных страданий умерла 24 января 1878г.

Иван Тургенев

Памяти Вревской

«Нежной кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена…дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу».

Вопрос:

— Что побудило Юлию Вревскую сделать именно такой выбор?

Ответ:

Она была добра. И хотела проявить милосердие, заботу, сочувствие, то есть оказать посильную помощь людям. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём видела смысл жизни Юлия Петровна, которая пусть недолго, но познала счастье, и хотела, чтобы это счастье познали и другие.

Вопрос:

— Хотелось бы тебе, чтобы среди твоих современников были люди, подобные Вревской? Почему?

Ответ:

— Каждый человек хотел бы, чтобы его окружали добрые люди, готовые прийти на помощь в любую трудную для него минуту. Если бы таких, как Юлия Петровна Вревская было бы много, мир изменился бы, и люди изведали бы счастье.

Вопрос:

— А узнаете ли вы некогда известного всем вашим бабушкам и дедушкам героя ?

Чтение отрывка из повести Б.Полевого «Повесть р настоящем человеке»:

«- Лётчик ? – с удовольствием спросил врач, разваливаясь в кресле и уже нацеливаясь писать на уголке «личного дела старшего лейтенанта Мересьева А.П.» резолюцию.

— Лётчик.

— Истребитель?

— Истребитель.

— Ну и отправляйтесь истреблять. Там сейчас ваш брат, ох, как нужен!.. Да вы с чем лежали в госпитале?

Алексей замялся, чувствуя, что всё внезапно проваливается, но врач уже читал его личное дело, и широкое, доброе лицо его растягивалось от удивления:

— Ампутация ног… Что за чушь! Тут описка, что ли? Ну, чего вы молчите?

— Нет, не описка, — тихо и очень медленно, точно поднимаясь по ступенькам на эшафот, выговорил Алексей.

Врач и вся комиссия подозрительно уставились на этого крепкого, отлично развитого, подвижного парня, не понимая, в чём дело.

— Засучите брюки! – нетерпеливо скомандовал врач.

Алексей побледнел, беспомощно оглянулся на Зиночку, медленно поднял брюки и так и остался стоять перед столом на кожаных своих протезах, поникший, с опущенными руками.

— Так что же вы, батенька мой, нас морочите? Столько времени отняли. Не думаете же вы без ног пойти в авиацию? – сказал наконец врач.

-Я не думаю: я пойду! — тихо сказал Алексей, и его цыганские глаза сверкнули упрямым вызовом.

— Вы с ума сошли? Без ног?

-Да, без ног – и буду летать, — уже не упрямо, а очень спокойно ответил Мересьев; он полез в карман и достал оттуда аккуратно свернутую вырезку из журнала. – Видите, он же летал без ноги, почему же я не могу летать без обеих?

Врач, прочтя заметку, удивлённо, с уважением посмотрел на лётчика.

— Но для этого нужна чертовская тренировка. Видите, он тренировался десять лет. Нужно ж научиться орудовать протезами, как ногами, — сказал он, смягчаясь.

Тут Алексей неожиданно получил подкрепление: Зиночка выпорхнула из-за своего столика, молитвенно сложила на груди ручки и, покраснев так, что на висках её выступили бисеринки пота, залепетала:

— Товарищ военврач первого ранга, вы поглядите, как он танцует! Лучше всех здоровых. Ну, честное слово!

-Как танцует? Что за чёрт! – врач пожал плечами и добродушно переглянулся с членами комиссии».

Вопрос:

— Что вы можете сказать о личных качествах героя, используя данные слова текста:

«О себе Алексей Петрович рассказывал по-прежнему неохотно, и выяснил я, что он ещё много и удачно повоевал. Вместе со своим гвардейским полком проделал он боевую кампанию 1943 – 1945 годов. После нашей встречи он сбил под Орлом три самолёта, а потом, участвуя в сражениях за Прибалтику, увеличил свой боевой счёт ещё на две машины. Словом, он щедро расквитался с противником за свои утраченные в бою ноги. Правительство присвоило ему звание Героя Советского Союза». ( Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Послесловие.)

Ответ:

Настоящие люди – это мужественные, волевые и скромные люди. Каждый из них видит смысл жизни в служении Отечеству .

5.Нравственно-философский анализ рассказа А.И Солженицына «Захар Калита».

Беседа

Вопрос:

-Где происходит знакомство с главным героем рассказа?

Ответ:

— На святом для нашего народа месте: на поле Куликовом.

Вопрос:

— Как оценивает автор Куликовскую битву?

Ответ:

— «Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий – битва материков».

Вопрос:

-Какие картины прошлого возникают в нашем воображении на Куликовом поле?

Ответ:

— А кому теперь уж так точно это знать – где было и как? По летописным рассказам монголо-татары на конях врубались в пешие наши полки, редили и гнали нас к донским переправам – и уже не защитою от Олега обернулся Дон, а грозил гибелью. Быть бы Дмитрию и тогда Донским, да с другого конца. Но верно, он расчёл и сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу. Однако, и великокняжеский стяг изрубили, и Дмитрий с помятым панцырем еле дополз до леса, — нас топтали и гнали. Вот тут-то из лесной засады в спину зарьявшимся татарам ударил со своим войском другой Дмитрий, Волынский-Боброк, московский воевода. И погнал он татар туда, как они и скакали, наступая, только заворачивал крутенько и сшибал в Непрядву. С того-то часа воспрянули русские: повернули стенкою на татар, и с земли поднимались и всю ставку с ханами, и Мамая самого гнали сорок вёрст через реку Птань и аж до Красивой Мечи

Вопрос:

— Во имя чего наши предки несли огромные потери в битве на Куликовом поле: «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами»?

Ответ:

— «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и докости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».

Вопрос:

— Во имя чего наши предки несли огромные потери в битве на Куликовом поле?

Ответ:

— «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и докости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».

Вопрос:

— В чём мы видим горькую правду истории?

Ответ:

— Не было единства на Руси: «Горька правда истории, но легче высказать её, чем таить: не только черкесов и генуэзцев привёл Мамай, не только литовцы с ним были в союзе, но и князь рязанский Олег».

Вопрос:

— Докажите словами текста, что народ уверен: без Божьей помощи не удалось бы одолеть врага?

Ответ:

— Но и тут легенда перебивает легенду, и из соседней деревни Ивановки старик рассказывает всё по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» — и так-то побежал.

Вопрос:

— Как же относятся люди к столь священному месту земли родной?

Ответ:

— Одни трудятся во имя исторической памяти: «Тут-то, в самой заверти злой сечи…поставлен и памятник, и та церковь с неземными куполами, которые удивили нас издалека».

Другие утрачивают ,словно манкурты, историческую память:

« Разгадка же вышла проста: со всех пяти куполов соседние жители на свои надобности ободрали жесть, и купола просквозились, вся их нежная форма осталась ненарушенной, но выявлена только проволокой, и издали кажется маревом».


— «О, здесь были до нас, здесь были! Не упрекнуть, что памятник забыт. Не ленились идолы зубилом выбивать по чугуну, и гвоздями процарапывать, а кто послабей – углём писать на церковных стенах: «Здесь был супруг Полунеевой Марии и Лазарев Николай с 8-V-50 по 24-V. «Здесь были делегаты районного совещания…» «Здесь были работники Кимовской РКСвязи 23-VI-52» «Здесь были…» «Здесь были…»

Вопрос:

— Какие мысли возникают после увиденного?

Ответ:

— «Долго идя по пустому полю, мы и сюда пришли как на пустое место, не чая кого-нибудь тут встретить. Шли и размышляли: почему так? Не отсюда ли только через Смоленск и Киев роились на нас враги?.. А вот никому не нужно, никому невдомёк».

Вопрос:

— Что свидетельствует о том, что не всё так безнадёжно?

Ответ:

— «И как же мы были рады ошибиться! Сперва невдали от памятника мы увидели седенького старичка с двумя парнишками. Они лежали на траве, бросив рюкзак, и что-то писали в большой книге, размером в классный журнал. Мы подошли, узнали, что это – учитель литературы, ребят он подхватил где-то недалеко, книга же была совсем не из школы, а ни мало, ни много как Книга Отзывов. Но ведь здесь музея нет, у кого ж хранится она в диком поле?

И тут-то легла на нас от солнца дородная тень. Мы обернулись. Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу».

Вопрос:

— С кем сравнивается Смотритель Куликова Поля?

Ответ:

— Одного всё ж не подобрали, так и оставили, — упрекнул весёлый слесарь из Новомосковска.

Мы обернулись, и – нельзя было не расхохотаться. Да! – один поверженный богатырь лежал и по сей день невдалеке от памятника. Он лежал ничком на матушке родной земле, уронив на неё удалую голову, руки-ноги молодецкие разбросав косыми саженями, и уж не было при нём ни щита, ни меча, вместо шлема – кепка затасканная, да близ руки – мешок. (Всё ж приметно было, что ту полу с калитой, где береглась у него Книга Отзывов, он не мял под животом, а выпростал рядом на траву.) И если только не попьяну он так лежал, а спал или думал, была в его распластанной разбросанности – скорбь. Очень это подходило к Полю. Так бы фигуру чугунную тут и отлить, положить.

Только Захар, при всём его росте, богатыря был жидковат

Вопрос:

— Как характеризует Смотрителя Куликова Поля данный диалог?


«- …Это уж я сам с плиты списал, потому что каждый требует: когда поставлен?

-Куда ж она делась?

-А чёрт один из нашей деревни упёр – и ничего с ним не сделаем.

— И знаете — кто?

— Ясно знаю. Да долю-то буковок я у него отбил, управился, а остальные до сих у него. Мне б хоть буковки все, я б тут их приставил.

-Да зачем же он плиту украл?

-По хозяйству.

— И что ж, отобрать нельзя?

— Ха-га! – подбросил голову Захар на наш дурацкий вопрос.- Вот именно что! Власти не имею! Ружья – и то мне не дают. А тут – с автоматом надо.

Глядя на его расцарапанную щеку, мы про себя подумали: и хорошо, что ему ружья не дают».

Ответ:

— Захар знает, куда что делось. У него строгий учёт. Он полон решимости отстоять то, что ещё осталось и можно сохранить.

Вопрос:

— «Церковь во имя Сергия Радонежского, сплотившего русские рати на битву, а вскоре потом побратавшего Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, построена как добрая крепость…». А ведь это славная наша победа, победа Духа, когда князья осознавали своё братство. Как же выглядит Церковь?

Ответ:

— Внутри же не только всё ободрано, но нет и пола, ходишь по песку. Спросили мы у Захара.

— Ха-га-а! Хватились! – позлорадствовал он на нас. – Это ещё в войну наши куликовские все плиты с полов повыламывали, себе дворы умостили, чтоб ходить не грязно. Да у меня записано, у кого сколько плит… Ну да фронт проходил, тут люди не терялись. Ещё поперёд наших все иконостасовые доски пустили землянки обкладывать да в печки».

Вопрос:

— Что доказывает, что солдат Великой Отечественной достойно несёт свою службу?

Ответ:

— «Что-то мы ругнулись насчёт надписей – прорубленных, процарапанных, — Захар отразил:

А посмотрите – года какие? Найдите хочь один год свежий – тогда меня волоките. Это всё до меня казаковали, а при мне – попробуй! Ну, может в церкви гад какой затаился, написал, так ноги у меня – одни!»

Вопрос:

— Докажите, что сам Захар-Калита тяжело переживает , что так непочтительны люди к своему историческому прошлому.

Ответ:

— «Он сел, ссутулился ещё горше, закурил – и курил с такой неутолённой кручиной, с такой потерянностью, как будто все легшие на этом поле только вчера и были ему братья, свояки и сыновья, и он не знал теперь, как жить дальше».

Вопрос:

— Почему автор называет «Смотрителя Куликова Поля» Захаром-Калитой?

Ответ:

— «Он отвёл полу своего запашного пиджака и там, с исподу, у него оказался пришит из мешочной же ткани карман не карман, торба не торба, а верней всего калита, размером как раз с Книгу Отзывов, так что она входила туда плотненько».

Историческая справка.

Князь Иван Данилович Калита 1325 – 1340 ). Своё прозвище получил за скопидомство и богатство: калитой на Руси называли кошель с деньгами, который прикреплялся к поясу.

Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Никто из князей не пытался оспаривать у него великое княжение.

В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389) , 9-летний внук Ивана Калиты. А в 1362 году московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышленого мальчика.


И Захар бережно хранил в своём мешочке Книгу Отзывов.

«Чтоб только Русь встряхнулась от басурманов» нынешних и как когда-то в далёкие времена стала сильным государством, Захар бережно собирал в своей Книге Отзывов и хранил в своей калите то, что связано с исторической памятью нашего народа .

Вопрос:

-:Как можно соотнести эти два имени?

Ответ:

— Иван Калита собирал воедино мощь русского государства.

Захар , прозванный Калитой, также думает о силе государства, которая заключается в духовности, в памяти о славных подвигах защитников нашей земли.

Вопрос:

— Все ли способны понять Смотрителя Куликова Поля?

Ответ:

В колхозе работать не хочет, вот должностишку и нашёл, загорать, — буркнул другой из ребят».

Вопрос:

-А на самом деле, почему так ревностно охраняет Куликово поле Захар Дмитрич?

Ответ:

— Он,солдат Великой Отечественной, по-прежнему несёт службу, сохраняя свою землю.

«Заметили, что при ходьбе он на одну ногу улегает, спросили – отчего.

Он ответил гордо:

— Память фронта!

И опять же мы не поверили».

Вопрос:

-А почему люди не верят в искренность героя сохранить историческую память нашего народа?

Ответ:

-Сами – то они , наверное, не способны , говоря словами В.Высоцкого, перебросить даже «жердь через ручей» — вот потому-то и не верят.

Вопрос:

-Есть ли какое-то вознаграждение от государства Захару за столь ревностную службу на благо Родине?

Ответ:

« — А попечение – есть! Есть! В пятьдесят седьмом постановили тут конструкцию делать. Вон, тумбы, видите, врыты округ памятника? Это с того года. В Туле их отливали. Ещё должны были с тумбы на тумбу цепи навешивать, ну не привезли цепей. И вот – меня учредили, содержат! Да без меня б тут всё прахом!»

Вопрос:

— Сколько платят Захару Дмитричу за его богатырский труд?

Ответ:

— « — Сколько ж платят вам, Захар Дмитрич?

Он вздохнул кузнечным мехом и не стал даже говорить. Пообмялся, тогда сказал тихо:

Двадцать семь рублев.

— Как же может быть? Ведь минимальная – тридцать.

— Вот – может… А я без выходных. А с утра до вечера без перерыва. А ночью – опять тут».

Вопрос:

-Зачем же ночью несёт службу Смотритель?

Ответ:

«И опять не верят:

Ах, завирал Захар!

— Ночью-то – зачем?

— А как же? – оскорбился он. – Да разве на ночь тут можно покинуть? Да самое ночью-то и смотреть. Машина какая придёт – номер её записать.

— Да зачем же номер?

— Так ружья мне не вручают! Мол, посетителев застрелишь. Вся власть – номер записать. А если набедит?

— И кому ж потом номер?

— Да никому, так и остаётся… Теперь, дом для приезжих построили, видали? И его охранять».

Вопрос:

— Где же ночует Захар, коль даже ключи от дома приезжих ему не доверили?


Ответ:

— «- А вы нас туда ночевать пустите? – (К закату потянуло холодком, ночь обещала быть строгой.)

В дом приезжих? Никак.

— Никак! И ключи не у меня. И не просите. Вот, в моём сарайчике можете».

Вопрос:

— Как характеризует Захара Дмитрича данный эпизод:

«- Да почему ж вы не постучали, Захар Дмитрич?

Тревожить не хотел, — поводил он озябшими плечами и зевал. Ведь он ещё был в соломенной перхоти. Он расстегнулся протрястись – и на месте увидели мы и Книгу Отзывов и единственно дозволенный топорик.».

Ответ:

— Скромный солдат своего отечества, который несёт службу и днём и ночью.

Вопрос:

— Почему в конце рассказа к имени героя автор прибавляет отчество?

Ответ:

— Не даром автор в конце рассказа называет героя по имени и отчеству – Захар Дмитрич. Сразу возникает образ Дмитрия Донского, чьим потомком , непременно, является Захар Дмитрич.

Вопрос:

— Олицетворением чего воспринимается Захар Дмитрич в рассказе ?

Ответ:

— «Он ночевал в копне, в этом пронимающем холоде! Зачем? Какое беспокойство или какая привязанность могла его принудить?

Сразу отпало всё то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нём вчера. В это заморозное утро встающий из копны, он был уже не Смотритель, а как бы Дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда».

Вопрос:

— Что свидетельствует о решимости Захара Дмитрича защищать память о Куликовской битве?

Ответ:

— «Мы попрощались, тепло и уже крутили педалями, а он стоял, подняв долгую руку, и кричал нам в успокоение:

— Не-е-ет! Не-е-ет, я этого так не оставлю! Я до Фурцевой дойду! До Фурцевой!»


6. Составьте три ассоциативных ряда, в которых вы создадите представление о том, что является идеалом человеческого достоинства и гражданского служения Родине.


1.«Нежной кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним».


2. «.О себе Алексей Петрович рассказывал по-прежнему неохотно, и выяснил я, что он ещё много и удачно повоевал. Вместе со своим гвардейским полком проделал он боевую кампанию 1943 – 1945 годов. После нашей встречи он сбил под Орлом три самолёта, а потом, участвуя в сражениях за Прибалтику, увеличил свой боевой счёт ещё на две машины. Словом, он щедро расквитался с противником за свои утраченные в бою ноги. Правительство присвоило ему звание Героя Советского Союза».

3. «- А посмотрите – года какие? Найдите хочь один год свежий – тогда меня волоките. Это всё до меня казаковали, а при мне – попробуй! Ну, может в церкви гад какой затаился, написал, так ноги у меня – одни!»




7. Вывод:

Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине представляют люди-патриоты, которые бескорыстно и самоотверженно служат своему Отечеству.


Задание на дом: написать сочинение на тему « Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине», используя материал ассоциативных рядов.


Литература:


  1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс/ авт. – сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Саввова, А.М.Розов, В.В.Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. (Иван Тургенев Памяти Вревской)

  2. Высоцкий Владимир. Проложите, проложите…

  3. Вебер Бернард. «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».

  4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь/ В.И.Зимин, А.С.Спирин – Изд. 2-е, стереотипное – Ростов н/Д: Феникс, М.: Цитадель-трейд, 2005.

  5. Мединский Владимир «О русском пьянстве, лени и жестокости».

  6. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.

  7. Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Полный курс русской литературы. Литература первой половины XX / века И.О. Родин, Т.М.Пименова. – М.: ООО»Издательство Астрель», 2003. (Николай Добролюбов Моралист )

  8. Солженицын А. Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.

  9. Свирина Н.М Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: — М.,; Педагогический университет «Первое сентября», 2010.






11


Свежие документы:  Тест по Литературе "Л.Н.Толстой. «После бала»" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: