Ханты- Мансийский автономный округ
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
Конспект урока по литературе
в 11 классе
«Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине ( по рассказу А.И.Солженицына «Захар Калита»).»
подготовила
учитель русского и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань 2012
Урок предназначен для учеников старших классов. Он должен способствовать формированию нравственно-духовных ценностей, воспитанию патриотизма.
Тема: Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине ( по рассказу А.И.Солженицына «Захар Калита»).
Цель: нравственно-философский анализ рассказа А.И.Солженицына «Захар Калита»
Ход урока
Беседа
Учитель: Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине… Каков он ? Над этим вопросом следует задуматься каждому. Всегда ли те, кто любят поговорить о морали, являются примером человеческого достоинства и гражданского служения Родине?
Вопрос:
— О чём заставляет нас задуматься это стихотворение?
Николай Добролюбов
Моралист красноречивый
Нам о нищих говорил,
Речью умной и правдивой
Помогать им нас учил…
Говорил о цели жизни.
О достоинстве людей,
Грозно сыпал укоризны
Против роскоши детей…
Речь его лилась так складно,
Был он так красноречив,
Что ему внимали жадно
Всё, дыханье затаив, —
И, чтоб не развлечь вниманья,
Отогнали двух старух,
Что на бедность подаянья
Под окном просили вслух…
Ответ:
— Это стихотворение заставляет нас ещё раз задуматься, что «моралист красноречивый», который любит поговорить о наших проблемах, любит поучить нас жить, на деле не способен просто добрый поступок совершить.
Говорить о нищих и не подать им «на бедность подаянья»… А ведь « речью умной и правдивой помогать им нас учил». Думаю, что ясно: суди о людях не по словам, а по делам.
Чтение стихотворения Владимира Высоцкого «Проложите, проложите…».
Вопрос:
— Какая главная мысль в стихотворении В.Высоцкого?
Владимир Высоцкий
Проложите, проложите
Хоть туннель по дну реки
И без страха приходите
На вино и шашлыки.
И гитару приносите,
Подтянув на ней колки, —
Но не забудьте – затупите
Ваши острые клыки.
А когда сообразите –
Все пути приходят в Рим, —
Вот тогда и приходите,
Вот тогда погорим.
Нож забросьте, камень выньте
Из-за пазухи своей
И перебросьте, перекиньте
Вы хоть жердь через ручей.
За посев ли, за покос ли –
Надо взяться, поспешать, —
А прохлопав, сами после
Локти будете кусать.
Сами будете не рады,
Утром вставши, — вот те раз! –
Все мосты через преграды
Переброшены без нас.
Так проложите, проложите
Хоть туннель по дну реки!
Но не забудьте – затупите
Ваши острые клыки!
Ответ:
Надо прекратить вражду: «затупите ваши острые клыки» — призывает нас поэт. И начните, наконец, хоть что-то делать: «перекиньте вы хоть жердь через ручей». Пора заняться делом, чтобы не было поздно, когда «все мосты через преграды» будут «переброшены без нас», поэтому « за посев ли, за покос ли – надо взяться поспешать» — надо трудиться, выполняя тем самым великую миссию человека.
И хотя о Высоцком не принято говорить как о верующем человеке, но как иначе понимать его строки: « Все пути приходят в Рим»? Вспомните: «Москва – Третий Рим и Четвёртого не будет!» Не о Боге ли говорит поэт!
2. Работа с «Энциклопедией относительного и абсолютного знания» Бернарда Вебера
Учитель:
— Мы много говорили о милосердии и сострадании. А как об этом говорится в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания» Бернарда Вебера?
Ответ:
Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и rope. «Pathos» по гречески означает «страдание». Боль другого чувствуют даже растения. Если приложить электроды гальванометра, прибора для измерения электрического сопротивления, к коре дерева, а человек, прислонившийся к дереву, порежет себе палец ножом, произойдет колебание стрелки прибора. Дерево заметит разрушение клеток, произошедшее во время пореза! Это значит, что, когда в лесу происходит убийство, все деревья чувствуют это и страдают.
По мнению американского писателя Филиппа К. Дика, автора романа «Бегущий по лезвию бритвы», если робот способен чувствовать боль другого и сопереживать, то он достоин того, чтобы его считали человеком. И напротив, если какой то человек не воспринимает страдания ближнего, то этого человека нужно лишить права таковым называться. Можно придумать даже новое уголовное наказание: лишение права называться человеком. Ему будут подвергаться мучители, убийцы, террористы, все, кто причиняет страдания другим и сам от этого не страдает».
3 .Пословицы об идеале человеческого достоинства и гражданского служении Родине.
Учитель: Человеческая сущность определяется прежде всего отношением человека к труду.
Подобрать пословицы.
1.Человек славен трудом.
2. Дерево узнают по плодам, а человека по делам.
3. Бог труды любит.
4.Коня узнают в езде, а человека – в труде.
5.Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
3. Беседа.
4. Люди, олицетворяющие человеческое достоинство.
Учитель:
— Расскажите о людях, которые олицетворяют идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине.
Ответ:
Баронесса Юлия Петровна Вревская родилась в 1841 году. Её мужем был Ипполит Александрович Вревский, смелый офицер, хорошо образованный человек, знавший М.Ю. Лермонтова, многих декабристов. Брак Юлии Петровны и Ипполита Александровича был счастливым, но непродолжительным, так как вскоре Вревский погиб, и Юлия Вревская осталась вдовой в 18 лет.
В течение почти двух десятилетий считалась одной из первых красавиц. Петербурга.
С началом русско-турецкой войны, то есть с середины апреля 1877 года, Вревская начинает хлопотать об организации на собственные средства санитарного отряда из 22 сестёр и врачей (одна из них – сама Вревская).
О резком повороте своей жизни она пишет И.С.Тургеневу, с которым была дружна и переписывалась вплоть до своей смерти, и писатель сразу же ответил: «Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным…»
Война началась в апреле, а уже в июне Вревская отправляется добровольно в качестве сестры милосердия в действующую армию на Балканы.
Ухаживая не только за ранеными, но и за тифозными больными, она заразилась тифом и после двухнедельных страданий умерла 24 января 1878г.
Иван Тургенев
Памяти Вревской
«Нежной кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена…дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу».
Вопрос:
— Что побудило Юлию Вревскую сделать именно такой выбор?
Ответ:
— Она была добра. И хотела проявить милосердие, заботу, сочувствие, то есть оказать посильную помощь людям. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём видела смысл жизни Юлия Петровна, которая пусть недолго, но познала счастье, и хотела, чтобы это счастье познали и другие.
Вопрос:
— Хотелось бы тебе, чтобы среди твоих современников были люди, подобные Вревской? Почему?
Ответ:
— Каждый человек хотел бы, чтобы его окружали добрые люди, готовые прийти на помощь в любую трудную для него минуту. Если бы таких, как Юлия Петровна Вревская было бы много, мир изменился бы, и люди изведали бы счастье.
Вопрос:
— А узнаете ли вы некогда известного всем вашим бабушкам и дедушкам героя ?
Чтение отрывка из повести Б.Полевого «Повесть р настоящем человеке»:
«- Лётчик ? – с удовольствием спросил врач, разваливаясь в кресле и уже нацеливаясь писать на уголке «личного дела старшего лейтенанта Мересьева А.П.» резолюцию.
— Лётчик.
— Истребитель?
— Истребитель.
— Ну и отправляйтесь истреблять. Там сейчас ваш брат, ох, как нужен!.. Да вы с чем лежали в госпитале?
Алексей замялся, чувствуя, что всё внезапно проваливается, но врач уже читал его личное дело, и широкое, доброе лицо его растягивалось от удивления:
— Ампутация ног… Что за чушь! Тут описка, что ли? Ну, чего вы молчите?
— Нет, не описка, — тихо и очень медленно, точно поднимаясь по ступенькам на эшафот, выговорил Алексей.
Врач и вся комиссия подозрительно уставились на этого крепкого, отлично развитого, подвижного парня, не понимая, в чём дело.
— Засучите брюки! – нетерпеливо скомандовал врач.
Алексей побледнел, беспомощно оглянулся на Зиночку, медленно поднял брюки и так и остался стоять перед столом на кожаных своих протезах, поникший, с опущенными руками.
— Так что же вы, батенька мой, нас морочите? Столько времени отняли. Не думаете же вы без ног пойти в авиацию? – сказал наконец врач.
-Я не думаю: я пойду! — тихо сказал Алексей, и его цыганские глаза сверкнули упрямым вызовом.
— Вы с ума сошли? Без ног?
-Да, без ног – и буду летать, — уже не упрямо, а очень спокойно ответил Мересьев; он полез в карман и достал оттуда аккуратно свернутую вырезку из журнала. – Видите, он же летал без ноги, почему же я не могу летать без обеих?
Врач, прочтя заметку, удивлённо, с уважением посмотрел на лётчика.
— Но для этого нужна чертовская тренировка. Видите, он тренировался десять лет. Нужно ж научиться орудовать протезами, как ногами, — сказал он, смягчаясь.
Тут Алексей неожиданно получил подкрепление: Зиночка выпорхнула из-за своего столика, молитвенно сложила на груди ручки и, покраснев так, что на висках её выступили бисеринки пота, залепетала:
— Товарищ военврач первого ранга, вы поглядите, как он танцует! Лучше всех здоровых. Ну, честное слово!
-Как танцует? Что за чёрт! – врач пожал плечами и добродушно переглянулся с членами комиссии».
Вопрос:
— Что вы можете сказать о личных качествах героя, используя данные слова текста:
«О себе Алексей Петрович рассказывал по-прежнему неохотно, и выяснил я, что он ещё много и удачно повоевал. Вместе со своим гвардейским полком проделал он боевую кампанию 1943 – 1945 годов. После нашей встречи он сбил под Орлом три самолёта, а потом, участвуя в сражениях за Прибалтику, увеличил свой боевой счёт ещё на две машины. Словом, он щедро расквитался с противником за свои утраченные в бою ноги. Правительство присвоило ему звание Героя Советского Союза». ( Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Послесловие.)
Ответ:
Настоящие люди – это мужественные, волевые и скромные люди. Каждый из них видит смысл жизни в служении Отечеству .
5.Нравственно-философский анализ рассказа А.И Солженицына «Захар Калита».
Беседа
Вопрос:
-Где происходит знакомство с главным героем рассказа?
Ответ:
— На святом для нашего народа месте: на поле Куликовом.
Вопрос:
— Как оценивает автор Куликовскую битву?
Ответ:
— «Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий – битва материков».
Вопрос:
-Какие картины прошлого возникают в нашем воображении на Куликовом поле?
Ответ:
— А кому теперь уж так точно это знать – где было и как? По летописным рассказам монголо-татары на конях врубались в пешие наши полки, редили и гнали нас к донским переправам – и уже не защитою от Олега обернулся Дон, а грозил гибелью. Быть бы Дмитрию и тогда Донским, да с другого конца. Но верно, он расчёл и сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу. Однако, и великокняжеский стяг изрубили, и Дмитрий с помятым панцырем еле дополз до леса, — нас топтали и гнали. Вот тут-то из лесной засады в спину зарьявшимся татарам ударил со своим войском другой Дмитрий, Волынский-Боброк, московский воевода. И погнал он татар туда, как они и скакали, наступая, только заворачивал крутенько и сшибал в Непрядву. С того-то часа воспрянули русские: повернули стенкою на татар, и с земли поднимались и всю ставку с ханами, и Мамая самого гнали сорок вёрст через реку Птань и аж до Красивой Мечи
Вопрос:
— Во имя чего наши предки несли огромные потери в битве на Куликовом поле: «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами»?
Ответ:
— «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и докости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».
Вопрос:
— Во имя чего наши предки несли огромные потери в битве на Куликовом поле?
Ответ:
— «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и докости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов».
Вопрос:
— В чём мы видим горькую правду истории?
Ответ:
— Не было единства на Руси: «Горька правда истории, но легче высказать её, чем таить: не только черкесов и генуэзцев привёл Мамай, не только литовцы с ним были в союзе, но и князь рязанский Олег».
Вопрос:
— Докажите словами текста, что народ уверен: без Божьей помощи не удалось бы одолеть врага?
Ответ:
— Но и тут легенда перебивает легенду, и из соседней деревни Ивановки старик рассказывает всё по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» — и так-то побежал.
Вопрос:
— Как же относятся люди к столь священному месту земли родной?
Ответ:
— Одни трудятся во имя исторической памяти: «Тут-то, в самой заверти злой сечи…поставлен и памятник, и та церковь с неземными куполами, которые удивили нас издалека».
Другие утрачивают ,словно манкурты, историческую память:
« Разгадка же вышла проста: со всех пяти куполов соседние жители на свои надобности ободрали жесть, и купола просквозились, вся их нежная форма осталась ненарушенной, но выявлена только проволокой, и издали кажется маревом».
— «О, здесь были до нас, здесь были! Не упрекнуть, что памятник забыт. Не ленились идолы зубилом выбивать по чугуну, и гвоздями процарапывать, а кто послабей – углём писать на церковных стенах: «Здесь был супруг Полунеевой Марии и Лазарев Николай с 8-V-50 по 24-V. «Здесь были делегаты районного совещания…» «Здесь были работники Кимовской РКСвязи 23-VI-52» «Здесь были…» «Здесь были…»
Вопрос:
— Какие мысли возникают после увиденного?
Ответ:
— «Долго идя по пустому полю, мы и сюда пришли как на пустое место, не чая кого-нибудь тут встретить. Шли и размышляли: почему так? Не отсюда ли только через Смоленск и Киев роились на нас враги?.. А вот никому не нужно, никому невдомёк».
Вопрос:
— Что свидетельствует о том, что не всё так безнадёжно?
Ответ:
— «И как же мы были рады ошибиться! Сперва невдали от памятника мы увидели седенького старичка с двумя парнишками. Они лежали на траве, бросив рюкзак, и что-то писали в большой книге, размером в классный журнал. Мы подошли, узнали, что это – учитель литературы, ребят он подхватил где-то недалеко, книга же была совсем не из школы, а ни мало, ни много как Книга Отзывов. Но ведь здесь музея нет, у кого ж хранится она в диком поле?
И тут-то легла на нас от солнца дородная тень. Мы обернулись. Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу».
Вопрос:
— С кем сравнивается Смотритель Куликова Поля?
Ответ:
— Одного всё ж не подобрали, так и оставили, — упрекнул весёлый слесарь из Новомосковска.
Мы обернулись, и – нельзя было не расхохотаться. Да! – один поверженный богатырь лежал и по сей день невдалеке от памятника. Он лежал ничком на матушке родной земле, уронив на неё удалую голову, руки-ноги молодецкие разбросав косыми саженями, и уж не было при нём ни щита, ни меча, вместо шлема – кепка затасканная, да близ руки – мешок. (Всё ж приметно было, что ту полу с калитой, где береглась у него Книга Отзывов, он не мял под животом, а выпростал рядом на траву.) И если только не попьяну он так лежал, а спал или думал, была в его распластанной разбросанности – скорбь. Очень это подходило к Полю. Так бы фигуру чугунную тут и отлить, положить.
Только Захар, при всём его росте, богатыря был жидковат
Вопрос:
— Как характеризует Смотрителя Куликова Поля данный диалог?
«- …Это уж я сам с плиты списал, потому что каждый требует: когда поставлен?
-Куда ж она делась?
-А чёрт один из нашей деревни упёр – и ничего с ним не сделаем.
— И знаете — кто?
— Ясно знаю. Да долю-то буковок я у него отбил, управился, а остальные до сих у него. Мне б хоть буковки все, я б тут их приставил.
-Да зачем же он плиту украл?
-По хозяйству.
— И что ж, отобрать нельзя?
— Ха-га! – подбросил голову Захар на наш дурацкий вопрос.- Вот именно что! Власти не имею! Ружья – и то мне не дают. А тут – с автоматом надо.
Глядя на его расцарапанную щеку, мы про себя подумали: и хорошо, что ему ружья не дают».
Ответ:
— Захар знает, куда что делось. У него строгий учёт. Он полон решимости отстоять то, что ещё осталось и можно сохранить.
Вопрос:
— «Церковь во имя Сергия Радонежского, сплотившего русские рати на битву, а вскоре потом побратавшего Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, построена как добрая крепость…». А ведь это славная наша победа, победа Духа, когда князья осознавали своё братство. Как же выглядит Церковь?
Ответ:
— Внутри же не только всё ободрано, но нет и пола, ходишь по песку. Спросили мы у Захара.
— Ха-га-а! Хватились! – позлорадствовал он на нас. – Это ещё в войну наши куликовские все плиты с полов повыламывали, себе дворы умостили, чтоб ходить не грязно. Да у меня записано, у кого сколько плит… Ну да фронт проходил, тут люди не терялись. Ещё поперёд наших все иконостасовые доски пустили землянки обкладывать да в печки».
Вопрос:
— Что доказывает, что солдат Великой Отечественной достойно несёт свою службу?
Ответ:
— «Что-то мы ругнулись насчёт надписей – прорубленных, процарапанных, — Захар отразил:
— А посмотрите – года какие? Найдите хочь один год свежий – тогда меня волоките. Это всё до меня казаковали, а при мне – попробуй! Ну, может в церкви гад какой затаился, написал, так ноги у меня – одни!»
Вопрос:
— Докажите, что сам Захар-Калита тяжело переживает , что так непочтительны люди к своему историческому прошлому.
Ответ:
— «Он сел, ссутулился ещё горше, закурил – и курил с такой неутолённой кручиной, с такой потерянностью, как будто все легшие на этом поле только вчера и были ему братья, свояки и сыновья, и он не знал теперь, как жить дальше».
Вопрос:
— Почему автор называет «Смотрителя Куликова Поля» Захаром-Калитой?
Ответ:
— «Он отвёл полу своего запашного пиджака и там, с исподу, у него оказался пришит из мешочной же ткани карман не карман, торба не торба, а верней всего калита, размером как раз с Книгу Отзывов, так что она входила туда плотненько».
Историческая справка.
Князь Иван Данилович Калита 1325 – 1340 ). Своё прозвище получил за скопидомство и богатство: калитой на Руси называли кошель с деньгами, который прикреплялся к поясу.
Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Никто из князей не пытался оспаривать у него великое княжение.
В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389) , 9-летний внук Ивана Калиты. А в 1362 году московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышленого мальчика.
И Захар бережно хранил в своём мешочке Книгу Отзывов.
«Чтоб только Русь встряхнулась от басурманов» нынешних и как когда-то в далёкие времена стала сильным государством, Захар бережно собирал в своей Книге Отзывов и хранил в своей калите то, что связано с исторической памятью нашего народа .
Вопрос:
-:Как можно соотнести эти два имени?
Ответ:
— Иван Калита собирал воедино мощь русского государства.
Захар , прозванный Калитой, также думает о силе государства, которая заключается в духовности, в памяти о славных подвигах защитников нашей земли.
Вопрос:
— Все ли способны понять Смотрителя Куликова Поля?
Ответ:
— В колхозе работать не хочет, вот должностишку и нашёл, загорать, — буркнул другой из ребят».
Вопрос:
-А на самом деле, почему так ревностно охраняет Куликово поле Захар Дмитрич?
Ответ:
— Он,солдат Великой Отечественной, по-прежнему несёт службу, сохраняя свою землю.
«Заметили, что при ходьбе он на одну ногу улегает, спросили – отчего.
Он ответил гордо:
— Память фронта!
И опять же мы не поверили».
Вопрос:
-А почему люди не верят в искренность героя сохранить историческую память нашего народа?
Ответ:
-Сами – то они , наверное, не способны , говоря словами В.Высоцкого, перебросить даже «жердь через ручей» — вот потому-то и не верят.
Вопрос:
-Есть ли какое-то вознаграждение от государства Захару за столь ревностную службу на благо Родине?
Ответ:
— « — А попечение – есть! Есть! В пятьдесят седьмом постановили тут конструкцию делать. Вон, тумбы, видите, врыты округ памятника? Это с того года. В Туле их отливали. Ещё должны были с тумбы на тумбу цепи навешивать, ну не привезли цепей. И вот – меня учредили, содержат! Да без меня б тут всё прахом!»
Вопрос:
— Сколько платят Захару Дмитричу за его богатырский труд?
Ответ:
— « — Сколько ж платят вам, Захар Дмитрич?
Он вздохнул кузнечным мехом и не стал даже говорить. Пообмялся, тогда сказал тихо:
— Двадцать семь рублев.
— Как же может быть? Ведь минимальная – тридцать.
— Вот – может… А я без выходных. А с утра до вечера без перерыва. А ночью – опять тут».
Вопрос:
-Зачем же ночью несёт службу Смотритель?
Ответ:
— «И опять не верят:
Ах, завирал Захар!
— Ночью-то – зачем?
— А как же? – оскорбился он. – Да разве на ночь тут можно покинуть? Да самое ночью-то и смотреть. Машина какая придёт – номер её записать.
— Да зачем же номер?
— Так ружья мне не вручают! Мол, посетителев застрелишь. Вся власть – номер записать. А если набедит?
— И кому ж потом номер?
— Да никому, так и остаётся… Теперь, дом для приезжих построили, видали? И его охранять».
Вопрос:
— Где же ночует Захар, коль даже ключи от дома приезжих ему не доверили?
Ответ:
— «- А вы нас туда ночевать пустите? – (К закату потянуло холодком, ночь обещала быть строгой.)
— В дом приезжих? Никак.
— Никак! И ключи не у меня. И не просите. Вот, в моём сарайчике можете».
Вопрос:
— Как характеризует Захара Дмитрича данный эпизод:
«- Да почему ж вы не постучали, Захар Дмитрич?
— Тревожить не хотел, — поводил он озябшими плечами и зевал. Ведь он ещё был в соломенной перхоти. Он расстегнулся протрястись – и на месте увидели мы и Книгу Отзывов и единственно дозволенный топорик.».
Ответ:
— Скромный солдат своего отечества, который несёт службу и днём и ночью.
Вопрос:
— Почему в конце рассказа к имени героя автор прибавляет отчество?
Ответ:
— Не даром автор в конце рассказа называет героя по имени и отчеству – Захар Дмитрич. Сразу возникает образ Дмитрия Донского, чьим потомком , непременно, является Захар Дмитрич.
Вопрос:
— Олицетворением чего воспринимается Захар Дмитрич в рассказе ?
Ответ:
— «Он ночевал в копне, в этом пронимающем холоде! Зачем? Какое беспокойство или какая привязанность могла его принудить?
Сразу отпало всё то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нём вчера. В это заморозное утро встающий из копны, он был уже не Смотритель, а как бы Дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда».
Вопрос:
— Что свидетельствует о решимости Захара Дмитрича защищать память о Куликовской битве?
Ответ:
— «Мы попрощались, тепло и уже крутили педалями, а он стоял, подняв долгую руку, и кричал нам в успокоение:
— Не-е-ет! Не-е-ет, я этого так не оставлю! Я до Фурцевой дойду! До Фурцевой!»
6. Составьте три ассоциативных ряда, в которых вы создадите представление о том, что является идеалом человеческого достоинства и гражданского служения Родине.
1.«Нежной кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним».
2. «.О себе Алексей Петрович рассказывал по-прежнему неохотно, и выяснил я, что он ещё много и удачно повоевал. Вместе со своим гвардейским полком проделал он боевую кампанию 1943 – 1945 годов. После нашей встречи он сбил под Орлом три самолёта, а потом, участвуя в сражениях за Прибалтику, увеличил свой боевой счёт ещё на две машины. Словом, он щедро расквитался с противником за свои утраченные в бою ноги. Правительство присвоило ему звание Героя Советского Союза».
3. «- А посмотрите – года какие? Найдите хочь один год свежий – тогда меня волоките. Это всё до меня казаковали, а при мне – попробуй! Ну, может в церкви гад какой затаился, написал, так ноги у меня – одни!»
7. Вывод:
Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине представляют люди-патриоты, которые бескорыстно и самоотверженно служат своему Отечеству.
Задание на дом: написать сочинение на тему « Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине», используя материал ассоциативных рядов.
Литература:
Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс/ авт. – сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Саввова, А.М.Розов, В.В.Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. (Иван Тургенев Памяти Вревской)
Высоцкий Владимир. Проложите, проложите…
Вебер Бернард. «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».
Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь/ В.И.Зимин, А.С.Спирин – Изд. 2-е, стереотипное – Ростов н/Д: Феникс, М.: Цитадель-трейд, 2005.
Мединский Владимир «О русском пьянстве, лени и жестокости».
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.
Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Полный курс русской литературы. Литература первой половины XX / века И.О. Родин, Т.М.Пименова. – М.: ООО»Издательство Астрель», 2003. (Николай Добролюбов Моралист )
Солженицын А. Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.
Свирина Н.М Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: — М.,; Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
11