МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Игра-викторина по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» для учащихся 5 класса
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
Цель:
организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказки «Снежная королева».
Задачи:
способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Описание игры. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Представители команд вынимают из мешочка «бочонки» лото и называют номера, которые на них написаны. Ведущий зачитывает вопрос под этими номерами, команды должны верно ответить на них. Hа обсуждение вопроса дается 1 минута. Если команда отвечает сразу, то сэкономленное время можно использовать при ответе на другие вопросы. Один раз за игру команда может обратиться за помощью» к болельщикам.
Ход игры
Каждой команде предстоит ответить на пять вопросов. За правильный ответ — 2 балла.
1. Родители часто разрешали Каю и Герде сидеть на скамеечке под цветами. Под какими именно цветами любили играть дети? (Под розами)
2. Герда выучила псалом, в котором упоминалось о розах. Прочитайте его. (Розы цветут… Красота, красота! Скоро увидим младенца Христа.)
3. Почему однажды Кай назвал розы безобразными? (Ему в глаз попал крошечный осколок дьявольского зеркала)
4. Когда Герда плыла по реке в поисках Кая, ее оставила у себя старушка в красивой шляпе. Что примечательного было в этом головном уборе? (Это была соломенная шляпа, расписанная чудесными цветами)
5. Какими цветами была набита красная шелковая перинка в кроватке, куда старушка уложила спать Герду? (Синими фиалками)
6. Благодаря какому цветку, увиденному на соломенной шляпе, Герда вспомнила о Кае? (Роза)
7. У каких цветов спрашивала Герда о Кае? (У огненной лилии, вьюнка, подснежника, гиацинтов, лютика, нарциссов)
8. Во дворце принцессы Герда увидела две кровати в виде цветов. Какие это были цветы? (Белая и красная лилии)
9. В какой решающий момент Герда спела псалом «Розы цветут… Красота, красота! Скоро увидим младенца Христа»?
(Когда Герда увидела Кая в пустынном ледяном зале в чертогах Снежной королевы)
10. Какой цветок чаще всего упоминается в сказке «Снежная королева»? (Роза)
III. Конкурс «Вещи героев сказки»
Команды должны назвать героя сказки, которому принадлежит названная вещь. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и выглядело отвратительным. (Злой тролль)
2. Цветочные ящики с розовым кустом. (Родители Кая и Герды)
3. Большие белые сани. (Снежная королева)
4. Красные башмачки. (Герда)
5. Большая соломенная шляпа, расписанная цветами. (Дряхлая старушка, живущая в большом вишневом саду.)
6. Сапоги, которые громко скрипели. (Молодой человек, который женился на принцессе.)
7. Башмаки, муфта и красивое платье. (Герда)
8. Карета из чистого золота. (Принц и принцесса)
9. Ярко-красная шапочка и пистолеты за поясом. (Маленькая разбойница)
10. Плоские остроконечные льдинки. (Кай)
IV. Конкурс «Иллюстраторы»
Команды должны были найти иллюстрации русских художников к сказкам Андерсена, познакомиться с жизнью и творчеством этих художников. За каждый правильный ответ команда получает 4 балла.
1. Назовите братьев-иллюстраторов Андерсена. (Валерий Григорьевич Траугот и Александр Григорьевич Траугот)
2. Кто из художников-иллюстраторов учился в Московской средней художественной школе при институте имени В.И. Сурикова (МСХШ), а потом окончил архитектурный институт? (Евгений Григорьевич Монин)
3. Кто из иллюстраторов Андерсена расписывал фойе Музыкального театра для детей Натальи Сац? (Ника Георгиевна Гольц)
4. Кто из художников стал лауреатом премии «Лучший иллюстратор года» конкурса «Книга года» в России в 2003 г.? (Анастасия Ивановна Архипова)
5. Чьи персонажи на рисунках имеют «выдающиеся» носы? (Персонажи рисунков Е.Г. Монина)
6. Кого из иллюстраторов назвали «феей карандаша и кисти»? (Н.Г.Гольц)
V. Конкурс « Угадай иллюстрацию»
Для этого конкурса необходимо несколько иллюстраций к сказке «Снежная королева», которые разрезаются на несколько частей. По возможности используйте пазлы. Каждой команде предлагается по два фрагмента. В течение 2 минут члены команды должны сложить иллюстрации. За правильный ответ команда получает 2 балла. (Приложение 1)
VI. Конкурс капитанов
Для этого конкурса предлагаются конверты с иллюстрациями. Капитаны должны описать выбранную иллюстрацию. Жюри оценивает ответ по четырехбалльной системе. (Приложение 2)
Примерный ответ капитана
Описание иллюстрации Н.Г. Гольц к сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева».
Картина пронизана радужным светом. Затуманенный взгляд Герды чуть тревожит, но улыбка старушки создает благодушное настроение. На переднем плане мы видим три вазы с цветами, две из них прозрачные. В одной — ирисы, в другой — тонкие изящные травы. Художница с удивительным мастерством изображает тонкость, хрупкость и прозрачность сосудов. В центре иллюстрации Герда и старушка. Герда изображена маленькой девочкой, без башмаков (она их подарила реке), в платье красного цвета. Старушка-колдунья стоит за Гердой с гребешком в руке и расчесывает девочке чудесные волосы, чтобы Герда забыла Кая и свой дом. На заднем плане видны окна с разноцветными — красными, голубыми, желтыми – стёклышками.
Художница использует разные краски. В основном это светло-жёлтая и светло-бежевая. Ими раскрашены стена комнаты, плитка пола, блузочка и передник Герды, волосы девочки, шляпа колдуньи. Также используются оттенки красного цвета. В такой цветовой гамме изображены платье Герды, вишни в корзинке, розы на шляпе старушки. Весь рисунок светлый и радужный, ничто не должно омрачать настроения, и только маленький тёмный кувшин с широкими листьями, стоящий на полу, напоминает, что пребывание Герды у старушки не добровольное, что она околдована.
Художница идёт за текстом сказки. Герда сидит на стуле и лакомится спелыми вишнями. Взор её где-то витает, на губах неопределённая улыбка. Она всё забывает, потому что старушка, расчёсывая волосы, колдует. Сама старушка не злая волшебница, у неё на губах добрая и несколько хитрая улыбка. Уж очень ей хочется оставить у себя эту маленькую хорошенькую девочку. Привлекает внимание шляпа старушки, на которой пышные цветы: голубые незабудки, сиреневые ирисы, розовые и красные розы. Именно эти розы на шляпе спасли память Герды: глянула она на них и вспомнила свой сад, свои розы, а с ними и Кая.
VII. Подведение итогов, награждение команд.
Приложение 1
Иллюстрации к V конкурсу « Угадай иллюстрацию»
(можно предлагать любые иллюстрации)
Приложение 1
Приложение 2
Иллюстрации для конкурса капитанов
Иллюстрация Н.Г.Гольц
Иллюстрация Б.А.Диодорова
Использованная литература
1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс/ Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 2009
2. Черных, О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс/ О.Г.Черных, — М.: ВАКО, 2008
3. Иллюстрации: https://images.yandex.ru/yandsearch