Интегрированный урок чтения и музыки: Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 4 класс

Интегрированный урок чтения и музыки в 4-м классе по теме: Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Музыкальные произведения композитора Эдварда Грига

Цели:

  • обобщающий анализ частей рассказа;

  • развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формировать идею произведения;

  • развитие творческого воображения через слово, музыку.

  • воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки

Оборудование:

  • портреты К. Паустовского и Э. Грига;

  • опорные слова для пересказа;

  • записи музыки Э. Грига, иллюстрация к рассказу, выставка рисунков детей, план рассказа, эпиграф урока;

  1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока

Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.

У вас хорошее настроение?

Тогда прошу вас быть на уроке внимательным слушателем, и начнем наш урок.

Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К.Г. Паустовского (укажу на портрет) «Корзина с еловыми шишками», мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига (показать портрет).

Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Эпиграфом нашего урока будет цитата (хором): «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден».

II. Вступительное слово учителя. Беседа

Вы, наверное, часто задаете себе вопрос: «Почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?»

Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.

Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Какой эпизод она изображает?



Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

Инсценирование «Встреча Э. Грига и Дагни» под музыку

Наши маленькие артисты:

Э. Григ – Гасанов Имран
Дагни – Пенькова Оля

заслужили, по-моему, аплодисменты.

Их выступление сопровождала пьеса Э. Грига

Так что же в диалоге самое главное?

(Григ решил сделать девочке подарок)

Как вы думаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?

(Девочка понравилась композитору. Она маленькая,но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме, приглашает его в гости. Она мила, красива: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивое сердце.)

По ходу ответов обращаюсь к выставке рисунков.

  • Почему композитор отсрочил свой подарок? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Григ задумал очень сложный духовный подарок – музыку, а маленькие дети «серьёзную музыку» не всегда понимают.)

  • На двух предыдущих уроках мы с вами очень внимательно прочли рассказ «Корзина с еловыми шишками».

  • Скажите, на сколько частей разделили рассказ?

  • Составляя план рассказа и озаглавливая каждую часть, в названиях мы отразили то главное, о чем говорится в каждой части.

  • Какие названия дали каждой части рассказа?

Чтение заглавий. План на доске и в тетрадях:

  1. Встреча композитора Э. Грига и Дагни.

  2. В доме композитора.

  3. Дагни в гостях у дяди и тети.

  4. Дагни в театре и на концерте.

— Где происходили события, описанные в рассказе?

III. Анализ I и II частей. Развитие речи учащихся

У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало.

Вспомните, с чего начинается рассказ?

Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса. Вам помогут опорные слова

На доске:

  • воздух;

  • шум прибоя;

  • мох;

  • эхо;

  • листья.

  • и фотография-пейзаж.

А усилит впечатления и поможет представить красоту норвежской осени музыка Э. Грига.

Пересказ «В осеннем горном лесу» под музыку.

Вторая часть рассказа называется «Дом композитора».

Расскажите, каким он был?

Вам помогут опорные слова:

  • ковры;

  • портьеры;

  • легкая мебель;

  • диван;

  • жилище;

  • рояль.

И вновь будет звучать музыка Э.Грига.

Пересказ «В доме композитора» под музыку.

О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора?

А сейчас обращаюсь к внимательному читателю:

Что на экране лишнее?

Вернемся в дом Э. Грига. Что было видно из окна дома? Расскажите об этом. Обратите внимание на слова помощники:

  • туман;

  • пароходы;

  • снег

Пересказ под музыку

Кто из вас уже определил, какая музыка сопровождала пересказ?

Снова звучит «Песнь Сольвейг».

Как вы думаете, зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало.)

Прочтите, кто и как слушал создаваемую Григом музыку?

Выборочное чтение, читают несколько человек по абзацам

с. 54, абз. 3-6.

Готовясь к уроку мы с ребятами взяли интервью у учителя музыки

Каким же он был, композитор Э. Григ?

Рассказ учителя музыки о Э. Григе.

IV. Слушание музыки, беседа.

А сейчас, ребята, мы внимательно послушаем пьесу Э. Грига «Утро». Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.

Звучит «Утро».

Как композитор передает картины природы в музыке?

(Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр.)

А какие инструменты звучали? (Предрассветную тишину оглушают чистые звуки пастушеской свирели (в оркестре свирельный наигрыш поручен флейте). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому,звучность нарастает.)

Расскажите о своих впечатлениях: что вы чувствовали, представляли, когда слушали музыку? (Настроение утренней природы, где при первом же (forte) солнце прорывается сквозь облака.)

V. Анализ III части. Словарная работа

В III части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в её жизни?

Кем были родственники девушки?

Что особенного было в комнате тети Магды?

Представьте себе, что вы на мгновение оказались в комнате тети Магды. С названиями всех этих вещей вы уже знакомы. Сейчас я проверю, помните ли вы их?

Я буду говорить название предмета, а вы мне покажете, под каким номером он расположен.

  • шпага;

  • веер;

  • шелк;

  • шляпа с перьями;

  • парча;

  • цыганская шаль;

  • тюль;

  • кружева;

  • парик;

  • ленты.

А где сейчас, в наше время, можно встретить эти предметы?

Приведите примеры.

VI. Анализ IV части. Выборочное чтение

Куда любила ходить Дагни в городе? (Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.)

Как она чувствовала себя после спектаклей? (Дагни долго не могла заснуть и даже иногда плакала у себя в постели.)

Почему она плакала? (Была под впечатлением.)

Вот Дагни собирается на концерт с дядей и тетей.

Словами нарисуйте её портрет.

Прочтите, в какой необычной обстановке проходил концерт.

с. 55 4 абз.
с. 56 3 абз.

Кто знает, что такое «белые ночи»?

Вы их видели? Где?

В каком еще городе России бывают белые ночи?

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

«одна заря сменить другую спешит,
дав ночи полчаса».

Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Все так чудесно и таинственно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. И чудо происходит.

Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Петерсен. Может это?… Послушайте музыку и представьте себе Дагни, она слышит музыку, посвященную только ей. Представьте себя на её месте. Что она должна чувствовать?

Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочтем об этом.

Выборочное чтение «цепочкой» по предложениям:

с. 57 с последнего абзаца
с. 58 до слов «Ты блеск зари».

Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? ( Это были слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку.)

Какую главную мысль открыла для себя девушка, слушая музыку?

с.69 (размышление)

Прочтите вполголоса, научитесь читать выразительно. Какие чувства Дагни мы должны передать при чтении?

Прочтем хором, под музыку.

Звучит «Танец Анитры». (Сцена в аравийской пустыне. Перед Пером танцует красавица Анитра, дождь вождя. Изящны и прихотливы мелодические узоры танца, оригинальна звучность: играют струнные инструменты.)

VII. Итог урока

Как вы поняли, счастливый конец у рассказа или нет?

Чем вам понравилась музыка Э. Грига?



Мы слушали пьесы:

  • «Песнь Сольвейг»

  • «Утро»;

  • «Танец «Анитры»



VIII. Домашнее задание:

Стр. 59 – 60 ответить на вопросы

п.т. стр. 38 выполнить задание 2




Свежие документы:  Рабочая программа элективного курса "Малые жанры новейшей русской литературы" для 11 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: