Интегрированный урок в 5 классе (литература и история) на тему:
«Дети и война»
(К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).
Эпиграф:
Заря вставала над землей, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды.
Притихли дети.
(И. Мордовина.)
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит песня
Ассоциации.
— Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «дети»?
— А когда слышите словосочетание «дети и война»?
4. Просмотр слайдов (Приложение 1.)
5. Учитель истории с учащимися – о событиях июня 1941 года, о Брестской крепости.
6. Библиотекарь – о книгах про Брестскую крепость.
7. Заочная экскурсия в крепость (учитель истории).
8. Учитель литературы – о стихотворении Симонова.
9. Прослушивание стихотворения в исполнении А. Смолякова.
10. Анализ произведения.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— О чем оно, его тема?
— Откуда везли мальчишку?
— Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)
— Почему он седой?
— Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.
— Какие же события ему пришлось пережить?
— Можно ли сказать, что десять дней, которые прожил мальчишка в осажденной крепости, – подвиг?
— Какие строки передают отношение автора к увиденному?
— Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?
(Метафоры.)
— Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец; лирический герой-автор, та женщина, о которой он вспоминает.)
— Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)
— Почему повествование прерывается этим диалогом с женщиной?
— В чем лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли, клянется мальчишке?
— В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать свою Родину?
11. Итоги.
— Закройте глаза и вспомните стихотворение. Какой образ возникает перед вами?
— Как по-вашему, зачем Симонов написал это стихотворение?
— Продолжите фразы:
Прослушав стихотворение Симонова,
я понял, … .
я почувствовал, … .
я подумал, … .
12. Дома: наизусть стихотворение.