Использование технологии «Критического мышления» на уроках литературы в 6 классе
В работе с детьми большое внимание уделяю задаче формирования общеучебных навыков: оценка и самооценка, работа с источниками информации, умение самостоятельно работать, т.е. обучающего необходимо научить «учиться». С этой целью использую синквейн. Приём применяется для «присвоения» новой информации.
«Синквейн»
Слово Синквейн происходит от французского «пять». Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
После изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» (на стадии рефлексии) шестиклассники написали следующие синквейны:
Поэт
Мятежный, ищущий.
Мечется, надеется, страдает.
Судьба посылает много испытаний.
Одиночество.
Поэт
Беспокойный, страдающий.
Бежит, ищет, надеется.
Обижен судьбой проклятой, людьми.
Одиночество.
Парус
Проникновенный, мелодичный
Надеяться, искать, не сдаваться.
Чувствуется красота моря.
Неуспокоенность.
Поэт
Вольнолюбивый, бунтарский.
Бунтует, не соглашается.
Чувствуется в человеке судьба изгнанника.
Страдание.
Парус
Белый, одинокий.
Находится, мчится, ищет, бежит.
Отображает состояние человеческой души.
Символ.
Парус Одинокий, туманный.
Белеет, ищет, кинул.
Не находит выхода из создавшегося положения.
Надежда.
Учитель литературы МАОУ СОШ № 54 г. Томска Е.А. Першина