Исследовательская работа ««Настоящие сказки» Л. Петрушевской: трансформация жанра и образов»









«Настоящие сказки» Л.Петрушевской: трансформация жанра и образов









Работа выполнена

учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ №146 г.Екатеринбурга

Пушпашевой Екатериной Александровной


Как известно, сказка — повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. В середине XIX века К.С. Аксаков отметил: «К сказке преимущественно должна относиться пословица красно поле рожью, а речь – ложью – вымыслом»[1:133]. Позже В.Я. Пропп укажет на то, что «Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»[4:87]. С развитием общества происходят изменения в отношениях между людьми, появляются новые герои, новые жизненные ситуации, замена одних ценностей другими.

Л.Петрушевская предлагает нам свою форму сказок, называя их «настоящими». В словаре С.И.Ожегова слово «настоящий» имеет несколько значений: «теперешний, происходящий в данное время» и «действительно такой, какой должен быть, представляющий собой лучший образец» [2:336]. Писатель глубоко чувствует перемены в нашем мире и создает актуально звучащие сказки, трансформируя и жанровую форму, и систему традиционных образов. Т.Прохорова пишет: «В работе со сказочными сюжетами она (Петрушевская) следует традициям Е. Шварца: о принцессах и принцах, колдуньях и волшебниках рассказывает так, как будто они самые обычные люди. У них такие же заботы, стремления, как и у героев ее «реальных» рассказов и повестей»[5:161]. Двоемирие – обязательный элемент сказок – у Петрушевской сохраняется, но сочетание волшебного и реального, потустороннего и земного необычно.

Волшебство в сказках Петрушевской не всегда помогает героям достичь определенных целей. В погоне за красотой, люди порой не ценят того, что имеют. Главная героиня Нина («Девушка Нос») мечтает стать красавицей. Она считает, что, имея привлекательную внешность, можно стать по-настоящему счастливой. Попросив у Волшебника красивый нос, девушка вынуждена отдать взамен свой палец. Теперь Нина – красавица, но только счастья больше от этого не стало. Любимый человек не узнает в куколке веселой и милой Нины и отвергает ее, ведь он полюбил некрасивую и неприметную. Герои должны сами для себя решить, что для них ценно и подлинно. Взмах волшебной палочки в XXI веке не является гарантией счастья.

Волшебство в сказках также служит своеобразным предупреждением для читателей. В сказке с помощью волшебства можно изменить, но можно и вернуть на место все как было, но в реальности нет колдунов, магов, готовых все исправить.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Татьяны милый идеал (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)» 9 класс

Важнейшей особенностью сказок Петрушевской является то, что детский, легкий жанр она наполняет серьезным глубоким содержанием, в результате чего «забавные истории с известными литературными персонажами и предсказуемым хэппи-эндом» [5:161] раскрывают сложнейшие проблемы современности.

  1. Соотношение истинных и мнимых ценностей

В сказке «Принцесса Белоножка» принц, увидев стертые в кровь руки принцессы, собирается расторгнуть помолвку: «У тебя, возможно, и дети будут больные! Больные наследники – это невозможно! Судьба государства, судьба королевства, нации наконец!»[3:235]. Ценою жизни принцесса спасает принца от смерти. Осознав это, герой переоценивает свои поступки. Эгоизм здесь противопоставлен милосердию и гуманизму.

Для любящих людей нет преград к счастью, утверждает Петрушевская в сказке «Новые приключения Елены Прекрасной». Миллиардер, в понимании многих людей, — абсолютно счастливый человек. Но это стереотип. В сказке он представлен человеком глубоко одиноким, уставшим от суеты и пустоты торжественных приемов, внешней пышности салонов и казино. И тем самым он противопоставляется окружающим людям, мелким, жаждущим наживы. Миллиардер является единственным человеком, кто может чувствовать и «видеть» невидимую Елену Прекрасную. Ведь только по-настоящему любящий человек способен разглядеть свою половинку даже в пустоте.

  1. Величие подлинного искусства

Перо мастера способно творить чудеса. Искусство вечно, и оно на стороне добра. В сказке «История живописца» перед нами предстает образ бедного художника, настолько доброго и доверчивого, что окружающим не стоит большого труда обманывать его. Однако, несмотря на то, что у него отняли квартиру, оскорбили, унизили, он по-прежнему верит в людей, в победу добра над злом. Не случайно именно к нему в руки попадает волшебный холст и краски. Рука человека, который не совершил безнравственного поступка, творит чудеса. Нарисованные на полотне предметы переносятся в нереальный мир, все плохое исчезает, и торжествует справедливость.

  1. Проблема поиска счастья

В жизни случаются такие моменты, когда хочется опустить руки, когда кажется, что уже никогда не почувствовать счастья в жизни. Но Петрушевская в своих сказках говорит нам, что нельзя терять надежды на счастье, — оно придет, подкрадется совсем нежданно, негаданно. Герой сказки «Отец» — взрослый мужчина, у которого так и не получилось создать семьи. Он называет себя отцом и знает, что где-то там есть у него дети, а они и есть его счастье. И совершенно случайно он встречает женщину с ребенком. В мороз, в старом домике по воле судьбы они находят друг друга, отец нашел жену и ребенка, женщина – долгожданного мужа: «Они помнили только, что была какая-то очень трудная ночь, долгая дорога, тяжелые времена одиночества, но теперь у них родился ребенок, и они нашли то, что искали»[3:69].

  1. Сложности взаимоотношений в семье

Л.Петрушевскую глубоко волнует то, как непросто складываются отношения в современной семье. Часто это связано с переоценкой ценностей в нашей жизни. Сказка «Крапива и Малина» наиболее ярко раскрывает эту проблему. Очень часты случаи, когда в одной семье растут дочери, являющие собой полные противоположности друг другу. Крапива – колючая, хитрая, завистливая, решительная девочка, она пытается увести поклонника своей доброй, нежной, внимательной сестры Малины. Крапива для достижения поставленной цели использует способы, отнюдь не достойные похвалы. Волшебство здесь помогает Крапиве осознать содеянные проступки, вернуть все на свои места.

  1. Социально — нравственные проблемы часто звучат в сказках Петрушевской. Это и бедственное положение пенсионеров («Две сестры»); алкоголизм, проституция и суицид как ложные способы ухода от ежедневных бытовых неурядиц («Черное пальто», «Новые приключения Елены Прекрасной»). Выход из одиночества, душевного тупика Петрушевская видит в доброте, милосердии, необходимости прийти на помощь человеку в трудную минуту.

Александра мучила совесть, что не помог маленькому мальчику холодной ночью обрести уют и тепло домашнего очага («За стеной»). Лишь полюбив одинокую женщину с ребенком и завоевав ее доверие, он обретает душевный покой. « Когда мы отдаем все для того, кого любим, не оставляя себе ничего, — это должно кончиться хорошо», — устами героя молвит писатель [5:230].

Система образов тоже видоизменена Петрушевской. Многие герои как будто позаимствованы из известных сказок и литературных произведений. Мы легко узнаем источники: девушка Нос – карлик Нос, королева Лир – король Лир, принцесса Белоножка – Белоснежка, но это лишь внешнее сходство. Фабула, конфликт и идея у Петрушевской всегда оригинальны.

Деление героев на добрых и злых традиционно. Первые благородны и помогают другим (живописец «История живописца», Малина «Крапива и Малина», Белоножка, Матушка капуста, Барби Маша и др. ). Вторые корыстны и завистливы (колдун «Новые приключения Елены Прекрасной», аферист Алик «История живописца», люди в кожаных куртках «Принц с золотыми волосами», королева «Верба- хлест», Владимир «Секрет Марилены»). Наибольший интерес вызывает третий тип героев, которые круто меняет свои жизненные ориентации, переходя из лагеря зла в лагерь добра (Крапива, Мастер из одноименной сказки, дочка из «Сказки о часах» и др.)

В сказках также имеются волшебные предметы, которые либо помогают, либо вредят: холсты и кисти в «Истории живописца», часы, ведущие счет жизни («Сказка о часах»), волосы — яркое солнце из чистого злата («Принц с золотыми волосами»), фонарик – символ надежды на спасение («Фонарик») и др. Однако, попадая в злые руки, волшебные предметы становятся орудием зла: пьяный колдун, желая погубить красоту, создает зеркало, убивающее всех, кто глянет в него. Значит, волшебство у Петрушевской напрямую связано с категорией добра и зла.

Волшебство и всякие другие чудеса не существуют сами по себе. В приложении к современной жизни они не что иное, как вечные, неотменимые ценности, такие, как любовь, человеческое счастье, взаимопомощь, милосердие. Сосуществующее с ними зло исчезнет, если люди в каждом своем поступке будут руководствоваться принципами добра. Автор верит в то, что каждый из нас встретит счастье в этом мире, найдет себя в нем, поэтому все сказки имеют счастливый конец.



Список использованной литературы

1. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта, Наука, 2003. — 400 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. – М.: Русский язык,1986. – 797 с.

3. Петрушевская, Л.С. Настоящие сказки / Л.С. Петрушевская. – М.: Вагриус, 1999. – 400 с.

4. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избр.статьи. / В.Я. Пропп. М., 1976. – 327 с.

5. Прохорова, Т. Расширение возможностей как авторская стратегия Людмила Петрушевская // Вопросы литературы. – 2009. — №3. – С.149-164.







Свежие документы:  Литература. Конспект открытого библиотечного урока «В гости к Бабе Яге»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: