Исследовательская работа «Веселый разговор с читателем (особенности поэтического творчества Юрия Черных)» 5 класс





Исследовательская работа


Веселый разговор с читателем

(Особенности поэтического творчества Юрия Черных)








Автор: Пустовая Алина,

ученица 5 класса МБОУ «СОШ №15»


Руководитель: Обедина Евгения Сергеевна, учитель русского

языка и литературы второй категории МОУ «СОШ

15» г. Усть-Илимска Иркутской области












г. Усть-Илимск

2013

Содержание


Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Исследование уровня знаний учащихся, преподавателей в школе о поэте

Юрии Черных и его произведениях…………………………………………………………..4

Глава II. Жизненный путь поэта

2.1. Поэтическое творчество поэта-сибиряка.………………………………………………5

2.2. Биографические сведения о Юрии Егоровиче Черных ……………………………….7

Глава III. Исследование творчества детского поэта

3.1. Тематические группы……………………………………………………………………..9

3.2. Особенности детской поэзии…………………………………………………………… 13

Заключение…………………………………………………………………………………….16

Список литературы………………….…………………………………………………………17























Введение

Знаете такую веселую песенку — «Кто пасется на лугу?» Конечно! Просто не можете не знать! И наверняка видели замечательный мультфильм «Далеко, далеко на лугу пасутся… Ко!» в мультсериале «Веселая карусель». А знаете, кто придумал стихи к этой песенке? Поэт Юрий Черных. И наверняка читали веселые и добрые стихи поэта: «На Кудыкиной горе», «Веселый разговор», «Хотите — поверьте», «Сказка про наседку-непоседу», «Внучка-почемучка», «Егоркины скороговорки» и многие другие.

С урока литературы Восточной Сибири я узнала, что этот замечательный детский поэт — наш сибиряк, и имя его известно не только в Братске, где он жил, но и далеко за пределами Иркутской области.

Меня заинтересовал этот талантливый человек, захотелось больше узнать о его жизни и творчестве, о том, как поэт создавал свои замечательные стихи для детей.

Гипотеза: У каждого поэта есть свои особенности, свой стиль. Особенности Ю. Черных делают стихи познавательными, веселыми и добрыми.

Цель исследовательской работы: изучить особенности стихов поэта-сибиряка.

Задачи исследовательской работы:

  • выявить осведомлённость учащихся, преподавателей школы о поэте Ю. Е. Черных;

  • прочитать стихотворения Ю. Черных;

  • изучить литературу, дающую более полное представление о поэте и его стихах;

  • выявить особенности некоторых стихотворений поэта.

Объект исследования: жизнь и творчество поэта-сибиряка.

Предмет исследования: стихи Ю. Черных.

Методы исследования: чтение стихотворений, анкетирование, интервьюирование школьного библиотекаря, прослушивание аудиозаписей (песни на стихи поэта, интервью с Юрием Черных), изучение научно-популярной литературы и периодической печати по данной теме, анализ стихов, подготовка доклада и презентации.

Актуальность работы:

Считаю, что данная тема актуальна. Во-первых, никогда дети не нуждались так остро в обогащении своего языка, как в наши дни. Нам нужна литература, написанная талантливым языком. Во-вторых, творчество поэта включено в школьную программу, именно в литературу Восточной Сибири 5 класса. Отдельную литературу найти очень трудно, имеются только газетные вырезки, поэтому исследовательская работа своевременна. В-третьих, зачитываясь стихами, мы зачастую ничего не знаем о том, что это за человек.


Глава I. Исследование уровня знаний школьников, преподавателей в школе о поэте Юрии Черных и его произведениях

В современной системе преподавания литературы не уделяется должного внимания изучению творчества поэтов и писателей Сибири. В школе мы узнаем о творчестве отдельных поэтов и писателей только с уроков литературы Восточной Сибири (5-6 классы) и внеклассных мероприятиях. Но этого мало.

Я провела анкетирование среди учеников 5 классов и учителей своей школы по следующим вопросам:

  • Кого из детских поэтов-сибиряков Вы знаете?

  • Кто автор стихотворения на песню «Кто пасется на лугу!»?

  • Какие стихи Юрия Черных Вам известны?

Исследовав проблему, я сделала следующие выводы об уровне знаний учеников 5 класса своей школы: никто не знает детских поэтов Сибири; стихотворения поэта на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. То есть никто из учащихся не знает автора стихотворения «Кто пасется на лугу»!

Ответы преподавателей:

63% ответили, что знают М. Д. Сергеева, 15% — А. М. Стародубову, Ю.Е. Черных, Г. Граубина. 12% опрошенных педагогов назвали автора стихотворения «Кто пасется на лугу» и вспомнили еще некоторые стихотворения поэта, но наизусть не знают.

Как я и предполагала, педагоги владеют большими знаниями, нежели учащиеся. Однако они не могут заставить учеников самостоятельно изучать стихи детских поэтов-сибиряков, но время от времени советуют читать те или иные произведения.

Одновременно провела интервью со Старухиной Т.В. – школьным библиотекарем. Татьяна Владимировна ответила на следующие вопросы: Много ли книг Ю.Е. Черных в фонде школьной библиотеки? (Ни одной) Как часто обращаются за данным автором? (Редко, в основном учителя начальных классов)

Таким образом, проведя исследование по данному вопросу, я пришла к выводу, что, несмотря на известность стихотворения «Кто пасется на лугу?», Юрий Черных, наш земляк, остается в тени. Мы ничего не знаем об авторе, поэтому необходимо привлечь внимание школьников к творчеству поэта-сибиряка – Юрия Черных.






Глава II. Жизненный путь поэта

2.1. Поэтическое творчество поэта-сибиряка

Жил у нас в Сибири поэт. И хотя он был обыкновенным человеком и писал про то, что все дети сами видели, стихи у него получались необыкновенными. И возникали они у него совсем неожиданно.

Гулял он однажды с дочкой за городом, а было это в Братске. Гулять они ушли далеко. И вдруг папа увидел вдали, на лугу, животных. Удивленный и обрадованный, он подхватил дочку на руки и спросил:

Дочка, смотри, кто там пасется на лугу?

Где?

Вон там, подальше, далеко-далеко! Ну, кто там пасется? Подсказать? Ко…

Козы?

Нет, не козы! Ко…

Кони?

Нет, не кони! Ко…

Коровы?

Правильно, коровы.

Молодой поэт понял, что натолкнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки. И концовка «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.

Так этот вопрос положил начало прекрасному детскому стихотворению. В 1965 году стихотворение «Кто пасется на лугу» было опубликовано в многотиражке «Огни Ангары». Номер этот попал в Москву и каким-то чудом оказался на столе у Александры Пахмутовой, которую стихотворение вмиг очаровало, и она положила их на музыку. Замечательная детская песенка «Кто пасется на лугу?» стала лауреатом Международного конкурса детской  песни в Софии в 1969 году. А вскоре по сюжету песенки был снят мультфильм. Так неожиданно родился детский поэт Юрий Егорович Черных.

Писать стихи Юрий Черных стал не сразу, хотя пытался сочинять их с самого детства, которое пришлось на Великую Отечественную войну. В то время и взрослые, и дети с тревогой следили за событиями на фронте. Своё первое стихотворение, гневное и по-детски смешное, но уже отражавшее позицию автора, он сочинил в пятилет­нем возрасте. Из рассказа самого Юрия Черных: Оно было про войну.

По дороге быстро
Мчится паровоз,
Он немецких офицеров
В армию повез.
Это было летом
В самый жаркий день,
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал,
Вывалились немцы,
За ними – генерал.

Сам Юрий Черных признавался, что не помнит того момента своей жизни, когда бы он не сочинял стихи, хотя совсем не собирался быть детским поэтом. «А «детские» стихи стал складывать для своей дочки. И так увлекся, что не заметил, как она выросла. «А я никак не могу остановиться в своем увлечении»,- шутливо вспоминал поэт.

Долгое время поэт не решался посылать куда-либо свои стихи. Детский писатель Геннадий Михасенко настоял, чтобы поэт все же преодолел свое неверие, стихи попали к иркутскому поэту Марку Сергееву и были помещены в коллективную книжку для детей «Добрый день», выпущенную Восточно-Сибирским издательством.  После чего в нового писателя поверили (примерно с 1975 года его неоднократно печатал журнал «Весёлые картинки») и вскоре пришли к читателю и другие его книги.

В ряд лучших российских книг для малышей вошли книги Юрия Черных «На лугу пасутся ко…» (1979), «На Кудыкиной горе» (1986), «Веселый разговор» (1981), «Хотите – поверьте», «Сказка по наседку-непоседу», «Летучая кошь», «Внучка-почемучка», «Сказка про ворону», «Егоркины скороговорки»  и другие. В своём творчестве он изображает многозвучный, цветной, солнечный мир.

В 1990 году его приняли в члены Союза писателей СССР, а издательство «Детская литература» издало его книжку «Егоркины скороговорки». К сожалению, она оказалась последней прижизненной книгой поэта.








2.2. Биографические сведения о Юрии Егоровиче Черных

27 ноября 1936 года, в очень неспокойное время, в г. Усть-Куте родился Юрий Черных. Отец будущего поэта, Егор Иванович, был уважаемым среди односельчан человеком. По вечерам все члены семьи усаживались вокруг стола, и начинались громкие читки, которые устраивал отец. Именно с этих вечеров и зародилась у детей любовь к чтению. Мать, Татьяна Никифоровна, была прекрасной хозяйкой, хорошо шила, занималась воспитанием шестерых детей. От нее они переняли трудолюбие, доброту, скромность, взаимную заботу.

Детство поэта прошло в далеком таежном селе Нижнеилимске – среди таких же, как и он, босо­ногих сверстников… Жи­вописная река Илим, бо­гатая рыбой, и щедрая си­бирская природа не толь­ко помогли им выжить в то голодное, жуткое вре­мя, но и освещали их дет­ские души фантазией, по­могали будущему поэту развивать его раннее литературное дарование.

Юра с детства отличался исключительной памятью. Однажды он поразил своих сверстников, когда прочитал наизусть поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». Было ему всего 12 лет. Удивлял он не только своих товарищей. Как-то на уроке литературы он первым сдал тетрадь с сочинением. Учитель спросил, помнит ли он что-либо из написанного? И к удивлению, мальчик дословно пересказал свое сочинение.

Выросший в родстве и согласии с при­родой, Юрий Черных и впоследствии не терял с ней контакта. В 1960 г. окончил в Иркутске институт сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика. В этом же году по распределению отправляется в Коршуниху, в только начавший строиться Железногорск-Илимский, где отработал 3 года. В 1963 г. переезжает в Братск, где работает инженером-экономистом в Управлении Автотранспорта. Коллектив завода отопительного оборудования, где он трудился в последнее время, до переезда в Иркутск, высоко ценил его как опытного, талантливого инженера. И все же призванием, любовью, смыслом жизни для Юрия Черных была детская поэзия.

В личной жизни он был человеком незащищенным. С трудом пробивался в большую поэзию, часто натыкаясь на черствость и равнодушие чиновников издательств. Это постоянно травмировало его легко ранимую душу, но не смогло сломать в творческом полете его поэтических крыльев.

Книги поэта, члена Союза Писателей России, издавались в Братске, Иркутске, Москве еще более 20-ти лет назад, но и в наше время его стихи пользуются популярностью!

В г. Железногорске-Илимском Центральная детская библиотека носит имя Ю. Черных, создан при библиотеке и музей-экспозиция по жизни и творчеству земляка. На его стихотворение «Жили-были» в Братском театре несколько лет успешно шла пьеса (реж. Кравзе О.). Многие стихотворения Черных Ю. Е. включены в хрестоматии, сборники стихов для дошкольников, а два из них входят в сборник «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / сост. О. Н.Шахерова», г. Иркутск. К юбилею Пахмутовой А. Н. в 2009 году детский ансамбль «Домисольки» выпустил в Москве диск «Магия кино» с её песнями, где песенка «Кто пасется на лугу?» исполняется в новом современном звучании. В 2011 году к 75-летию со дня рождения Юрия Черных был подготовлен сборник стихов «Далеко, далеко». Новую книгу заказали  библиотеки  Иркутска и Барнаула, но особенно широко книга разошлась в московском  регионе, ведь стихи братского поэта  включены в школьную программу.

Таким образом, Юрий Черных – талантливый поэт, ранимый человек с удивительными способностями. Его замечательные стихи навсегда прописаны в стране детства.





















Глава III. Творчество детского поэта-сибиряка

3.1. Тематические группы

После знакомства с творчеством поэта Ю. Черных, я заметила, что все произведения подчинены различным темам. Внимательно исследовав стихи поэта, я объединила их в следующие тематические группы.

  • Стихи на основе фольклора.

Во многом основой произведений Юрия Черных становятся пословицы, потешки, скороговорки из народного творчества. Живой талант поэта легко и весело переделывает и дополняет их.

Утка может без труда

Вынуть рыбку из пруда:

Шею в воду окунет –

Вот тебе и окунек!

Как здорово поэт обыграл русскую народную поговорку «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Всего четыре строчки, а больше и не надо для этой мысли.

Или:

Я сегодня был в восторге 
От затейника Егорки,

За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:
— Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа… («Егоркины скороговорки»)

А разве может быть скучной Лисичка, которая распевает такую чудную песенку:

Под сосной,

На лесной

Солнечной лужайке,

Поиграйте со мной,

Солнечные зайки!

  • Стихи-загадки.

Особо хочется выделить стихи-загадки Ю. Черных, которые мне очень понравились. Это «Загадки на грядках», «Кто украсил огород?». А вот какую загадку загадал читателям ёжик.

У меня что-то есть,

Это что-то можно съесть!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

Захочу – еще найду.

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Много-много притащу,

Папу с мамой угощу!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое. («Песенка ежика»)

  • Стихи-игры.

Есть у Юрия Егоровича Черных стихи-игры. Их можно не только читать, с ними можно играть. Это может быть игра со словами родного языка. Например, игра с многозначностью слова «косой», при этом все стихотворение построено на одной рифме, но не кажется ни назойливым, ни скучным. А сколько тут веселья!

Шел по берегу косой

Травянистою косой

Видит: девица с косой

Машет острою косой.

Слушай, серенький Косой,
Молвит девица с косой,—
Я траву кошу косой, 
Ты ходи другой косой!… («Встреча на косе»)

Забавно и неожиданно звучит в разных ситуациях одно и то же слово: косой – заяц, коса – девичья прическа, коса – сельскохозяйственное орудие труда, коса – узкая полоса земли вдоль берега реки.

Игра со смыслом. В предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект весёлой нелепицы.

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они 
Звали жеребёнка, 
А ещё была у них 
Курица Бурёнка.

А ещё у них была 
Собачонка Мурка, 
А ещё — два козла: 
Сивка да Бурка!

В своеобразном стихотворении «Жили-были» поэт умышленно смешивает клички животных и птиц, создавая совершенно необычную для человека картину.

Игра ума, где поэт в шутливой форме дает ребёнку представление о мире.

Хотите — поверьте,
Хотите — проверьте,
Но белки, однако, умеют летать.
Обычные белки летать не умеют,
Но белки-летяги умеют летать!…(«Хотите-поверьте»)

Или просто веселая игра, в которой много озорства, веселья:

Вот волшебный карандаш.

Если ты бумагу дашь,

что нам стоит

Дом построить?

Вот как надо:

Крестик, нолик,

Два квадрата,

треугольник,

плюс

пружинка,

уголок –

вот тебе и теремок,

из трубы идет дымок!

  • Стихи о животных.

У поэта есть много веселых, задорных стихов о братьях наших меньших: «Зарядка», «Жених и невеста», «Кошачье семейство», «У кого какая шея».

Кошка покоя мышам не давала –

Серым жильцам чердака и подвала.

Мыши решили ее наказать,

Силу мышиную ей показать.

Вечером кошка дремала на крыше.

Вдруг появились летучие мыши,

Сделали круг над печною трубой

И налетели на кошку гурьбой!

Кошка нырнула вперед головою

В бочку с холодной водой дождевою,

С воплем из бочки метнулась во двор,

Перемахнула высокий забор.

Пулей влетела в чужую беседку,

Перепугала старушку-соседку,

Та закричала (а в голосе дрожь):

Ой, прогоните летучую кошь!

Верьте – не верьте, но с этого дня

Кошка боялась мышей, как огня! («Летучая кошь»)

  • Стихи о детях.

Много у него озорных стихов о детях: о девочке Эле, о Николке, о Тамарке-тараторке.

У Тамарки-тараторки,

Неуемной фантазерки,

Поразительная прыть:

В три минуты сто историй

Вам она протараторит –

Не успеет рта раскрыть.

Фантазерку-тараторку

Посажу к себе в моторку:

Тараторка и мотор,

Заводите разговор!

Тараторьте на просторе –

Кто кого из таратор

Пере-тара-тара-торит?

Сомневаюсь, что мотор! («Тараторка»)




3.2. Особенности детской поэзии

Прочитав стихи Юрия Черных, я увидела, что они эпичны, каждое стихотворение — это маленькая история со своим сюжетом. Главной темой его стихов становится мир ребёнка и всё, что с ним связано. В его творчестве встречаются как маленькие стихи, так и подлиннее. Вот, например, четверостишие «Колючая встреча»:

Ёжик ёжится у ёлки:
Укололся об иголки,
Ёлка ёжится, дрожа:
Укололась об ежа!

Разыгрывается сценка, которая несет в себе озорство, и одновременно стишок звучит, как игра слов. В стихотворении много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

А вот целая поэмка, с героями, с характерами, насквозь сказочная и в то же время такая обыденно-реальная. «На Кудыкиной горе»:

Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
Из деревни в зимовьё,
В своё зимнее жильё
На Савраске Дед Мороз
Бабу снежную привёз.
— Будь хозяйкой! — молвил дед.
Скуден, баба, мой обед:
Миска студня-холодца
Да огрызок леденца…
Напеки ты мне тортов
Всех названий и сортов!
Я печурку затоплю,
Ты пеки, а я посплю.

Через час проснулся дед…
Ни тортов, ни бабы нет!
Печка топится в углу,
Сохнет лужа на полу.

Дед Мороз туда, сюда:
— Где ты, баба? Вот беда!
Ты куда ушла, куда?
И откуда здесь вода?

Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.

Развернулась целая драма понятная во всех деталях, не только потому, что Дед Мороз и Снежная Баба известны и близки каждому ребенку, но и потому, что стихотворение очень просто и естественно, строчки его разговорны и легки.

У Юрия Черных нет пустых описательных стихов, стихи его всегда вещественны, каждое из них затеяно весело, то есть живая сценка. Отсюда такая особенность поэтики, как конкретность. Как интересно нарисована им стройка в стихотворении «Веселый разговор», где автор точными приметами и ярким самобытным языком воспроизводит картину горячей поры на стройке, и дети зримо ощущают ее:

 Молоток — тук-тук-

А топор – тюк-тюк,

А пила – вжик-вжик —

Это их язык.

Празднично и ярко

Вспыхивала сварка

И слепила, и светила,

Как небесное светило!

Весело и бойко

Говорила стройка…

Особенностью стихов Черных является наличие придуманных названий, имен, уменьшительно-ласкательных слов. Вот мальчик Николка из стихотворения «Николкины слова». Играя словами, он пытается по-своему назвать все окружающие его предметы. В результате Николкины слова приобретают особый юмористический оттенок, образуя смешные каламбуры:

Для Николки ножик – режик,

Потому, что ножик режет.

А сапожный молоток

Для Николки – колоток.

Вот Николкина лопатка,

Он зовет ее копатка.

А рубанком до сих пор

Называет он топор…

Во всех стихах Ю. Черных присутствует элемент смешного, забавного, вокруг которого развивается событие и сюжет произведения.

А когда на парашютах
Опустилась пара шуток 
И как лёгкие снежинки,
Залетели в рот смешинки,
Ребятишки всем детсадом
Хохотали до упаду! («Как в цирке»)

Стихи поэта музыкальны, ритмичны, поэтому кажется, что писать их было легко и просто. Они быстро запоминаются. Под них можно прыгать и маршировать.

К нам сегодня в гости
Приходили… гвозди!
Самый длинный – папа,
А на папе шляпа.

Покороче – мама,

И на ней панама… («Необычные гости»)

Язык стихов Юрия Черных — это живой разговорный язык. Для создания легких, всегда озорных стихов поэт использует самые разные приёмы: изменение ритма, повторы, форму диалога.

Три задиры муравья
Повстречали воробья.

Чьи вы, чьи вы, муравьи?
– Мы ничьи, ничьи, ничьи!
– Вы куда, куда, куда?
– Мы туда, туда, туда! («Познакомились»)

Одним из главных достоинств стихов поэта является воспитание юных читателей. Детская поэзия хотя и не является серьезной формой литературы, но ее значение для воспитания детей важно. Стихи Ю. Черных учат детей доброму, неравнодушному отношению к друзьям, животным, к природе, они учат понимать окружающий мир в игровой форме, нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир, а также развивают у них чувство юмора, память, воображение.





Заключение

В ходе исследовательской работы я собрала факты из жизни Юрия Егоровича Черных, изучила материалы периодической печати о сибиряке, познакомилась с его творчеством, проанализировала стихи.

Велика заслуга поэта – своей жизнью и делами прославил и превознёс культуру Братска, Железногорска. Внёс свой вклад в развитие детской литературы. Он родился и прожил свою короткую, но очень плодотворную жизнь, и стал дорог самым маленьким жителям нашего края, потому что свою жизнь посвятил сочинительству стихов именно для детей.

К достоинствам поэзии Юрия Егоровича Черных относится умение в обычном видеть необычное и красочно передать увиденное языком художника. Стихи Юрия Черных  ритмичные и легко запоминаются, смешные и напоминают фольклор, добрые и наполненные любовью к детям. Его поэзия учит ребенка ви­деть мир добрыми глазами и слышать все его голоса далеко вокруг себя. В них выдумка и веселье, музыка и доброта. «А для детей доброта — это настоящий витамин, без него ребячья душа черствеет» — так написано в предисловии к книжке Ю. Черных «Доброта-чудесница».

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Стихи Юрия Черных и поучают, и воспитывают, и развлекают юных читателей.

Моя исследовательская работа может быть использована при подготовке стенгазеты о поэте и его творчестве, классного часа, внеклассного мероприятия.
















Список литературы


  1. Житов К. Искрометный талант // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 1 дек.

  2. Корнилов В. Он остался в своих книгах… // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 15 нояб.

  3. Михасенко Г. На Кудыкиной горе // Сибирь. – 1991. – № 5. – С. 190–196.

  4. Михасенко Г. Пишет книжки инженер // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 28 дек

  5. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ /сост. О.Н. Шахерова/ – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – с.92-95

  6. Приглашаем в путешествие: Путеводитель по книгам иркутских писателей /Сост. Н.П. Белова, Т.Н. Кирдянова, В.А. Копылова и др.; Худож. С. Григорьев; Ред. Л. Иоффе – Иркутск, 2000.- с. 32-35

  7. Третьякова Н. А. Вот какие чудеса! [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей: [сайт]. URL: https://festival.1september.ru/articles/516412/(дата обращения: 16.02.2012).

  8. Черных Ю.Е. [Электронный ресурс] // Писатели Приангарья – детям: [сайт]. URL: https://detstvo.irkutsk.ru/authors/chernih/index.html


1



Свежие документы:  Конспект урока изобразительного искусства в 5-м классе "Анималистика "Рыжий кот"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: