Исследовательский проект по литературе ТЕМА ПРОЕКТА СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОНЯТИЕ «ОБЛЕГЧЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»? (по творчеству В.Г.Распутина)

Исследовательский проект

по литературе

ТЕМА ПРОЕКТА

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОНЯТИЕ «ОБЛЕГЧЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»?

(по творчеству В.Г.Распутина)

Автор проекта:

учитель русского языка и литературы

Лисовского филиала МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Мальцева Ю.В.



2013 год





Содержание

  1. Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты………..

  2. Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов………….

  3. Деятельность обучающихся…………………………………………………………

  4. Этапы проектной деятельности…………………………………………………….

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

А) определение проблемы и задач исследования;

Б) выдвижение гипотезы их решения;

В) обсуждение методов исследования.

1.2. Выделение подтем

1.3. Формирование творческих пар (групп)

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов

1.5. Определение форм выражения итогов проекта

2.Разработка проекта.

3. Оформление результатов

А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных;

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

5. Рефлексия

5. Литература…………………………………………………………………………

6. Приложение……………………………………………………………………………


Ключевые слова

Исследовательский проект, школьное образование, литература, В.Г.Распутин, нравственность.

Краткая аннотация проекта

Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты.

Творческое (рабочее) название проекта: Облегченная нравственность-что это такое?

Проект может выполняться по парам (в малокомплектной школе), индивидуально и в группе.

Объект исследования :данный проект направлен на привитие интереса к творчеству писателя Распутина В.Г., много и интересно пишущего о деревне, деревенской культуре. Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься девятиклассникам, участвующим в проекте — В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее «облегченном» аналоге) и как этот проект может помочь им, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?

Основной целью данного проекта является желание привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

Задачи: помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях — беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.Дать понятие об «авторском праве».

Среди используемых технологий — тематическая группа (пара) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.

Проблемный вопрос проекта

В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина?

Возраст обучающихся — участников проекта

Обучающиеся 9-х классов. Работа ведется в группах или парах (для малокомплектных школ)

Библиотекарь (работа ведется в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем) и автор и координатор проекта (учитель) общение с группами ребят будет выстраивать также с использованием новых интернет-возможностей — в созданной в Google тематической группе «Читающие В.Г.Распутина». Индивидуальные консультации будут предоставляться старшеклассникам очно в библиотеке (классе) и с использованием электронной почты или личной странички в социальных сетях. По завершении проекта возможна «защита» исследований по проекту группами школьников с использованием Интернет-переписки, блогов (при больших возможностях в других школах может использоваться Скайп-чат или видеоконференция).

Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов.

Ожидаемые результаты:

  1. Развить умение самостоятельно приобретать знания из различных источников (И.И. Стрелкова В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.); с электронными и справочными ресурсами;

  2. Развить умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, поставленных перед обучающимися, задач.

  3. Постичь процесс работы над произведениями и пособиями по теме, научить обучающихся «проживать» ими конкретные, описанные в литературе ситуации, отождествлять, переносить их в реальную жизнь.

  4. Приобщать обучающихся к проникновению «вглубь» произведений В.Распутина и явлений, в них (произведениях) описываемых.

  5. Научить обучающихся управлять процессом исследования самостоятельно, самостоятельно конструировать новее объекты исследования.

6. Привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

7. Помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях — беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой.

8. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.

9.Получить понятие об «авторском праве».

10. Развить у обучающихся коммуникативные умения, умения работать в парах (группах-для большего количества детей в классе), развить исследовательские умения (умение выявить проблему, умение собрать информацию, умение наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать (синтезировать), систематизировать и обрабатывать полученные данные, умение делать выводы и.т.д

  1. Результатом работы группы старшеклассников явится «мозговой штурм» по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над опросником «Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?»

  2. Результатом работы группы станет работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями.

  3. Результатом работы этой группы может стать работа над эссе по теме и «издание» ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).

Деятельность обучающихся: выбирают тему, обсуждают и принимают общее решение по теме, выбирают координатора пары (группы), эксперта, наблюдателя и т.п. (в зависимости от количества человек в классе), создается тематическая группа (пара индивидуально) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.









(Более подробно деятельность обучающихся см.в таблице)



Этапы проектной деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта: Существует ли понятие «облегченная нравственность» в современном обществе?(по творчеству В.Г.Распутина) А) определение проблемы и задач исследования;Б) выдвижение гипотезы их решения;В) обсуждение методов исследования;

Учитель предлагает тему обучающимся.

Обсуждают и принимают общее решение по теме

1.2. Выделение подтем (по парам)

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает их:

«Истинные и второстепенные ценности?».

«Человек без памяти и чувства вины — «перекати-поле»,»»Разрушение памяти человека и итог этого»

Каждая пара обучающихся (группа, индивидуально) выбирает себе подтему или предлагает новую.

1.3. Формирование творческих пар (групп)

Проводит организационную работу по объединению (паре, группе)школьников, выбравших себе конкретные подтемы

Группируются в пары (группы), распределяют роли-в паре: эксперт –координатор, исследователь; техник-исследователь

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов: В чем, по мнению героев, заключаются истинные и второстепенные ценности?»»Почему человек без памяти и чувства вины становится «перекати-полем»?»»К чему приводит разрушение памяти человека?», задания для пар и отбор литературы: (И.И. Стрелкова

В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.)с другими электронными и справочными ресурсами;

  1. Заранее выбирает список литературы и Интернет-ресурсов (см.список литературы), задания для пар (групп): «мозговой штурм» по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над опросником «Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?» ;работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями, работа над эссе по теме и «издание» ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).

Обучающиеся принимают обсуждение в корректировке заданий

1.5. Определение форм выражения итогов проекта (электронная презентация –книга, читательский дневник, блог, форум и т.д.)

Учитель (и библиотекарь) принимает участие в обсуждении.

Обучающиеся в парах обсуждают формы представления результата.

2.Разработка проекта.

Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся

Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность

3. Оформление результатов А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных.

Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся

Оформляют результаты

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

Организует экспертизу (учителя, родители, обучающиеся других классов)

Докладывают в выбранной форме о результатах работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность, деятельность своих помощников (в д.случае-библиотекарь), учитывает оценки детей

Оценивают свою работу (инд, в паре, группе) с учетом работы других.

Краткое описание этапов проекта

Эпиграф к началу урока

Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека.

В.Г.Распутин

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

В задачи координатора (библиотекаря) и автора проекта (учитель работает в сотрудничестве со школьной библиотекой) входит задача консультирования обучающихся по грамотному использованию источников и ресурсов в своих исследованиях, предполагается перед началом работы по проекту провести занятие, посвященное авторскому праву, для которого можно подготовит не только презентацию, но и провести с ребятами разминку «Что мы знаем о понятии авторское право»

Анкета: Что мы знаем об определениях и понятиях авторского права?

Авторское право-это____________________________________

Нарушение авторских прав карается______________________________

Как не допустить нарушения авторских прав?___________________________

Какие случаи нарушения авторских прав вам известны?______________________

Меры по созданию авторских прав_______________

Создаем опросники для школьников по прочитанным книгам.

Учитель:Какая работа над книгами, чтением обходится без вопросов? Спрашивая и отвечая — мы размышляем о проблемах, донесенных до нас автором произведения…

Краткие сведения о произведениях писателя (можно сделать отсылку к Википедии : Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) — русский писатель, публицист. 1987 — Герой Социалистического Труда. Среди произведений — “Деньги для Марии” (1967), “Последний срок” (1970), “Прощание с Матерой” (1976), “Век живи — век люби” (1982), “Пожар”(1985).

Задание по созданию своей анкеты

  1. Придумайте вопросы к интернет-анкетированию своих друзей-читателей по прочитанной книге В.Распутина или литературным персонажам из его книг (предполагается работа над произведениями: «Уроки французского» (рассказ, изучаемый в 6 классе, «Живи и помни», «Последний срок» и т.д.)

  2. Создайте свою анкету в Google.

  3. Разместите ее на своей страничке в соц.сетях Интернета, блоге, форуме (по выбору).

Пример литературного опросника

Знаете ли Вы, что такое нравственность?

Нравственность-понятие вечное?

Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?

Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?

Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?

Учитель: Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься вам, — В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее «облегченном» аналоге) и как этот проект может помочь вам, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?

Рабочие пары (группы) школьников будут исследовать эту проблему по-разному:

    1. Первая рабочая пара (группа), читающая книгу «Последний срок» , попытается ответить на вопрос «В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?». Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится «мозговой штурм» по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над Опросником Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?

  1. Вторая пара (группа), читающая «Живи и помни», ищет ответ на вопрос «Почему человек без памяти становится «перекати-полем»?». Результатом работы группы станет коллективная работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями

  2. Третья группа, читающая книгу этого же автора «Пожар», исследует вопрос «К чему приводит разрушение памяти человека?». Результатом работы этой группы может стать коллективная работа над эссе по теме и «издание» ее в виде книги-электронной презентации (читательский дневник)

Ключевые слова (на доске)

  • 10 слов, характеризующих содержание книги Стрелковой И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве о писателе Сибири:

    • Сибирь

    • Деревня

    • Матёра

    • Старуха

    • Память

    • Истинные и второстепенные ценности

    • Перекати-поле

    • Прощание

    • Бог

    • Совесть

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Истинное и второстепенное в произведениях В.Распутина (1 пара) (группа)

Вопрос для исследования:

  • «В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?»

Цель исследования:

  • прочитать книгу В.Г.Распутина «Последний срок»

  • разобраться в том, что такое истинные и второстепенные ценности

  • понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге

Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится работа над Опросником, созданным в Гугл (соц.сетях, форуме, блоге) по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных? и «мозговой штурм» в библиотеке по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных?

ОПРОСНИК

Начало формы

Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:

Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.

Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое


Конец формы



2. Тема: Как нам понять друг друга (2 пара) (группа)

Вопрос для исследования:

  • «Почему человек без памяти становится «перекати-полем»?»

Цель исследования:

  • прочитать книгу В.Г.Распутина «Живи и помни»

  • разобраться в трагедии трех поколений героев книги

  • понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге

Результатом работы пары (группы) станет работа над Лентой времени, представляющей судьбы трех поколений с комментариями

3. Тема: Сохраним память своей земли (3 пара) (группа)

Вопрос для исследования:

  • «К чему приводит разрушение памяти человека?»

Цель исследования:

  • прочитать книгу В.Г.Распутина «Пожар», «Уроки французского»

  • попытаться разобраться в том, почему люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения, почему люди перестали сострадать и потеряли чувство собственного достоинства

  • понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книгах

Результатом работы этой пары (группы) старшеклассников может стать работа над эссе по теме (читательским дневником) и «издание» ее в виде книги-презентации

Продолжительность работы над проектом Октябрь-Декабрь 2012 г.

1 этап: Найти в Википедии информацию о писателе В.Г.Распутине, разместить ссылки в Закладках, разместить найденные фотографии писателя и иллюстрации к выбранной для чтения книге, из YouTube подобрать видеоролики по сюжетам выбранной книги писателя

2 этап: Прочитать книгу (каждой паре (группе)-своя), ответить на вопросы на понимание содержания книги, заданные библиотекарем в Сети (в соответствующей группе Faсebook или вКонтакте, и, др., может быть, в созданном форуме, по Эл.почте)

3 этап: Коллективное обсуждение в Сети (форум) философской подоплеки книг автора

4 этап: Разработать презентацию исследования в выбранной форме — Ленте времени с комментариями, Анкете презентации-книге (эссе, чит.дневник). Разместить их в Сети.

5 этап: Презентация исследований в библиотеке. Награждение лучших.

Критерии оценивания работ учащихся

  • Формулировка ответа на вопрос: Что такое понятие «облегченная нравственность» и как она формулируется в книгах В.Распутина и изученной литературе по теме?

  • умение рассуждать по теме книг В.Г.Распутина (в том числе, сетевых обсуждениях, размещенных комментариях, сформулированных вопросах-ответах анкеты и эссе)

  • аккуратность и эстетичность представляемого исследования группой подростков-девятиклассников

  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Итоги (Рефлексия)

  • В проведенном исследовании мне было интересно…

  • В проведенном исследовании я сделал…

  • В проведенном исследовании меня удивило…

  • В проведенном исследовании было трудно…

  • В проведенном исследовании я научился(-лась)…

  • В проведенном исследовании мне понравилось…



Библиография



  1. Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.

  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.

  3. Стрелкова И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта








































Приложение № 1.


Читательский дневник (пример, обязательно в виде книги-презентации)

В. Распутин «Уроки французского».


Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
    В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это пойти. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Проблема памяти, чувства достоинства, сострадания, теплоты и участия.












Приложение № 2.


Эссе «Что такое «облегченная нравственность?»



Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра или качественную подмену их -так называемый, «облегченный вариант нравственности».
В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
Повесть «Последний срок», которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности — алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери — самого родного человека. Для них на первом месте стоит «Я», а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.

























Приложение № 3.


Анкета: Что мы знаем об определениях и понятиях авторского права?

Авторское право-это____________________________________

Нарушение авторских прав карается______________________________

Как не допустить нарушения авторских прав?___________________________

Какие случаи нарушения авторских прав вам известны?______________________

Меры по созданию авторских прав_______________

Создаем опросники для школьников по прочитанным книгам.

Приложение № 4

Пример литературного опросника

Знаете ли Вы, что такое нравственность?

Нравственность-понятие вечное?

Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?

Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?

Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?



Приложение № 5.


Лента времени


Старое поколение, герои

Трагизм

Молодое поколение, герои

Трагизм







Приложение № 6


ОПРОСНИК

Начало формы

Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:

Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.

Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое



Свежие документы:  Разноуровневые контрольные задания по литературе. 10-11 классы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: