История создания романа «Война и мир» Л.Н. Толстого

История создания романа «Война и мир» Л.Н. Толстого


Страшная вещь — наша работа. Кроме нас никто этого не знает.

Л.Н. Толстой


О творчестве Л.Н. Толстого написано очень много. Статьи различных авторов повествуют о его жизненном пути, его великих творениях. Одно из них – роман «Война и мир».

Самые известные критики XIX и XX веков – Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев,

П.В. Анненков, В.г. Короленко и другие, обращались к этому произведению. Они анализировали принципы использования исторического материала в романе, художественные образы, их эволюцию, истоки философского начала романа «Война и мир», стиль писателя, художественные средства и прочее.

Но очень мало освещена история создания романа. Как к писателю пришла идея написания произведения? Как шла работа над ним? Почему автор дал такое название своему роману?

26 августа 1856 года под напором российской общественности был объявлен декабристам манифест об амнистии, и их возвращение на родину привлекло внимание передовых людей российского общества, в том числе и Льва Николаевича Толстого.

В творческом устремлении Толстого зреет идея создания большого произведения, в котором он мог бы показать волнующие его существеннейшие явления в русской социально — исторической действительности и вскрыть подлинные потенциальные силы русского народа, не получившие возможности проявиться в годы Крымской войны.

26 марта 1861 года Лев Николаевич пишет Герцену в Лондон о том, что ему очень интересны все сведения о декабристах в «Полярной звезде». Конечно же, воспоминания Огарева, которые он прочел в журнале, взбудоражили и взволновали писателя. В них с чувством признательности и уважения был обрисован духовный облик Одоевского, бесстрашного борца против самодержавия. Толстой задумал роман, героем которого должен быть декабрист, вернувшийся после тринадцатилетней ссылки: «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 1956 году с женою, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Выбор героя среди декабристов задуманного произведения глубоко замечателен и связан с желанием автора развернуть картину противоправительственного брожения среди широких народных масс России, начиная с первых десятилетий XIX века. Такая тематическая линия романа подтверждается впоследствии черновыми планами Толстого, относящимися к дальнейшим этапам его работы над историей декабристов в 1877-1878 годах, являющимися в какой-то мере продолжением труда, задуманного в конце 1850 года. В этих планах Толстой берет крупный масштаб и ставит задачу изображения всей России от «верхушки» (Александра I, Аракчеева) до «низа», он отмечает художественное рассмотрение внутреннего состояния России в царствование Александра I, в частности мракобесие российской бюрократии, в романе должна была отразиться и убогая жизнь глухого волнующегося и отсиживающегося в острогах крестьянства, и революционные события, предшествующие 1825 году, и также явления эпохи, как «мистицизм», ланкасторские школы. Толстой хотел ввести образы Пестеля, Рылеева, Лунина и других декабристов, которым постепенно, по его словам, «открывается новый мир».

В октябре 1863 года Лев Николаевич пишет А.А. Толстой: «Я никогда не чувствовал свои действенные и даже нравственные силы столько свободными к работе. И работа у меня есть. Работа эта – роман из времен 1810-1820 годов, который занимает меня вполне. Я теперь писатель всеми силами души, и пишу, и обдумываю, как еще никогда не писал и не обдумывал». От рассказа о судьбе героя–декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца – возвращение декабристов из ссылки. Именно поэтому великий писатель обращается к эпохе войны 1812 года.

В дневнике С.А. Берс есть запись Толстого: «Но в третий раз оставил я начатое. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу и сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартийской Францией, не описав неудач и нашего срама». Эти слова очень важные не только потому, что они еще раз со всей очевидностью подтверждают особенность характера гения Толстого, как кратко можно было бы определить словами – «правда превыше всего», но также и разрушают предположение о том, что Лев Николаевич якобы задумал историко-бытовой роман или в некотором роде семейную хронику двух дворянских родов – Болконских и Ростовых – а предполагал сосредоточить внимание на изображении картин дворянско-помещичьего уклада жизни. А так как война 1812 года являлась как бы завершением событий 1805 года, то есть года, «наших неудач и нашего срама», Толстой приходит к решению начать роман с этих времен. Причем, перенося начало своего произведения на полвека назад, он сразу же задумывает провести уже не одного, может быть, многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 годов, то есть запечатлеть в романе полувековую историю России.

Свежие документы:  Пути и методы формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Первое название этого грандиозного полотна, сохранившееся в черновиках – «Три поры». Как явствует из подзаголовка, Л.Н. Толстой в этом варианте все еще предполагает начать роман с войны 1812 года. Однако же в первых же строчках наброска данной главы мы читаем: «Князь Волконский, отец князя Андрея, в 1805 году…» (переправлено на 1811) В процессе работы замысел отодвигается во времени. И дальше: «В 1805 году княгини уже не было на свете». И снова 1805 переправлено на 1811.

«Первая пора», — пора молодости будущих декабристов, формирование характеров и мировоззрения в военных кампаниях 1805-1807 годов, в войне 1812 года.

«Пора вторая», — двадцатые годы, кульминационная точка – 14 декабря 1825 года. Далее все, что повлек за собой роковой день: аресты, следствия, приговор, казнь пятерых, жизнь участников восстания на каторге, в ссылке и на поселении.

И, наконец, «Третья пора» — пятидесятые годы: смерть Николая I, амнистия декабристов и вызванные внезапной смертью царя ожидания значительных перемен в русском государстве.

Итак, в процессе работы этот первоначальный замысел значительно видоизменился, вернее, временные рамки его сузились.

Главное внимание Толстой сосредотачивает на «Первой поре» и лишь в эпилоге «Войны и мира» мы находим предвестие событий «Второй поры».

Шесть долгих лет, трудных лет и напряженных сил, потребовавших полной отдачи, провел Толстой в работе над романом. Его творческий замысел непрерывно обогащался, семейно-исторический роман перерастал в эпическое произведение огромного масштаба. Для осуществления своей грандиозной идеи – воспроизведения эпохи 1805-1820 годов – Толстой, естественно, должен был привлечь и привлек огромную историческую литературу. С первых же дней своей работы он приступил к изучению истории наполеоновских походов и особенно материалов, относящихся к его войне с Россией. Писатель изучал исторические сочинения, ищет новые материалы, встречается с живыми свидетелями, знакомится с письмами мемуарами, помогающими представить себе нравы помыслы людей, время, в котором предстояло жить и действовать его героям.

В «Войне и мире» широко, и вместе с тем чрезвычайно разборчиво использованы фактические данные из исторических трудов М. Богдановича, М.Корфа,

А. Ермолаева, С. Жихарева, А. Бестужева-Рюмина, Д.Давыдова.

В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», напечатанной в 1868 году в «Русском архиве», Толстой заявил: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумал, а пользовался материалом, из которого у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности здесь, но на которых я всегда могу сослаться».

Он писал Фету: «Я не пишу, а работаю мучительно, вы не можете себе представить. Как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них одну миллионную долю – ужасно».

Свежие документы:  Сочинение на тему "В каком доме я хочу жить"

Несомненно, что эти слова писателя можно отнести к началу работы над «Войной и миром». Период обдумывания был для Толстого один из самых трудных. Ведь не случайно порой между замыслом произведения и его осуществлением у Толстого проходило несколько лет. Только обдумав глубоко и всесторонне будущее произведение, уяснив себе свой замысел, Толстой обретал такое творческое состояние, когда не писать становилось невозможно: художественная идея всецело овладевала им, его воображением, становилась неотвязчивой.

Обычно первоначальный набросок главы, части или просто какого-нибудь фрагмента Лев Николаевич правил несколько раз и лишь после этого отдавал его в переписку. А полученный скопированный текст снова исправлялся, уточнялся, порой увеличивался в 2 – 3 раза. Ему не жаль было ни затраченного времени, ни труда, когда то, что вышло из-под его пера, не удовлетворяло его авторской взыскательности, поэтому он безжалостно отбрасывал сделанное, чтобы делать заново.

В архиве писателя хранится свыше пяти тысяч страниц рукописей романа «Война и мир», причем большая их часть исписана с обеих сторон, то есть перед нами больше 10000 страниц рукописного текста-черновика.

Именно в процессе работы, творческого вживания в изображаемую эпоху оформляются писателем исторические образы Кутузова, Багратиона, Денисова, Долохова, Тушина и т. д., а вместе с ним Курагина, Ахросимовой, Билибина, Растопчина, Поруля. Разумеется, в романе они предстают как творчески самостоятельные герои художественного произведения. Но в каждом из них нетрудно обнаружить живые черты исторически реальных людей.

Примером чрезвычайно сложного использования в романе персонажей данных самой жизни может служить работа над образом Наташи Ростовой. Внутреннее сходство Наташи с прототипом, Татьяной Андреевной Берс (Т.А. Кузминской), подтверждается ее мемуарами, в которых она сообщает о Льве Николаевиче и окружающей его обстановке. Из них встает образ самой мемуаристки – образ живой, чутко и ярко чувствующей жизнь Наташи.

Более того, немало подлинных жизненных событий и общий уклад семьи Берсов послужили в толстовском романе прообразом быта и нравов «дома» Ростовых, занимающих одну из основных сюжетных его линий. Недаром Лев Николаевич признавался, что пишет своих героев часто с натуры.

Для создания массовых народных сцен писателю потребовалось не только изучение мемуарной и исторической литературы, но и живое, непосредственное его участие. В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Вместе с младшим братом жены он пробыл в Бородине два дня, делал записи, рисовал план, чтобы понять действенное расположение войск, а в день отъезда встал на заре и объехал поле еще раз, чтобы ясно увидеть местность как раз в тот день, час, когда началось сражение. Вернувшись в Москву, он рассказывал в письме жене: «Я очень доволен своей поездкой… Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было… В Бородине мне было приятно, и было сознание того, что я делаю дело».

Первоначально Лев Николаевич Толстой намеревался окончить роман в 1867 году и издать его отдельно под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Но в 1867 году только определился новый широкий замысел произведения, и появилось его окончательное название «Война и мир». А работа над книгой продолжалась еще два года.

Почему же писатель выбрал такое название для своего романа? Что скрывается под этим названием? В старом нашем языке существовало два слова – мир в смысле не война и мiр – общность людей, народ. Впоследствии Толстой, видимо, не придавал никакого значения разницы в начертании слова. В печати же роман появился как «Война и мир». Однако некоторым исследователям удавалось трактовать идею Толстого как намерение изолировать в романе связь с миром – народом. Особенно настойчиво писала об этом Э.Е. Зайденшнур: «Однако из понятия «мир» — это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не «мир» — как противоположность войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа… Название «Война и мир», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Льва Николаевича было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь. Следует добавить, что и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, эгоистический расчет, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной повседневной жизни людей, разделенными социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Такие простые и емкие слова в заглавии – война и мир, указывают на эпическую широту всеохватность книги.

Свежие документы:  Конспект урока чтения в 6-ом классе «С.Вангели. Деды Морозы (сказка)»

В декабре 1867 года вышли из печати первые три тома «Войны и мира», четвертый том был напечатан в марте 1868 года, но он не был последним. Как известно, роман в первых двух изданиях делился на шесть томов. Пятый том был напечатан в марте 1869 года, наконец, шестой – в декабре 1869 года.

Роман встретил и озлобленные нападки, и искренние восторги. Тургенев писал

Я. Полонскому: «Роман Толстого – вещь удивительная: но самое слабое в ней – именно то, чему восторгается публика: историческая сторона и психология… Все бытовое, описательное, военное – это первый сорт, и подобного Толстому мастера у нас не имеется».

Роман Толстого вызвал широкую критическую литературу. Статьи и рецензии начали появляться уже в 1868 году, в год выхода из печати первых трех томов романа. Роман живо обсуждался в литературных кругах, причем затрачивались вопросы исторического и эстетического порядка, всех интересовало не только соответствие отраженного подлинной исторической правде, но и необычайная форма произведения, его глубокое художественное своеобразие.

В 1867 году в одном из номеров журнала «Отечественные записки» была помещена статья господина Страхова, человека хорошо известного в литературных кругах. Это было правдивое мнение о «Войне и мире», на которое Лев Николаевич больше всего обратил внимание, восхищаясь тем, как Страхов понял его.

«Появилось одно из лучших произведений нашей литературы – «Война и мир». Успех был необычайный. Граф Толстой не старался увлечь читателей ни

какими–нибудь запутанными и таинственными приключениями… ни изображением страшных душевных мук, ни, наконец, какими-нибудь дерзкими и новыми тенденциями… Ничего не может быть проще множества событий, описанных в «Войне и мир». Все случаи обыкновенной семейной жизни, разговоры между братом и сестрой, между матерью и дочерью, разлука и свидание родных, охота, святки, игра в карты – все это с такою же любовью возведено в перл создания, как и Бородинская битва… Правда, рядом с этим Л.Н. Толстой выводит на сцену великие события и лица огромного исторического значения. Автор ничего не рассказывает от себя. Он прямо выводит лица и заставляет говорить, чувствовать и действовать, причем каждое слово и каждое движение верно до изумительной точности… как будто имеешь дело с живыми людьми… Когда он раз их вывел на сцену, он уже не вмешивался в их дела, не помогал им, предоставляя каждому из них вести себя сообразно со своей натурой».

Эта книга охватывает все, чем живет человек от самых маленьких личных событий до грандиозного и величественного единения людей в час общей беды народа. Книга охватывает две разных войны, и годы мира между войнами, и еще годы после войны, в ней меняются поколения: уходят старики, дети становятся взрослыми, а взрослые — стариками, и уже новые дети шумят в старых домах».





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: