Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество.
«Теплый хлеб». Сказка о добре и труде.
Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2013
Урок литературы в 5 классе по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина.
Цели:
•Осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.
• Развитие навыков комментированного чтения, коммуникативных умений и навыков.
• Отработка навыков работы учащихся с элементами комплексного анализа.
•Воспитание нравственности, любви к живому.
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-й класс.:М, «Просвещение», 2010
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
— Известный французский писатель А. де Сент-Экзюпери писал: « Быть человеком – это чувствовать свою ответственность». Как вы понимаете слова писателя? Согласны ли вы с позицией Экзюпери?
— О том, что человек ответственен за свои поступки, говорит и К.Г.Паустовский в сказке «Тёплый хлеб», которую вы читали дома. Почему произведение писателя можно назвать сказкой? Каков смысл названия сказки? Какие проблемы поднимает писатель в своём произведении? Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Рассказ о К.Г.Паустовском.
— Знакомо ли вам имя К.Г.Паустовского? Читали ли вы произведения писателя?
— К.Г. Паустовский родился в Москве 19 (или 31) мая 1892 г. в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X. К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желание необыкновенного преследовало меня с детства», — говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
— Читали ли вы книги этих писателей? О чем эти книги?
— Как вы думаете, о чем может мечтать человек, увлеченный этими книгами?
— Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России — работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917 г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране и живет в Одессе. Паустовский-романтик очень любит море, и главным героем одной из повестей он делает Черное море («Черное море», 1936).
В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его колдовских белых ночах.
Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далекой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашел клада, вернулся к себе на родину — и нашел клад в родной деревне.
Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона».
У любимого сказочника Паустовского — Андерсена — обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок — «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Теплый хлеб».
Понравилась ли вам сказка? О чем вы думали, читая эту сказку? Какие картины вы представляли?
4.Анализ сказки «Теплый хлеб».
— Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)
—Из каких частей обычно состоит сказка?
Волшебные сказки состоят из 3 частей: зачина, развития действия и концовки.
– А в сказке Паустовского есть зачин? Можно ли его назвать традиционным сказочным зачином?
Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит (чтение).
– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?
Она наполовину сказочная, наполовину реальная (чтение, с.78).
– Перечислите приметы народной сказки (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).
–– Есть ли эти черты в сказке К.Г.Паустовского?
– Как можно назвать сказку «Тёплый хлеб»? (Литературная)
— Докажите, что перед нами литературная сказка.
Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки — и указывается на время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице…» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.
– Назовите главных героев сказки. Как о них говорит автор?
Конь Мальчик — вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном». Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».
—Кто из героев вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?
– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интриги.
– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр.69 «Жил в Бережках со своей бабкой…»).
– Почему он жил с бабкой? (Сирота)
– Почему Филька такой злой, недоверчивый? (Мало видел добра, не доверял людям)
– Как случилось, что он обидел коня? (Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)
– Как Филька назвал коня в злобе? (Христарадник)
– Что такое “Христарадник”? (Человек, который просит подаяние Христа ради)
– Как с помощью пейзажа Паустовский выражает свое отношение к произошедшему?
Когда Филька обидел коня и у того «слеза скатилась… из глаз», началась метель (с.70 «Конь заржал жалобно, протяжно…»)
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне? (К самому близкому человеку – бабке).
– Чем помогла Фильке бабка? Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Найдите и прочитайте его (с.71 «100 лет назад упал на нашу округу…»).
— Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Как вы думаете, понял ли Филька свою вину перед конём и перед всей деревней по окончании бабкиного рассказа? (Да. Ночью Филька пошёл на мельницу к Панкрату).
– Опишите мельника Панкрата. (стр. 69: Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)
– Чем помог мельник Панкрат Фильке? (Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-под льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом (стр. 73“Ты брось реветь…”)
– Что же придумал Филька? (Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)
– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат? (Он созвал стариков в деревне)
– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это? (Это сорока и летний ветер)
– Как сорока помогла мальчику? (Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло.)
– А что сделал теплый ветер?
Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы.
– Каков же результат взаимодействия всех помощников?
Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.
– Сумел ли Филька исправить свою ошибку? (Да, Филька ошибся, но потом сумел исправить свою ошибку)
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 76 «Филька тащил буханку свежего хлеба…»).
– Чему же учит сказка Паустовского?
Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.
– Так и сделал герой сказки – Филька. А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку? (бессмысленным гражданином)
– Как это понимать?
– А как можно назвать Фильку в конце сказки? (Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином.)
– Почему же сказка о том, как мальчик Филька обидел коня, называется “Теплый хлеб”?
Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство. Здесь «тёплый» значит не только «нехолодный». Теплый — значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.
Авторская разработка