Календарно – тематическое планирование по литературе 1 класс

Календарно- тематическое планирование. Литературное слушание. 1 класс

Тема урока

Кол-во /ч

Характеристика деятельности

учащихся

Дата

План

Факт

О Родине о родной природе

1.

Стихотворения о Родине.

В.Серова. «Мой дом»

1

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Осознавать значение слов «дом», «школа», «Родина», объяснять свое понимание этих понятий. Учиться моделировать обложку стихотворения (фамилия автора, заголовок, тема, жанр). Работать с иллюстрациями в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради. Овладевать умением читать выразительно.



2.

Сказки о природе.

В.Белов. «Родничок».


1

Воспринимать на слух текст сказки. Определять жанр и тему. Моделировать обложку, используя «заместители», и алгоритм учебных действий. Работать с модельным планом: составлять, уточнять. Пересказывать по модельному плану. Учиться читать слова, предложения, абзацы, из сказки. Отвечать на вопросы по тексту (почему заглох родник?), аргументировать свой ответ. Восстанавливать и читать диалог (разговор Родничка и Пчелки).



3.

Стихотворения о Родине поэтов разных стран.

Д. Павлычко. «Где всего прекрасней на Земле?»

1

Воспринимать на слух стихотворный текст. Моделировать обложку под руководством учителя (определять жанр и тему, называть фамилию автора и заголовок). Объяснять заголовок. Сравнивать стихотворения (В.Серовой «Мой дом» и Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»). Заполнять таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема








4.

Сказки о природе.

М .Михайлов. «Лесные хоромы»







1

Воспринимать на слух художественное произведение. Определять жанр и тему. Моделировать обложку под руководством учителя. Называть героев сказки. Читать тетради имена героев. Создавать иллюстрации к сказке, показывать через графический образ свое представление о героях сказки. Учиться читать диалоги героев по ролям. Осваивать новые слова (кузовок, корзиночка, лукошко), опираясь на рисунки в тетрадь.



5.

Произведения о Родине и родной природе.

М.Гали. «Земные краски».

Рубрика «Книжная полка»

1

Воспринимать на слух стихотворный текст. Моделировать обложку, используя «Заменители» жанра, темы, фамилии автора и заголовка. Определять главную мысль текста ( последние две строки). Сравнивать произведения по автору, жанру и теме (сказка В.Белова «Родничок» и стихотворение М.Гали «Земные сказки»). Читать вслух слова, предложения и отрывки из стихотворения. Читать выразительно последнее четверостишие; находить знаки препинания и объяснять их значение в тексте. Читать по ролям в парах (слова автора и березы, автора и сосны, автора и цветов).



Учимся уму- разуму

6.

Рассказы о детях.

В. Железников. «История с азбукой»

1

Воспринимать на слух прозаический художественный текст. Характеризовать отношения между героями, высказывать суждения об их поступках. Рассказывать о героях произведения. Учиться читать слова, предложения. Дополнять модель обложки. Рассматривать иллюстрации, определять относящиеся к ним эпизоды.



7.

Рассказы о детях. (См. ниже) Л.Пантелеев. «Буквы «ты»

1

Воспринимать на слух прозаический художественный текст, формулировать и высказывать свое впечатление о нем. Характеризовать героев рассказа. Моделировать обложку. Читать вслух слова, предложения из рассказа. Анализировать иллюстрации, соотносить их с текстом , рассказывать эпизоды к ним. Сравнивать изученные произведения по моделям обложек.



8.

Стихотворения о дружбе.

Я.Аким «Мой верный чиж»

1

Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свое отношение к произведению. Моделировать обложку, сравнивать, дополнять модели (задания в тетради). Выполнять творческое задание (рисунок к тексту произведения в тетради). Выполнять творческое задание (рисунок к тексту произведения в тетради). Читать вслух отдельные слова и отрывки из стихотворения. Учить наизусть (и декламировать) четверостишие «Он делает прощальный круг…»



9.

Произведения о детях.

И.Ильина «Шум и Шумок.

1

Воспринимать на слух текст художественного произведения, высказывать свои впечатления о произведении и отношение к героям произведении. Работать с иллюстрациями. Читать вслух отдельные слова, отрывки, эпизоды из произведения. Учиться пользоваться поисковым чтением.



10.

Книги о детях и для детей.

Е. Благинина. «Тюлюлюй».

А. Барто. «В школу».

Рубрика «книжная полка».

1

Характеризовать книги о детях и для детей (В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Барто). Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Воспринимать на слух стихотворное произведение (Е.Благининой «Тюлюлюй»). Сравнивать стихотворные произведения (А. Барто «В школу» и У.Благининой «Тюлюлюй»).Работать с таблицей. Работать с «Книжной полкой»: называть книги, рассказывать о знакомых книгах, выбирать книги по теме.



Мир сказок (сказки народные и литературные)

11.

Народные сказки.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

1

Называть изученные произведения определенного жанра (народные сказки) (литературная игра «Вспомни и назови»). Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказку), моделировать обложку (жанр, тема, заголовок, авторская принадлежность), называть (русская народная сказка «Кот, петух и лиса»).



12.

Литературные (авторские) сказки.

В ,Сутеев. «Дядя Миша».

1

Воспринимать на слух художественное произведение (литературную сказку), высказывать свое впечатление о произведении, отношение к героям. Отвечать на вопросы по содержанию, называть героев сказки. Моделировать обложку, используя знаково-символические «заместители». Читать вслух слова, предложения и отдельные эпизоды (заключительный эпизод). Составлять схематический или модельный план под руководством учителя. Рассказывать сказку по плану.



13.

Литературные (авторские) сказки.

С. Маршак. «Тихая сказка».



Воспринимать на слух художественное произведение. Определять жанр и тему, составлять модель обложки. Выполнять задания в хрестоматии и тетради. Сравнивать сказки (С.Маршака «Тихая сказка и русскую народную «Кот, петух и лиса»), выделять сходство и различия.



14.

Сказки зарубежных писателей.

Ш.Перро. «Красная Шапочка».

Рубрика «Книжная полка».

1

Воспринимать на слух художественное произведение (Сказку), отмечать особенности (начало ,концовка, имена героев). Рассказывать о героях. Составлять схематический план. Пересказывать по плану. Работать с рубрикой «Книжная полка».



О родной природе

15.

Рассказы для детей.

М.Пришвин. «Лисичкин хлеб»

1

Воспринимать на слух произведение о природе. Моделировать обложку (определять тему и жанр, обозначать фамилию автора, заголовок.) Выполнять задания (в хрестоматии и тетради). Читать диалог (в тетради). Упражняться в чтении слов и предложений. Объяснять заголовок. Формулировать главную мысль произведения. Заполнять схему («Дары леса»), находить информацию в тексте (читает учитель).



16.

Стихотворения о животных .

А .Блок. «Зайчик».

1

Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свои впечатления о нем. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок). Работать с текстом произведения, составлять эскизно-модельный план под руководством учителя. Читать вслух отдельные слова, предложения, строфы в учебной хрестоматии и тетради. Выполнять творческие задания (нарисовать иллюстрацию к стихотворению).



17.

Рассказы о животных.

Г.Скребицкий. «Пушок»

1

Воспринимать на слух художественное произведение отвечать на вопросы по содержанию. Выполнять задания в тетради. Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Читать выразительно. Самостоятельно моделировать обложку.



18

Стихотворения о природе.

Е.Трутнева. «Когда это бывает?».

Рубрика «Книжная полка».

1

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Выполнять задания в тетради. Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Соотносить иллюстрации с текстом произведения в учебной хрестоматии. Читать стихотворение в учебной хрестоматии, определять предмет описания.



Мир сказок

19.

Литературные (авторские) сказки.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок).

1

С

Пушкин



Сказка

лушать
отрывок из сказки А.С.Пушкина. Сравнивать полный заголовок сказки и краткий. Читать текст правильно целыми словами. Моделировать обложку: фамилия автора, жанр и тема, заголовок (заглавие). Читать выразительно по ролям.

Фамилия автора

Жанр и тема

Заголовок



20.

Литературные сказки.

К.Чуковский «Муха –Цокотуха»

1

Воспринимать на слух текст сказки в стихотворной форме. Высказывать свое впечатление о прослушанном произведении. Самостоятельно составлять модель обложки и проверять по готовому образцу. Слушать повторно и рассматривать иллюстрации . Читать вслух отрывки из сказки. Упражняться в выразительном чтении. Конструировать «живые картины» (по группам). Рассматривать книги со сказками К.Чуковского.



21.

Литературные сказки.

В. Сутеев. «Елка».

Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя».

1

Характеризовать книги с литературными (авторскими) сказками А.С.Пушкина. К.Чуковского, В. Сутеева: рассматривать, называть (фамилия автора и заголовок), указывать жанр и тему. Классифицировать по форме (стихотворная или прозаическая). Работать со сказкой (В. Сутеев «Елка»): слушать, рассматривать иллюстрации, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.



Учимся уму- разуму

22.

Литературные сказки.

В.Сутеев. «Палочка выручалочка» (текст в учебной хрестоматии).

1

Воспринимать на слух (слушание сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка). Моделировать обложку (определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заглавие). Читать про себя (смысловое (изучающее) чтение текста сказки). Составлять модельный план. Пересказывать по модельному плану. Сравнивать произведения одного автора ( сказки В. Сутеева), работать с таблицей

Название

Жанр

Тема

Народная или литературная









23.

Рассказы о детях.

Е.Пермяк. «Пичугин».

1

Воспринимать на слух произведение (читает учитель), выполнять задания в учебнике и тетради (формирование целостного восприятия произведения). Анализировать нравственный смысл поступка героя Семы Пичугина. Сравнивать рассказы одного автора (Е.Пермяка «Торопливый ножик» и «Пичугин мост») , заполнять таблицу.

Фамилия автора


Заглавие (заголовок)

Жанр


Тема


Имена героев










24.

Стихотворения о детях.

Н. Саконская. «Мы с мамой».

1

Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы, выражать свое впечатление о прослушанном. Читать вслух выразительно для одноклассников. Сравнивать стихотворения (Я.Акима «Мама» и Н. Саконской «Мы с мамой»). Заполнять таблицу. Понимать содержание произведения, авторскую позицию и выражать ее через выразительное чтение.



25.

Рассказы о животных.

В.Чаплина. «Мушка».

1

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту. Моделировать обложку (фамилия автора, заглавие, жанр и тема).Выполнять задания в тетради. Соотносить иллюстрацию в хрестоматии с текстом. Воспитывать в себе доброту и милосердие по отношению к животным. Учиться читать выразительно, показывая свое отношение к произведению и к героям.



26.

Рассказы о детях.

С. Баруздин. Цикл «Веселые рассказы».

1

Воспринимать на слух литературное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы по тексту (беседа по выявлению первичного восприятия). Дополнять модель обложки (задание 2 в тетради). Составлять знаково-символические модели содержания частей рассказа: повторное слушание каждой части, выбор «заместителей» и составление моделей. Ч- человеки В, С- Ваня, Саня ДП- Дарья Павловна О- отец З- зайчиха П- зайчонок Петрушка







Понимать и аргументировать точку зрения автора и свою точку зрения. Анализировать отношения героев: братьев между собой в семье, с родителями, к людям (соседям), к животным. Выражать свою оценку, аргументировать ее. Составлять модель обложки, комментировать заголовок рассказа. Выполнять задания в тетради по литературному слушанию.



27.

Рассказы о детях.

Е.Ильина. «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка»

1

Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы развернуто (о ком рассказывается в произведении? что понравилось? что не понравилось? почему?). Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Читать по ролям диалог героев (работа в парах). Учиться читать с опорой на ударный слог слова (для слабо читающих детей). Определять главную мысль произведения (пословица «Где нет терпения, там нет умения»). Выполнять задания в тетради.



Мир сказок

28.

Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен . «Стойкий оловянный солдатик.»

1

Воспринимать на слух художественное произведение(текст читает учитель), отвечать на вопросы по тексту. Воспринимать на слух художественное произведение. Составлять модель обложки под руководством учителя. Читать вслух первый абзац сказки, рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие отрывки (читает учитель). Самостоятельно выполнять задания в тетради.



29.

Сказки о животных.

В.Бианки. « Лесной Колобок – Колючий бок.

1

Воспринимать на слух произведение (сказку), участвовать в беседе по произведению (формирование целостного восприятия.) Моделировать обложку: фамилия автора, заглавие, жанр и тема. Соотносить иллюстрацию в учебной хрестоматии с текстом сказки. Формулировать и высказывать свое отношение к произведению и его героям (задание3 в тетради).



30.

Народные сказки.

Русская народная сказка «Терёшечка».

1

Воспринимать на слух произведение фольклора (сказку) (читает учитель), выполнять задания в тетради. Упражняться в чтении отдельных частей сказки. Соотносить иллюстрации с эпизодам из сказки, пересказывать содержание отрывков, соответствующих иллюстрациям в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради. Читать вслух ( по группам). Работать с текстом песенки ( задание 1 в тетради). Рассказывать о герое (Терёшечке).



31.

Народные сказки.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

1

Воспринимать на слух произведение (читает учитель). Моделировать обложку (жанр, тема, авторская принадлежность, заголовок). Повторно слушать сказку, соотносить иллюстрации с отрывками из текста. Читать слова, пословицы, отдельные эпизоды. Рассказывать в парах: читать выразительно диалог волка и лисы (задание 1 в тетради). Сравнивать сказки (русскую народную «Лисичка – сестричка и волк» с литературной Н. Сладкова «На одном бревне»). Составлять таблицу.





Главная мысль

О том, что хитрость Лисы побеждает доверчивость волка.

О том, что надо жить мирно с соседями.



Тема

О животных

О животных



Заголовок

Лисичка – сестричка и волк

На одном бревне

Авторская принадлежность

Русская народная сказка

Сладков



Мир родной природы

32.

Рассказы о животных.

Г. Скребицкий. «Мать».

1





Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), понимать главную мысль рассказа (бережное отношение к животным – матери – утке с детьми-утятами). Моделировать обложку и комментировать заголовок. Работать с произведением; повторно слушать (читает учитель), читать последний эпизод самостоятельно. Читать вслух отрывки произведения по группам.




33.

Стихотворения о природе.

А. Барто. «Весенняя гроза».

1

Воспринимать на слух стихотворение, определять настроение. Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Повторно слушать текст и соотносить иллюстрацию с ним. Читать выразительно стихотворный текст, выражать свои впечатления от произведения с помощью рисунка (задание в тетради).



34.

Контрольный урок.

Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя».

1



Характеризовать книги по обложке, иллюстрациям. Выполнять задания рубрик «Книжная полка» и «Проверь себя» в учебной хрестоматии. Проверять свою работу по образцу (самопроверка), оценивать ее (самооценка).




Свежие документы:  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы














































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: