Календарно- тематическое планирование. Литературное слушание. 1 класс
№ | Тема урока | Кол-во /ч | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||
О Родине о родной природе | ||||||||||||||||||
1. | Стихотворения о Родине. В.Серова. «Мой дом» | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение. Осознавать значение слов «дом», «школа», «Родина», объяснять свое понимание этих понятий. Учиться моделировать обложку стихотворения (фамилия автора, заголовок, тема, жанр). Работать с иллюстрациями в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради. Овладевать умением читать выразительно. |
|
| |||||||||||||
2. | Сказки о природе. В.Белов. «Родничок».
| 1 | Воспринимать на слух текст сказки. Определять жанр и тему. Моделировать обложку, используя «заместители», и алгоритм учебных действий. Работать с модельным планом: составлять, уточнять. Пересказывать по модельному плану. Учиться читать слова, предложения, абзацы, из сказки. Отвечать на вопросы по тексту (почему заглох родник?), аргументировать свой ответ. Восстанавливать и читать диалог (разговор Родничка и Пчелки). |
|
| |||||||||||||
3. | Стихотворения о Родине поэтов разных стран. Д. Павлычко. «Где всего прекрасней на Земле?» | 1 | Воспринимать на слух стихотворный текст. Моделировать обложку под руководством учителя (определять жанр и тему, называть фамилию автора и заголовок). Объяснять заголовок. Сравнивать стихотворения (В.Серовой «Мой дом» и Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»). Заполнять таблицу.
| | | |||||||||||||
4. | Сказки о природе. М .Михайлов. «Лесные хоромы» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять жанр и тему. Моделировать обложку под руководством учителя. Называть героев сказки. Читать тетради имена героев. Создавать иллюстрации к сказке, показывать через графический образ свое представление о героях сказки. Учиться читать диалоги героев по ролям. Осваивать новые слова (кузовок, корзиночка, лукошко), опираясь на рисунки в тетрадь. | | | |||||||||||||
5. | Произведения о Родине и родной природе. М.Гали. «Земные краски». Рубрика «Книжная полка» | 1 | Воспринимать на слух стихотворный текст. Моделировать обложку, используя «Заменители» жанра, темы, фамилии автора и заголовка. Определять главную мысль текста ( последние две строки). Сравнивать произведения по автору, жанру и теме (сказка В.Белова «Родничок» и стихотворение М.Гали «Земные сказки»). Читать вслух слова, предложения и отрывки из стихотворения. Читать выразительно последнее четверостишие; находить знаки препинания и объяснять их значение в тексте. Читать по ролям в парах (слова автора и березы, автора и сосны, автора и цветов). | | | |||||||||||||
Учимся уму- разуму | ||||||||||||||||||
6. | Рассказы о детях. В. Железников. «История с азбукой» | 1 | Воспринимать на слух прозаический художественный текст. Характеризовать отношения между героями, высказывать суждения об их поступках. Рассказывать о героях произведения. Учиться читать слова, предложения. Дополнять модель обложки. Рассматривать иллюстрации, определять относящиеся к ним эпизоды. | | | |||||||||||||
7. | Рассказы о детях. (См. ниже) Л.Пантелеев. «Буквы «ты» | 1 | Воспринимать на слух прозаический художественный текст, формулировать и высказывать свое впечатление о нем. Характеризовать героев рассказа. Моделировать обложку. Читать вслух слова, предложения из рассказа. Анализировать иллюстрации, соотносить их с текстом , рассказывать эпизоды к ним. Сравнивать изученные произведения по моделям обложек. | | | |||||||||||||
8. | Стихотворения о дружбе. Я.Аким «Мой верный чиж» | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свое отношение к произведению. Моделировать обложку, сравнивать, дополнять модели (задания в тетради). Выполнять творческое задание (рисунок к тексту произведения в тетради). Выполнять творческое задание (рисунок к тексту произведения в тетради). Читать вслух отдельные слова и отрывки из стихотворения. Учить наизусть (и декламировать) четверостишие «Он делает прощальный круг…» | | | |||||||||||||
9. | Произведения о детях. И.Ильина «Шум и Шумок. | 1 | Воспринимать на слух текст художественного произведения, высказывать свои впечатления о произведении и отношение к героям произведении. Работать с иллюстрациями. Читать вслух отдельные слова, отрывки, эпизоды из произведения. Учиться пользоваться поисковым чтением. | | | |||||||||||||
10. | Книги о детях и для детей. Е. Благинина. «Тюлюлюй». А. Барто. «В школу». Рубрика «книжная полка». | 1 | Характеризовать книги о детях и для детей (В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Барто). Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Воспринимать на слух стихотворное произведение (Е.Благининой «Тюлюлюй»). Сравнивать стихотворные произведения (А. Барто «В школу» и У.Благининой «Тюлюлюй»).Работать с таблицей. Работать с «Книжной полкой»: называть книги, рассказывать о знакомых книгах, выбирать книги по теме. | | | |||||||||||||
Мир сказок (сказки народные и литературные) | ||||||||||||||||||
11. | Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | 1 | Называть изученные произведения определенного жанра (народные сказки) (литературная игра «Вспомни и назови»). Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказку), моделировать обложку (жанр, тема, заголовок, авторская принадлежность), называть (русская народная сказка «Кот, петух и лиса»). | | | |||||||||||||
12. | Литературные (авторские) сказки. В ,Сутеев. «Дядя Миша». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение (литературную сказку), высказывать свое впечатление о произведении, отношение к героям. Отвечать на вопросы по содержанию, называть героев сказки. Моделировать обложку, используя знаково-символические «заместители». Читать вслух слова, предложения и отдельные эпизоды (заключительный эпизод). Составлять схематический или модельный план под руководством учителя. Рассказывать сказку по плану. | | | |||||||||||||
13. | Литературные (авторские) сказки. С. Маршак. «Тихая сказка». | | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять жанр и тему, составлять модель обложки. Выполнять задания в хрестоматии и тетради. Сравнивать сказки (С.Маршака «Тихая сказка и русскую народную «Кот, петух и лиса»), выделять сходство и различия. | | | |||||||||||||
14. | Сказки зарубежных писателей. Ш.Перро. «Красная Шапочка». Рубрика «Книжная полка». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение (Сказку), отмечать особенности (начало ,концовка, имена героев). Рассказывать о героях. Составлять схематический план. Пересказывать по плану. Работать с рубрикой «Книжная полка». | | | |||||||||||||
О родной природе | ||||||||||||||||||
15. | Рассказы для детей. М.Пришвин. «Лисичкин хлеб» | 1 | Воспринимать на слух произведение о природе. Моделировать обложку (определять тему и жанр, обозначать фамилию автора, заголовок.) Выполнять задания (в хрестоматии и тетради). Читать диалог (в тетради). Упражняться в чтении слов и предложений. Объяснять заголовок. Формулировать главную мысль произведения. Заполнять схему («Дары леса»), находить информацию в тексте (читает учитель). | | | |||||||||||||
16. | Стихотворения о животных . А .Блок. «Зайчик». | 1 | Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свои впечатления о нем. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок). Работать с текстом произведения, составлять эскизно-модельный план под руководством учителя. Читать вслух отдельные слова, предложения, строфы в учебной хрестоматии и тетради. Выполнять творческие задания (нарисовать иллюстрацию к стихотворению). | | | |||||||||||||
17. | Рассказы о животных. Г.Скребицкий. «Пушок» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение отвечать на вопросы по содержанию. Выполнять задания в тетради. Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Читать выразительно. Самостоятельно моделировать обложку. | | | |||||||||||||
18 | Стихотворения о природе. Е.Трутнева. «Когда это бывает?». Рубрика «Книжная полка». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Выполнять задания в тетради. Читать вслух правильно целыми словами отдельные отрывки (в учебной хрестоматии). Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Соотносить иллюстрации с текстом произведения в учебной хрестоматии. Читать стихотворение в учебной хрестоматии, определять предмет описания. | | | |||||||||||||
Мир сказок | ||||||||||||||||||
19. | Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). | 1 | С Пушкин Сказка Фамилия автора Жанр и тема Заголовок | | | |||||||||||||
20. | Литературные сказки. К.Чуковский «Муха –Цокотуха» | 1 | Воспринимать на слух текст сказки в стихотворной форме. Высказывать свое впечатление о прослушанном произведении. Самостоятельно составлять модель обложки и проверять по готовому образцу. Слушать повторно и рассматривать иллюстрации . Читать вслух отрывки из сказки. Упражняться в выразительном чтении. Конструировать «живые картины» (по группам). Рассматривать книги со сказками К.Чуковского. | | | |||||||||||||
21. | Литературные сказки. В. Сутеев. «Елка». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя». | 1 | Характеризовать книги с литературными (авторскими) сказками А.С.Пушкина. К.Чуковского, В. Сутеева: рассматривать, называть (фамилия автора и заголовок), указывать жанр и тему. Классифицировать по форме (стихотворная или прозаическая). Работать со сказкой (В. Сутеев «Елка»): слушать, рассматривать иллюстрации, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. | | | |||||||||||||
Учимся уму- разуму | ||||||||||||||||||
22. | Литературные сказки. В.Сутеев. «Палочка выручалочка» (текст в учебной хрестоматии). | 1 | Воспринимать на слух (слушание сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка). Моделировать обложку (определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заглавие). Читать про себя (смысловое (изучающее) чтение текста сказки). Составлять модельный план. Пересказывать по модельному плану. Сравнивать произведения одного автора ( сказки В. Сутеева), работать с таблицей
| | | |||||||||||||
23. | Рассказы о детях. Е.Пермяк. «Пичугин». | 1 | Воспринимать на слух произведение (читает учитель), выполнять задания в учебнике и тетради (формирование целостного восприятия произведения). Анализировать нравственный смысл поступка героя Семы Пичугина. Сравнивать рассказы одного автора (Е.Пермяка «Торопливый ножик» и «Пичугин мост») , заполнять таблицу.
| | | |||||||||||||
24. | Стихотворения о детях. Н. Саконская. «Мы с мамой». | 1 | Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы, выражать свое впечатление о прослушанном. Читать вслух выразительно для одноклассников. Сравнивать стихотворения (Я.Акима «Мама» и Н. Саконской «Мы с мамой»). Заполнять таблицу. Понимать содержание произведения, авторскую позицию и выражать ее через выразительное чтение. | | | |||||||||||||
25. | Рассказы о животных. В.Чаплина. «Мушка». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту. Моделировать обложку (фамилия автора, заглавие, жанр и тема).Выполнять задания в тетради. Соотносить иллюстрацию в хрестоматии с текстом. Воспитывать в себе доброту и милосердие по отношению к животным. Учиться читать выразительно, показывая свое отношение к произведению и к героям. | | | |||||||||||||
26. | Рассказы о детях. С. Баруздин. Цикл «Веселые рассказы». | 1 | Воспринимать на слух литературное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы по тексту (беседа по выявлению первичного восприятия). Дополнять модель обложки (задание 2 в тетради). Составлять знаково-символические модели содержания частей рассказа: повторное слушание каждой части, выбор «заместителей» и составление моделей. Ч- человеки В, С- Ваня, Саня ДП- Дарья Павловна О- отец З- зайчиха П- зайчонок Петрушка
Понимать и аргументировать точку зрения автора и свою точку зрения. Анализировать отношения героев: братьев между собой в семье, с родителями, к людям (соседям), к животным. Выражать свою оценку, аргументировать ее. Составлять модель обложки, комментировать заголовок рассказа. Выполнять задания в тетради по литературному слушанию. | | | |||||||||||||
27. | Рассказы о детях. Е.Ильина. «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы развернуто (о ком рассказывается в произведении? что понравилось? что не понравилось? почему?). Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Читать по ролям диалог героев (работа в парах). Учиться читать с опорой на ударный слог слова (для слабо читающих детей). Определять главную мысль произведения (пословица «Где нет терпения, там нет умения»). Выполнять задания в тетради. | | | |||||||||||||
Мир сказок | ||||||||||||||||||
28. | Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен . «Стойкий оловянный солдатик.» | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение(текст читает учитель), отвечать на вопросы по тексту. Воспринимать на слух художественное произведение. Составлять модель обложки под руководством учителя. Читать вслух первый абзац сказки, рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие отрывки (читает учитель). Самостоятельно выполнять задания в тетради. | | | |||||||||||||
29. | Сказки о животных. В.Бианки. « Лесной Колобок – Колючий бок. | 1 | Воспринимать на слух произведение (сказку), участвовать в беседе по произведению (формирование целостного восприятия.) Моделировать обложку: фамилия автора, заглавие, жанр и тема. Соотносить иллюстрацию в учебной хрестоматии с текстом сказки. Формулировать и высказывать свое отношение к произведению и его героям (задание3 в тетради). | | | |||||||||||||
30. | Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка». | 1 | Воспринимать на слух произведение фольклора (сказку) (читает учитель), выполнять задания в тетради. Упражняться в чтении отдельных частей сказки. Соотносить иллюстрации с эпизодам из сказки, пересказывать содержание отрывков, соответствующих иллюстрациям в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради. Читать вслух ( по группам). Работать с текстом песенки ( задание 1 в тетради). Рассказывать о герое (Терёшечке). | | | |||||||||||||
31. | Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | Воспринимать на слух произведение (читает учитель). Моделировать обложку (жанр, тема, авторская принадлежность, заголовок). Повторно слушать сказку, соотносить иллюстрации с отрывками из текста. Читать слова, пословицы, отдельные эпизоды. Рассказывать в парах: читать выразительно диалог волка и лисы (задание 1 в тетради). Сравнивать сказки (русскую народную «Лисичка – сестричка и волк» с литературной Н. Сладкова «На одном бревне»). Составлять таблицу. | | | |||||||||||||
| Главная мысль | О том, что хитрость Лисы побеждает доверчивость волка. | О том, что надо жить мирно с соседями. | | ||||||||||||||
Тема | О животных | О животных | ||||||||||||||||
| Заголовок | Лисичка – сестричка и волк | На одном бревне | |||||||||||||||
Авторская принадлежность | Русская народная сказка | Сладков | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Мир родной природы | ||||||||||||||||||
32. | Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Мать». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), понимать главную мысль рассказа (бережное отношение к животным – матери – утке с детьми-утятами). Моделировать обложку и комментировать заголовок. Работать с произведением; повторно слушать (читает учитель), читать последний эпизод самостоятельно. Читать вслух отрывки произведения по группам. | | | |||||||||||||
33. | Стихотворения о природе. А. Барто. «Весенняя гроза». | 1 | Воспринимать на слух стихотворение, определять настроение. Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема). Повторно слушать текст и соотносить иллюстрацию с ним. Читать выразительно стихотворный текст, выражать свои впечатления от произведения с помощью рисунка (задание в тетради). | | | |||||||||||||
34. | Контрольный урок. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя». | 1 | Характеризовать книги по обложке, иллюстрациям. Выполнять задания рубрик «Книжная полка» и «Проверь себя» в учебной хрестоматии. Проверять свою работу по образцу (самопроверка), оценивать ее (самооценка). | | |