Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
| ||
Этап урока | Деятельность учителя | Вопросы по оцениванию уч-ся |
1.Организационный момент.
| Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.
|
|
2.Мотивация учебной деятельности | Стол, оформление. В руках книга Рождества.. Зима… Вечер… За окнами белым-бело, а в доме трещат в огне смоляные дрова, тепло… Вся семья в сборе, на столе поет, закипая, самовар. Лампа над столом освещает вкусные угощения. В углу – красавица-елка сверкает разноцветными фонариками. Но вот приближается полночь.. В небе загорелась яркая звезда, возвещая людям о наступлении великого христианского праздника.. — О каком событии возвещает звезда? (о рождении Иисуса Христа, о наступлении праздника Рождества Христова) — Какое отношение имеет этот праздник к нашему уроку? (дома была прочитана повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством») Учитель: После выхода сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» А. С. Пушкин воскликнул: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности… Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился…”
-А вам понравилась эта повесть? Чем? (обсуждение вариантов)
|
|
3.Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
|
Целевая установка. Узнать: как живут люди на Ураине, как празднуют Рождество, какие события происходят в повести… Научиться: выразительно читать, анализировать произведение
Формулировка темы урока. Запись темы в тетради.
«Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
|
|
4.Творческое добывание знаний и их применение (фронтальная, групповая, индивидуальная работа) | Итак, картины народной жизни.. -А из чего они складываются, эти картины? Как вы считаете? 1. Место действия – Диканька. 2. Окружающая природа. 3.Жители. Их занятия. 4. Праздники. 5. Язык, на котором говорят жители.
|
|
Групповая работа. | 1 группа. Выразительное чтение пейзажной зарисовки в начале повести. Вопросы.
Вывод: Гоголь вводит читателя в радостный и таинственный мир природы. Своим описанием сразу создает атмосферу праздника. (оценивание работы группы)
| Оцените ответ с точки зрения полноты содержания, правильности, точности выражения мыслей. Оцените выразительность чтения одноклассников. Что особенно понравилось в чтении? Что хотели бы изменить? Посоветовать?
|
| 2 группа. Жители Диканьки.
Вывод: В хуторе живут простые люди. Самый главный на хуторе Голова. Богатый козак Чуб живет вместе со своею дочкою Оксаной. Это молодая красивая девушка, в которую влюблен кузнец Вакула. Его автор особенно выделяет. Рассказывает о нем, что он очень сильный, богобоязненный человек. Он очень хороший мастер своего дела, так как может выковать сундук Оксане, таратайку сотнику. В свободное время он еще занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Его картины висят на стене в церкви. Мать Вакулы – Солоха. Она хорошая хозяйка. Старухи поговаривали, что она ведьма. К ней в гости захаживали и Чуб, и дьяк, и голова, и козак Свербыгуз. В повести есть и нечистая сила: черт, запорожец — пузатый Пацюк, про которого говорили, что он знается с нечистой силой. В хуторе все люди знают друг друга, живут одной большой семьей.
| Кто из героев вам понравился больше всего? Что вам в нем понравилось?
|
| 3 группа. Празднование Рождества.
| — Как вы поняли, с какой целью пелись колядки? Что из рассказа ребят вы возьмете себе на заметку?
|
| Вопрос учителя: Хотелось бы вам перенестись в такое далекое местечко? Чем оно вам понравилось? (красивое, жить весело, интересно)
— Да, к тому в ночь под Рождество могут происходить самые невероятные и смешные происшествия.
4 группа. Инсценировка или чтение эпизода по ролям.
|
Оцените выразительность чтения одноклассников. Что особенно понравилось в чтении? Что хотели бы изменить? Посоветовать?
|
|
Номинации:
|
|
| Просмотр коллективной работы «Диафильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
|
|
5.Вывод. Рефлексия. | -Вывод: — В чем видит Гоголь красоту и поэзию украинской жизни? — С каким чувством автор описывает знакомые ему картины? — Какие чувства и желания вызвало произведение у вас? — Где могут пригодиться полученные знания?
Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Повесть проникнута глубокой искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобен. Гоголь показывает дух вольности , широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. Наша литература , как и литература других славянских народов, основана на православных традициях , что для нас очень важно. Православные традиции положены в основу многих литературных произведений.
Не потому, что особой причуде Дань отдаю в этом тихом краю. Просто – мне дорого все, что и людям, Все, что мне дорого, то и пою. А. Т. Твардовский.
— Кто из вас смотрел фильм или мультфильм по повести Гоголя? Может, кому-то посчастливится побывать на спектакле по произведениям Гоголя, а может, услышать оперу Чайковского «Черевички».
|
Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Мне понравилось… Мне бы хотелось… Знания могут пригодиться… |