Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»


Этап урока

Деятельность учителя

Вопросы по оцениванию уч-ся

1.Организационный момент.


Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку.




2.Мотивация учебной деятельности

Стол, оформление. В руках книга Рождества..

Зима… Вечер… За окнами белым-бело, а в доме трещат в огне смоляные дрова, тепло… Вся семья в сборе, на столе поет, закипая, самовар. Лампа над столом освещает вкусные угощения. В углу – красавица-елка сверкает разноцветными фонариками. Но вот приближается полночь..

В небе загорелась яркая звезда, возвещая людям о наступлении великого христианского праздника..

— О каком событии возвещает звезда?

(о рождении Иисуса Христа, о наступлении праздника Рождества Христова)

— Какое отношение имеет этот праздник к нашему уроку?

(дома была прочитана повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Учитель:  После выхода сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» А. С. Пушкин воскликнул: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности… Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился…”


-А вам понравилась эта повесть? Чем?

(обсуждение вариантов)





3.Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебных задач.



Целевая установка.

Узнать: как живут люди на Ураине, как празднуют Рождество, какие события происходят в повести…

Научиться: выразительно читать, анализировать произведение


Формулировка темы урока. Запись темы в тетради.


«Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»



4.Творческое добывание знаний и их применение (фронтальная, групповая, индивидуальная работа)

Итак, картины народной жизни..

-А из чего они складываются, эти картины? Как вы считаете?

1. Место действия – Диканька.

2. Окружающая природа.

3.Жители. Их занятия.

4. Праздники.

5. Язык, на котором говорят жители.



Групповая работа.

1 группа.

Выразительное чтение пейзажной зарисовки в начале повести.

Вопросы.

  1. Прочитайте выразительно эпизод «Описание зимней ночи».

  2. Почему повесть начинается с описания природы?

  3. Понравился ли вам пейзаж?

  4. Какие средства художественной выразительности использует автор? Для чего?


Вывод: Гоголь вводит читателя в радостный и таинственный мир природы. Своим описанием сразу создает атмосферу праздника.

(оценивание работы группы)


Оцените ответ с точки зрения полноты содержания, правильности, точности выражения мыслей.

Оцените выразительность чтения одноклассников.

Что особенно понравилось в чтении?

Что хотели бы изменить? Посоветовать?



2 группа.

Жители Диканьки.

  1. Какие жители населяют хутор Диканьку? Перечислите.

  2. На какие группы вы поделили бы героев? Почему?

  3. Чем они занимаются в жизни? Расскажите об этом на примере жизни одного из героев.

Вывод: В хуторе живут простые люди. Самый главный на хуторе Голова. Богатый козак Чуб живет вместе со своею дочкою Оксаной. Это молодая красивая девушка, в которую влюблен кузнец Вакула. Его автор особенно выделяет. Рассказывает о нем, что он очень сильный, богобоязненный человек. Он очень хороший мастер своего дела, так как может выковать сундук Оксане, таратайку сотнику. В свободное время он еще занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Его картины висят на стене в церкви.

Мать Вакулы – Солоха. Она хорошая хозяйка. Старухи поговаривали, что она ведьма. К ней в гости захаживали и Чуб, и дьяк, и голова, и козак Свербыгуз.

В повести есть и нечистая сила: черт, запорожец — пузатый Пацюк, про которого говорили, что он знается с нечистой силой.

В хуторе все люди знают друг друга, живут одной большой семьей.


Кто из героев вам понравился больше всего? Что вам в нем понравилось?



3 группа.

Празднование Рождества.

  1. Как празднуют Рождество на Украине? Составьте художественный пересказ, используя выборочный пересказ.

  2. Что значит слово «колядовать»? Знаете ли вы колядки? Исполните известные вам колядки.


— Как вы поняли, с какой целью пелись колядки?

Что из рассказа ребят вы возьмете себе на заметку?



Вопрос учителя: Хотелось бы вам перенестись в такое далекое местечко? Чем оно вам понравилось?

(красивое, жить весело, интересно)


— Да, к тому в ночь под Рождество могут происходить самые невероятные и смешные происшествия.



4 группа.

Инсценировка или чтение эпизода по ролям.







Оцените выразительность чтения одноклассников.

Что особенно понравилось в чтении?

Что хотели бы изменить? Посоветовать?



  1. Интерактивная игра.

Номинации:

  1. Узнай героя по описанию.

  2. Узнай эпизод по картинке.

  3. Слова, слова.




Просмотр коллективной работы «Диафильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».



5.Вывод. Рефлексия.

-Вывод:

— В чем видит Гоголь красоту и поэзию украинской жизни?

— С каким чувством автор описывает знакомые ему картины?

— Какие чувства и желания вызвало произведение у вас?

— Где могут пригодиться полученные знания?


Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их».

Повесть проникнута глубокой искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобен. Гоголь показывает дух вольности , широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. Наша литература , как и литература других славянских народов, основана на православных традициях , что для нас очень важно. Православные традиции положены в основу многих литературных произведений.


Не потому, что особой причуде

Дань отдаю в этом тихом краю.

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

А. Т. Твардовский.


— Кто из вас смотрел фильм или мультфильм по повести Гоголя? Может, кому-то посчастливится побывать на спектакле по произведениям Гоголя, а может, услышать оперу Чайковского «Черевички».




















Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Мне понравилось…

Мне бы хотелось…

Знания могут пригодиться…


Свежие документы:  КИМы по литературному чтению 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: