Азарова Светлана Васильевна
КГБ ОУ НПО «Профессиональное училище № 35», г.Зеленогорск
преподаватель русского языка и литературы, классный руководитель группы № 7А
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35»
Разработка классного часа «Наш великий земляк» (О жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова)
Автор разработки — Азарова Светлана Васильевна, классный руководитель группы № 7
Цель: формирование у обучающихся целостного представления о Василии Ивановиче Сурикове, о его роли в развитии русской культуры.
Задачи:
1.Образовательная: расширение и обобщение знаний обучающихся о жизни и творчестве великого сибиряка Василия Ивановича Сурикова.
2.Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к достижениям русской культуры, к родной сибирской земле.
3.Развивающая: развивать у обучающихся творческие способности, внимание, логическое мышление, память.
Форма: тематический классный час
Методы проведения классного часа: викторина, рассказ, чтение газетного и журнального материала, материалов с сайтов Интернета, размышление над высказыванием, фактом, просмотр фильма, слушание музыки, встреча с произведениями искусства.
Оборудование: электронная презентация, тематическая газета «Василий Иванович Суриков», диск с фильмом «Василий Суриков» (реж.А.Рыбаков, 1959г.); аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена в исполнении В.Зинчука.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, DVD-плеер, телевизор.
Технологии: компьютерная
Предварительная подготовка:
1.Обучающиеся получили задание изучить биографию В.И.Сурикова и историю создания наиболее известных его картин по выпущенной тематической газете «Василий Иванович Суриков» и материалам Интернета.
2.10 обучающихся получили задание выучить наизусть стихи русских поэтов о художниках.
Основные понятия: живопись, живописец, картина, этюд, эскиз
Структура классного часа
Формы и методы | Время | Результаты | |
1этап Подготовительный | Выпуск тематической газеты, изучение материалов о жизни и творчестве художника, выразительное чтение стихов. |
| Обучающиеся выполнили все задания. |
2 этап Вступительная часть | Выступление классного руководителя, определение темы, постановка цели. | 3мин. | Обучающиеся принимают цели и задачи классного часа. |
3 этап Основная часть | Викторина, содержащая вопросы по содержанию понятий, по основным фактам биографии художника. Чтение газетного и журнального материала, материалов Интернета; беседа; встреча с произведениями искусства. Продолжение викторины по методу мозгового штурма: по этюдам и эскизам узнать полотно, дать его полное название. | 35мин. | Обучающиеся познакомились с новой для них информацией о жизни и деятельности В.И.Сурикова. 2.Продемонстрированы все наиболее известные работы великого художника. 3.Обучающиеся ответили на вопросы викторины. 4.Просмотрен эпизод из художественного фильма. 5.Выразительно прочитаны стихи по теме. |
Заключительная часть | Подведение итогов классного часа | 7мин. | Сделаны обобщающие выводы. Подведены итоги викторины, определены победители, проведено награждение победителей. |
Содержание классного часа | Слайды | |
I.Вступи-тельная часть
| Глядя на первый слайд презентации определите содержание классного часа. Он пройдёт в форме викторины, которая будет прерываться чтением стихов, сообщением новой для многих из вас информации по теме классного часа. | 1 |
II.Основная часть Викторина
| Эпиграфом к уроку будут слова Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты…» | 2 |
1.Как называется вид изобразительного искусства, суть которого состоит в создании художественных произведений с помощью красок? (Живопись) 2.Кто такой живописец? Тот, кто создаёт произведения живописи. 3.Как называется произведение живописи, состоящее из холста, бумаги, грунта и красочного слоя? 4.Что такое этюд? Рисунок, картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения. 5.Что такое эскиз? Предварительный набросок к рисунку, картине. | 1 | |
Слово преподавателя
Чтение стихов | 6.Чем должен обладать художник, чтобы создать настоящее произведение искусства? Средствами для работы, талантом и трудолюбием. Об этом пишет в своём стихотворении Ирина Печкарёва. |
Чтение стихотворения (3чел) |
Викторина
| 7. Кто из русских художников родился 24 января 1848 года? В.И.Суриков | Портрет Сурикова |
8. Какое место В.И.Суриков считал единственным родным местом на земле? Родной дом в г.Красноярске | Музей-усадьба | |
9.Что сейчас находится в доме, в котором родился В.И.Суриков? Музей-усадьба |
| |
10.В каком году открыт дом-музей? В 1948 году, к столетию со дня рождения. 11.Какое количество собственных работ Сурикова хратится в Музее-усадьбе? Более 100 |
| |
Слово преподавателя | О Сибири «…Я не могу долго быть вне Сибири. В России я работаю, а в Сибирь езжу отдыхать. Среди её приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ». «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша, сибирская» (о Столбах) «То, что вы называете у себя лесом, так это зубные щётки, не больше, а вот как поедешь, бывало, в Сибири по дороге среди леса, так это действительно настоящая лесная симфония». Мечтал навсегда остаться в Красноярске, выстроить мастерскую во дворе своего родного дома, он даже шагами отмерил место для строения. Мечтал о том, что напишет новую картину «Красноярск». Но мечтам не суждено было сбыться. | Картины. Сибирь |
Викторина | 12. В чью честь назван один из островов на Енисее? Атаманский остров в честь деда В.И.Сурикова |
|
Слово преподавателя
| О предках Сурикова Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Предки его пришли в Сибирь с Дона вместе с Ермаком. Предки художника упоминаются в документах в числе основателей Красноярска. Мать— Прасковья Фёдоровна оказала огромное влияние на В.И. Она была сильной, смелой, проницательной. Отец умер от чахотки, когда Сурикову было 11 лет. Мать с тремя детьми — Васей, Катей и младшим Сашей — оказалась в тяжёлом материальном положении, пенсия за отца была маленькой, часть дома пришлось сдавать жильцам. Прасковья Фёдоровна любила старинные обряды, затейливые узоры, она мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Свою любовь к старине, чувство прекрасного В.И. унаследовал от матери. Начало Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих, смотрел, как «глаза расставлены», «как черты лица составляются», часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге. | Мать С. |
Викторина | 13. Кто первым угадал в будущем великом художнике талант и помог ему? Учитель приходского училища Николай Гребнёв 14. Какое учебное заведение закончил В.И.Суриков, поступив в него только со второго раза? Московскую художественную академию 15. Совет Московской художественной академии в 1895 году присудил Сурикову звание. Какое? Академик |
|
Слово преподавателя | Личная жизнь Сурикова. Смерть Жена Елизавета Августовна Шаре. Прожили вместе 10 лет. Жена умерла в 1888году, это был страшный удар для Сурикова. «Жизнь моя надломлена». Ему было 34 года, он остался с двумя маленькими дочерьми. У него было больное сердце. В.И.Суриков умер в 1916 году, 6 марта, похоронен рядом с женой и младшей дочерью на Ваганьковском кладбище в Москве. | Жена
Дочери
Могила |
Викторина | 16.Как увековечено имя В.И.Сурикова? Увековечение памяти В.И.Сурикова В Красноярске: Музей-усадьба В.И.Сурикова (Ленина, 98)-открыт в 1948 году, к 100-летию со дня рождения, сначала назывался «дом-музей», в 2002 году установлен памятник (скульптор Юрий Злотя). Художественный музей им В.И.Сурикова (Парижской Коммуны, 20) Художественная школа им. В.И.Сурикова (Ленина, 79) Открыта в 1910 году при личном участии Сурикова Художественное училище им.В.И.Сурикова (ул.Свердловская) Улица имени В.И.Сурикова Суриковский сквер с памятником на пр. Мира и ул.В.Сурикова Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина Суриковский сквер на ул. Красной Армии В других городах: Московский художественный институт им.В.И.Сурикова Улицы Сурикова в Липецке, Новосибирске, в Москве, в Киеве, в с.Сухобузимское Красноярского края Памятники в других городах: Москва, ул.Пречистенка Другие сведения об увековечении имени Сурикова: В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков», реж. Анатолий Рыбаков Теплоход «Василий Суриков» Московское речное пароходство Танкер «Василий Суриков» Енисейское речное пароходство Ежегодно в Красноярске проводится Зимний Суриковский фестиваль искусств В честь Сурикова назван кратер на Меркурии |
|
Слово преподавателя
| Попробуем представить себе Василия Ивановича Сурикова. Какой он был? Характер Неприступный с чужими, живой и общительный только с близкими людьми. У Сурикова не было постоянного дружеского круга, это не было ему особенно нужно. Некоторое время он был близок с Репиным, Михаилом Нестеровым, другими художниками, некоторое время дружил с Львом Толстым, но главным для него были его работа и его близкие. С ними он всегда был добрым, внимательным и ласковым. Вспоминает дочь Павла Третьякова Татьяна: «Умный-умный, со скрытой тонкой сибирской хитростью, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть с страшныи, и невероятно нежным. Минутами он был просто обворожительным». Увлечения Любил читать. Особенно любил Мопассана, любил романы Льва Толстого. В музыке он был виртуоз. Хорошо играл на гитаре. «Василий Иванович мягким прикосновением, медленно, нежно и звучно начал играть. Я услышал первую часть Лунной сонаты Бетховена. Меня поразила серьёзность исполнения. Это было очень приятно, причём весьма музыкально. Василий Иванович прекрасно чувствовал и передавал всё очарование знаменитой бетховенской сонаты» (Н.Киселёв). Высоко ценил народное творчество, называл его хрустально-чистым родником, откуда берут начала творческие пути лучших русских художников. Забавные случаи С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту, он прекрасно стрелял. В юности он участвовал в кулачных боях. Из воспоминаний Сурикова: «Пошли мы с ребятами за город, на обрыв, сидим. Слышу-сопит кто-то. Подошёл я к обрыву, гляжу-медведь взбирается снизу к нам. Ах ты! Испугался я, и медведь испугался, оборвался вниз, а мы убежали». Одет он был всегда аккуратно, чисто, без единой пылинки на платье, но органически не выносил выглаженных в струнку брюк. Однажды Суриков покупал себе в магазине шляпу. Примерил её-подошла. Затем он её снял и старательно смял. У продавца от удивления расширились зрачки. Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся, мол, деньги кто будет платить? Суриков поднял шляпу, почистил щёткой и, надев на голову, сказал: «Теперь её и носить можно. Отличная шляпа, а то какие-то дамские складочки. Смерть не люблю новых шляп!». | Портрет Музыка, «Лунная соната» |
Викторина
| -Как называются знаменитые картины В.И.Сурикова? 7 частей-семь полотен художника и 7 страниц русской истории («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин»). И «Посещение царевной мона стыря» | Картины |
Слово преподавателя | Процесс работы Художник говорил, что не знает, почему у него возникала идея того или иного произведения, просто «приходила мысль и увлекала». Начинал с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Проделывалась огромная подготовительная работа к каждому произведению. К Боярыне сохранилось 35 эскизов К Покорению Ермаком-11 К Степану Разину-10 |
|
Слово преподавателя
| Поиск натуры почти всегда был сложным. Иногда приходилось долго и напряжённо искать, вглядываясь в лица встречных на улице.
| Просмотр эпизода фильма «Василий Суриков» |
Слово преподавателя
| Василий Иванович был чрезвычайно требовательным к себе, самокритичным. Он часто оставался недовольным своими работами. Некоторые свои работы Суриков уничтожал. «Суриков продал в Харькове две свои работы за большие деньги, а продав, поехал догонять покупателя. Ночью разбудил его, выпросил у него обратно свои вещи, вернул ему деньги, а картины уничтожил. И только после этого успокоился». В притче о художнике ярко подчёркнута мысль о том, что настоящий художник всегда видит все недостатки даже в уже законченной картине. Суриков с 1906 по 1910 год переделывал картину «Степан Разин», и всё же был недоволен уже законченной картиной. |
Чтение притчи |
Викторина | Вам предлагаются этюды и эскизы к большим картинам Сурикова. Назовите эти картины. | Этюды, эскизы |
III Заключительная часть | Подведение итогов, награждение победителей викторины |
|
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
http: // ru. wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ирина Печкарёва
Художник
Я перестал уже искать
Волшебный красок цвет.
Я уяснил давно себе-
Его на свете нет.
Рисую всем, что только есть:
Гуашь и акварель,
Сангина, масло, карандаш
И яркая пастель.
Я знаю: красоты секрет
Не в красках и холсте,
А в божьей искре, что дана
С рождения тебе.
И если у тебя талант,
Ну, а к таланту — труд,
Так нарисуешь, что вокруг
От зависти умрут.
И всё же утром иногда
Этюдник приоткрыв, из детства давняя мечта
Возникнет, окрылив.
Вдруг волшебства найду секрет
И тайный красок цвет,
И нарисую этот мир,
И тьму, и солнца свет!
Дмитрий Куликов
Художник
Взлетает кисть, как в небо стриж.
Пейзаж с луною мил и тих.
«Какое чудо!» — говоришь,
А он ещё добавит штрих…
На этом маленьком холсте,
Где облака с луной плывут,
Есть место только красоте,
Есть место только волшебству!
Художник, напиши,
Что на душе лежит,-
Ведь мир твоей души-
Всем принадлежит.
Художник, нарисуй,
Что видишь ты вокруг,
Отдай другим красу
Замеченного вдруг!
И снова за мольбертом он;
Минуты гулкие летят;
В картину новую влюблён,
Как в первое своё дитя.
И, повинуясь тишине,
В которой он опять творит,
Зима уступит вновь весне
И вновь капель заговорит.
Притча о художнике
К художнику пришли ученики, Стоял безмолвно Мастер у картины, Опухшие глаза и тёмные круги Поведали им о большой кручине. | |
1 Ученик | -Учитель наш! Что мучает тебя?
|
2 Ученик | -Ты выглядишь сегодня как-то странно… |
Художник | -Картину только что закончил я, Смотрю.., и в ней не нахожу изъяна…
|
1 и 2 вместе | -Так это здорово! |
Автор | Воскликнули все враз,-
|
1 Ученик | -Выходит, что картина совершенна!
|
2 Ученик | -Она из века в век переживёт всех нас!
|
Автор | И закричали дружно:
|
1 и 2 вместе | -Верно! Верно! |
Автор | Учитель же заплакал, слёзы не тая, И вмиг ученикам Он стал родней и ближе… Промолвил тихо:
|
Художник | -Свой талант теряю я, Когда в работе недостатков я не вижу!
|
Автор | Вот так же происходит и с Душой: Когда тобою властует Услада, Когда во всём доволен сам собой, Не радоваться, а заплакать надо! |