Классный час на тему «Наш великий земляк»



Азарова Светлана Васильевна

КГБ ОУ НПО «Профессиональное училище № 35», г.Зеленогорск

преподаватель русского языка и литературы, классный руководитель группы № 7А

emblema.gifКраевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 35»





Разработка классного часа «Наш великий земляк» (О жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова)





Автор разработки Азарова Светлана Васильевна, классный руководитель группы № 7













Цель: формирование у обучающихся целостного представления о Василии Ивановиче Сурикове, о его роли в развитии русской культуры.

Задачи:

1.Образовательная: расширение и обобщение знаний обучающихся о жизни и творчестве великого сибиряка Василия Ивановича Сурикова.

2.Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к достижениям русской культуры, к родной сибирской земле.

3.Развивающая: развивать у обучающихся творческие способности, внимание, логическое мышление, память.

Форма: тематический классный час

Методы проведения классного часа: викторина, рассказ, чтение газетного и журнального материала, материалов с сайтов Интернета, размышление над высказыванием, фактом, просмотр фильма, слушание музыки, встреча с произведениями искусства.

Оборудование: электронная презентация, тематическая газета «Василий Иванович Суриков», диск с фильмом «Василий Суриков» (реж.А.Рыбаков, 1959г.); аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена в исполнении В.Зинчука.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, DVD-плеер, телевизор.

Технологии: компьютерная

Предварительная подготовка:

1.Обучающиеся получили задание изучить биографию В.И.Сурикова и историю создания наиболее известных его картин по выпущенной тематической газете «Василий Иванович Суриков» и материалам Интернета.

2.10 обучающихся получили задание выучить наизусть стихи русских поэтов о художниках.

Основные понятия: живопись, живописец, картина, этюд, эскиз

Структура классного часа

Этапы

Формы и методы

Время

Результаты

1этап

Подготовительный

Выпуск тематической газеты, изучение материалов о жизни и творчестве художника, выразительное чтение стихов.


Обучающиеся выполнили все задания.

2 этап

Вступительная часть

Выступление классного руководителя, определение темы, постановка цели.

3мин.

Обучающиеся принимают цели и задачи классного часа.

3 этап

Основная часть

Викторина, содержащая вопросы по содержанию понятий, по основным фактам биографии художника.

Чтение газетного и журнального материала, материалов Интернета; беседа; встреча с произведениями искусства.

Продолжение викторины по методу мозгового штурма: по этюдам и эскизам узнать полотно, дать его полное название.

35мин.

Обучающиеся познакомились с новой для них информацией о жизни и деятельности В.И.Сурикова.

2.Продемонстрированы все наиболее известные работы великого художника.

3.Обучающиеся ответили на вопросы викторины.

4.Просмотрен эпизод из художественного фильма.

5.Выразительно прочитаны стихи по теме.

Заключительная часть

Подведение итогов классного часа

7мин.

Сделаны обобщающие выводы.

Подведены итоги викторины, определены победители, проведено награждение победителей.



















Этап, методы

Содержание классного часа

Слайды

I.Вступи-тельная часть


Глядя на первый слайд презентации определите содержание классного часа.

Он пройдёт в форме викторины, которая будет прерываться чтением стихов, сообщением новой для многих из вас информации по теме классного часа.

1

II.Основная часть

Викторина




Эпиграфом к уроку будут слова Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты…»

2

1.Как называется вид изобразительного искусства, суть которого состоит в создании художественных произведений с помощью красок? (Живопись)

2.Кто такой живописец?

Тот, кто создаёт произведения живописи.

3.Как называется произведение живописи, состоящее из холста, бумаги, грунта и красочного слоя?

4.Что такое этюд?

Рисунок, картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения.

5.Что такое эскиз?

Предварительный набросок к рисунку, картине.

1

Слово преподавателя



Чтение стихов

6.Чем должен обладать художник, чтобы создать настоящее произведение искусства?

Средствами для работы, талантом и трудолюбием.

Об этом пишет в своём стихотворении Ирина Печкарёва.









Чтение стихотворения (3чел)

Викторина






















7. Кто из русских художников родился 24 января 1848 года?

В.И.Суриков

Портрет Сурикова

8. Какое место В.И.Суриков считал единственным родным местом на земле?

Родной дом в г.Красноярске

Музей-усадьба

9.Что сейчас находится в доме, в котором родился В.И.Суриков?

Музей-усадьба


10.В каком году открыт дом-музей? В 1948 году, к столетию со дня рождения.

11.Какое количество собственных работ Сурикова хратится в Музее-усадьбе?

Более 100


Слово преподавателя

О Сибири

«…Я не могу долго быть вне Сибири. В России я работаю, а в Сибирь езжу отдыхать. Среди её приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».

«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша, сибирская» (о Столбах)

«То, что вы называете у себя лесом, так это зубные щётки, не больше, а вот как поедешь, бывало, в Сибири по дороге среди леса, так это действительно настоящая лесная симфония».

Мечтал навсегда остаться в Красноярске, выстроить мастерскую во дворе своего родного дома, он даже шагами отмерил место для строения. Мечтал о том, что напишет новую картину «Красноярск». Но мечтам не суждено было сбыться.

Картины. Сибирь

Викторина

12. В чью честь назван один из островов на Енисее?

Атаманский остров в честь деда В.И.Сурикова


Слово преподавателя


































О предках Сурикова

Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Предки его пришли в Сибирь с Дона вместе с Ермаком. Предки художника упоминаются в документах в числе основателей Красноярска.

Мать— Прасковья Фёдоровна оказала огромное влияние на В.И. Она была сильной, смелой, проницательной. Отец умер от чахотки, когда Сурикову было 11 лет. Мать с тремя детьми — Васей, Катей и младшим Сашей — оказалась в тяжёлом материальном положении, пенсия за отца была маленькой, часть дома пришлось сдавать жильцам.

Прасковья Фёдоровна любила старинные обряды, затейливые узоры, она мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Свою любовь к старине, чувство прекрасного В.И. унаследовал от матери.

Начало

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих, смотрел, как «глаза расставлены», «как черты лица составляются», часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.

Мать С.

Викторина

13. Кто первым угадал в будущем великом художнике талант и помог ему?

Учитель приходского училища Николай Гребнёв

14. Какое учебное заведение закончил В.И.Суриков, поступив в него только со второго раза?

Московскую художественную академию

15. Совет Московской художественной академии в 1895 году присудил Сурикову звание. Какое?

Академик


Слово преподавателя

Личная жизнь Сурикова. Смерть

Жена Елизавета Августовна Шаре. Прожили вместе 10 лет. Жена умерла в 1888году, это был страшный удар для Сурикова. «Жизнь моя надломлена». Ему было 34 года, он остался с двумя маленькими дочерьми. У него было больное сердце.

В.И.Суриков умер в 1916 году, 6 марта, похоронен рядом с женой и младшей дочерью на Ваганьковском кладбище в Москве.

Жена







Дочери





Могила

Викторина

16.Как увековечено имя В.И.Сурикова?

Увековечение памяти В.И.Сурикова

В Красноярске:

Музей-усадьба В.И.Сурикова (Ленина, 98)-открыт в 1948 году, к 100-летию со дня рождения, сначала назывался «дом-музей», в 2002 году установлен памятник (скульптор Юрий Злотя).

Художественный музей им В.И.Сурикова (Парижской Коммуны, 20)

Художественная школа им. В.И.Сурикова (Ленина, 79) Открыта в 1910 году при личном участии Сурикова

Художественное училище им.В.И.Сурикова (ул.Свердловская)

Улица имени В.И.Сурикова

Суриковский сквер с памятником на пр. Мира и ул.В.Сурикова

Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина

Суриковский сквер на ул. Красной Армии

В других городах:

Московский художественный институт им.В.И.Сурикова

Улицы Сурикова в Липецке, Новосибирске, в Москве, в Киеве, в с.Сухобузимское Красноярского края

Памятники в других городах: Москва, ул.Пречистенка

Другие сведения об увековечении имени Сурикова:

В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков», реж. Анатолий Рыбаков

Теплоход «Василий Суриков» Московское речное пароходство

Танкер «Василий Суриков» Енисейское речное пароходство

Ежегодно в Красноярске проводится Зимний Суриковский фестиваль искусств

В честь Сурикова назван кратер на Меркурии


Слово преподавателя




Попробуем представить себе Василия Ивановича Сурикова. Какой он был?

Характер

Неприступный с чужими, живой и общительный только с близкими людьми.

У Сурикова не было постоянного дружеского круга, это не было ему особенно нужно. Некоторое время он был близок с Репиным, Михаилом Нестеровым, другими художниками, некоторое время дружил с Львом Толстым, но главным для него были его работа и его близкие. С ними он всегда был добрым, внимательным и ласковым.

Вспоминает дочь Павла Третьякова Татьяна: «Умный-умный, со скрытой тонкой сибирской хитростью, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть с страшныи, и невероятно нежным. Минутами он был просто обворожительным».

Увлечения

Любил читать. Особенно любил Мопассана, любил романы Льва Толстого.

В музыке он был виртуоз. Хорошо играл на гитаре.

«Василий Иванович мягким прикосновением, медленно, нежно и звучно начал играть. Я услышал первую часть Лунной сонаты Бетховена. Меня поразила серьёзность исполнения. Это было очень приятно, причём весьма музыкально. Василий Иванович прекрасно чувствовал и передавал всё очарование знаменитой бетховенской сонаты» (Н.Киселёв).

Высоко ценил народное творчество, называл его хрустально-чистым родником, откуда берут начала творческие пути лучших русских художников.

Забавные случаи

С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту, он прекрасно стрелял. В юности он участвовал в кулачных боях.

Из воспоминаний Сурикова:

«Пошли мы с ребятами за город, на обрыв, сидим. Слышу-сопит кто-то. Подошёл я к обрыву, гляжу-медведь взбирается снизу к нам. Ах ты! Испугался я, и медведь испугался, оборвался вниз, а мы убежали».

Одет он был всегда аккуратно, чисто, без единой пылинки на платье, но органически не выносил выглаженных в струнку брюк.

Однажды Суриков покупал себе в магазине шляпу. Примерил её-подошла. Затем он её снял и старательно смял. У продавца от удивления расширились зрачки. Суриков поглядел на него игриво, бросил шляпу на пол и придавил ногой. Продавец заикнулся, мол, деньги кто будет платить? Суриков поднял шляпу, почистил щёткой и, надев на голову, сказал: «Теперь её и носить можно. Отличная шляпа, а то какие-то дамские складочки. Смерть не люблю новых шляп!».

Портрет

Музыка, «Лунная соната»

Викторина














-Как называются знаменитые картины В.И.Сурикова?

7 частей-семь полотен художника и 7 страниц русской истории («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин»). И «Посещение царевной мона стыря»

Картины

Слово преподавателя

Процесс работы

Художник говорил, что не знает, почему у него возникала идея того или иного произведения, просто «приходила мысль и увлекала». Начинал с изучения исторических материалов и этюдов с натуры.

Проделывалась огромная подготовительная работа к каждому произведению.

К Боярыне сохранилось 35 эскизов

К Покорению Ермаком-11

К Степану Разину-10


Слово преподавателя


Поиск натуры почти всегда был сложным.

Иногда приходилось долго и напряжённо искать, вглядываясь в лица встречных на улице.


Просмотр эпизода фильма «Василий Суриков»

Слово преподавателя








Василий Иванович был чрезвычайно требовательным к себе, самокритичным. Он часто оставался недовольным своими работами.

Некоторые свои работы Суриков уничтожал.

«Суриков продал в Харькове две свои работы за большие деньги, а продав, поехал догонять покупателя. Ночью разбудил его, выпросил у него обратно свои вещи, вернул ему деньги, а картины уничтожил. И только после этого успокоился».

В притче о художнике ярко подчёркнута мысль о том, что настоящий художник всегда видит все недостатки даже в уже законченной картине. Суриков с 1906 по 1910 год переделывал картину «Степан Разин», и всё же был недоволен уже законченной картиной.





















Чтение притчи

Викторина

Вам предлагаются этюды и эскизы к большим картинам Сурикова.

Назовите эти картины.

Этюды, эскизы

III Заключительная часть

Подведение итогов, награждение победителей викторины


Свежие документы:  Конспект урока «Это придумал народ»







ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. http: // ru. wikipedia.org

  2. https://ru.artsuricov.ru



ПРИЛОЖЕНИЯ

Ирина Печкарёва

Художник

Я перестал уже искать

Волшебный красок цвет.

Я уяснил давно себе-

Его на свете нет.

Рисую всем, что только есть:

Гуашь и акварель,

Сангина, масло, карандаш

И яркая пастель.

Я знаю: красоты секрет

Не в красках и холсте,

А в божьей искре, что дана

С рождения тебе.

И если у тебя талант,

Ну, а к таланту — труд,

Так нарисуешь, что вокруг

От зависти умрут.

И всё же утром иногда

Этюдник приоткрыв, из детства давняя мечта

Возникнет, окрылив.

Вдруг волшебства найду секрет

И тайный красок цвет,

И нарисую этот мир,

И тьму, и солнца свет!



Дмитрий Куликов

Художник

Взлетает кисть, как в небо стриж.

Пейзаж с луною мил и тих.

«Какое чудо!» — говоришь,

А он ещё добавит штрих…



На этом маленьком холсте,

Где облака с луной плывут,

Есть место только красоте,

Есть место только волшебству!



Художник, напиши,

Что на душе лежит,-

Ведь мир твоей души-

Всем принадлежит.



Художник, нарисуй,

Что видишь ты вокруг,

Отдай другим красу

Замеченного вдруг!



И снова за мольбертом он;

Минуты гулкие летят;

В картину новую влюблён,

Как в первое своё дитя.



И, повинуясь тишине,

В которой он опять творит,

Зима уступит вновь весне

И вновь капель заговорит.



Притча о художнике

Автор

К художнику пришли ученики,

Стоял безмолвно Мастер у картины,

Опухшие глаза и тёмные круги

Поведали им о большой кручине.

1 Ученик

-Учитель наш! Что мучает тебя?


2 Ученик

-Ты выглядишь сегодня как-то странно…

Художник

-Картину только что закончил я,

Смотрю.., и в ней не нахожу изъяна…


1 и 2

вместе

-Так это здорово!

Автор

Воскликнули все враз,-


1 Ученик

-Выходит, что картина совершенна!


2 Ученик

-Она из века в век переживёт всех нас!


Автор

И закричали дружно:


1 и 2

вместе

-Верно! Верно!

Автор

Учитель же заплакал, слёзы не тая,

И вмиг ученикам Он стал родней и ближе…

Промолвил тихо:


Художник

-Свой талант теряю я,

Когда в работе недостатков я не вижу!


Автор

Вот так же происходит и с Душой:

Когда тобою властует Услада,

Когда во всём доволен сам собой,

Не радоваться, а заплакать надо!



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: