Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
города Калуги
Классный час
в 1 классе
«Михаил Васильевич Ломоносов»
подготовила
учитель начальных классов
Меженная Ольга Станиславовна
г. Калуга
2013
Классный час «М.В. Ломоносов»(1-й класс)
Сегодня у нас необычное занятие.
Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.
— Кто уже слышал это имя и фамилию?
1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).
“То были врата учености моей” — сказал о них Ломоносов.
Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, — с горечью вспоминал Ломоносов.
В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайло пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.
“Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.
Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.
Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.
До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.
А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.
Математика.
Прочитай пословицу:
Русский язык.
На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.
— Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.
Кто сколько слов пересыплет за минуту.
(рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)
Чтение.
Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).
Технология.
Расставьте все по порядку.
иголкой | |
Пуговицу пришью | молотком |
Гвоздь забью | клеем |
Бревно распилю | ножницами |
Солнышко приклею | пилой |
Разминка для всех.
(Отвечаем хором)
(тракторист) | |
Электричку ….. | (машинист) |
Стены выкрасил …. | (маляр) |
Доску выстрогал …. | (столяр) |
В доме свет провел … | (монтер) |
В шахте трудится … | (шахтер) |
В жаркой кузнице … | (кузнец) |
Кто все знает молодец!
МОЗАИКА
М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.
У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.
Подведение итогов.
Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.
Желаю вам новых открытий на уроках.
Список использованной литературы:
В.В. Волина “Праздник числа”, Москва, 1996 г.
А.И. Осипова “Примеры словных дел”
В.В. Волина “Учимся играя”, Москва, 1994 г.