Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Конспект
урока литературы в 7 классе
«Комический характер в новелле А.П.Чехова «Хамелеон»
(программа М.Б.Ладыгина)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Немчинова Татьяна Владимировна
Волгоград 2010
Цель: учащиеся должны знать средства создания характера персонажа, виды комического; уметь сопоставлять персонажей, находить художественные детали и определять их роль.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Ребята, сегодня у нас очень интересная тема для разговора: «Комический характер в новелле А.П.Чехова «Хамелеон». Попробуем выяснить, с помощью чего писатель достигает комического эффекта в изображении своих персонажей. Но прежде вспомним основные теоретические понятия, которые нам понадобятся на уроке.
II. Теоретическая «5-минутка».
Персонаж.
Средства создания характера.
Речевая характеристика.
Художественная деталь.
Говорящие фамилии.
Комическое.
Юмор.
Сатира.
Ирония.
III. «Неожиданное» появление золотых дел мастера Хрюкина и полицейского надзирателя Очумелова с городовым Елдыриным. (Инсценировка).
IV. Наш серьёзный теоретический разговор прервали, но это и к лучшему. В классе звучал смех – что может быть важнее? Когда у философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: «Я смеюсь».
Шутка – любимица общества и держится в нём легко и непринуждённо, а правда что слон в посудной лавке: куда ни повернётся, всюду что-то летит. Вот почему она часто появляется в сопровождении шутки. Шутка идёт впереди, показывая слону дорогу, чтобы он не разнёс всю лавку, иначе и говорить будет не о чем. Осторожно! Вот сюда можно ступить…Там, где шутки кончаются, правде рискованно появляться. Её не поймут. Вернее, поймут, но значительно раньше. И высадят из поезда, не дав доехать до конечного пункта. Чтобы этого не произошло, шутка наряжает правду в фантастические одежды, будто они явились на маскарад. А жизнь-то наша действительно похожа на маскарад: пороки разгуливают в масках добродетелей – вот и приходится правде, чтобы их развенчать, самой надеть маску.
Интересно, а какие пороки прячутся под маской представителя закона?
V. Обратимся к тексту новеллы.
1) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке».
— Одна фраза, но как много в ней сказано. Итак, кто такой Очумелов? (Полицейский надзиратель).
— А какие ассоциации возникают в связи с его фамилией? Обратимся к словарю Ожегова.
Очумелый (прост.) – совсем потерявший соображение, одурелый.
— Как вы думаете, случаен ли выбор писателем этой фамилии? (Конечно, нет.)
— Действительно, в художественной литературе фамилия персонажа, как правило, глубоко продумывается автором и часто используется им для характеристики. Как называется такой приём? (Говорящая фамилия.)
Запись на доске и в тетрадях.
| |
1. Говорящая фамилия |
|
|
|
2) Что ещё сказано об Очумелове в самом начале новеллы? (Он в новой шинели.)
— На дворе лето, а он в шинели. Почему? (Хвастовство.)
— Шинель упоминается только в первом предложении? А где ещё? Прочитайте.
(«Сними-ка, Елдырин, с меня пальто».
«Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто».
«Я ещё доберусь до тебя!» — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».)
— Ребята, как вы думаете, почему Чехов дважды использует слово «шинель», а сам Очумелов – «пальто»? (При мысли о том, что собака генеральская, забывает о своём превосходстве над толпой, а думает о превосходстве генерала над ним, и шинель теряет свой вес, свою значимость.)
— Итак, шинель – неотъемлемая часть Очумелова, его облика, выразительная подробность. А как мы называем такую выразительную подробность? (Художественная деталь.)
Запись на доске и в тетрадях.
| |
1. Говорящая фамилия. |
|
2. Художественная деталь – шинель. |
|
-Есть ли в новелле портрет Очумелова? (Нет.)
— Почему нет портрета, а используется лишь художественная деталь? (Лишён индивидуальности. Чин надзирателя заслонил в Очумелове человека.)
— Значит, эта художественная деталь выполняет определённую роль: раскрывает характер Очумелова. Шинель – символ чина, должности. «Мужчина состоит из мужа и чина», — неудивительно, что эта фраза принадлежит перу Чехова.
3) Какое ещё важное средство, помимо говорящей фамилии и художественной детали, использует Чехов для создания характера Очумелова? (Речевую характеристику.)
-Найдём в тексте фразы, характеризующие Очумелова.
а) «По какому случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»
— В чём особенность этих предложений? Они полные? (Создаётся впечатление, что Очумелову не хватает слов для выражения своих мыслей. Очумелый – потерявший соображение.)
— Так что же можно сказать о степени его образованности? (Запись: низкая степень образованности, культуры, воспитания.)
б) «Я этого так не оставлю. Я покажу, как собак распускать. Я ему покажу кузькину мать!»
— Что мы отчётливо слышим в этих фразах? (Угрозу.)
— А почему Очумелов позволяет себе так разговаривать? (Он пользуется своей властью.)
(Запись: строг и грозен с теми, кто ниже его по социальному положению)
в) «Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождём…»
— От угроз не осталось и следа. Что пришло им на смену? (Испуг, растерянность.)
(Запись: боязнь гнева вышестоящего.)
г) «Я и сам знаю. А ты, болван, опусти руку».
— И вновь меняется тон. Очумелов показывает себя знатоком перед толпой. И на сей раз в голосе сквозит самоуверенность. (Запись: самоуверенность.)
д) «Да разве братец ихний приехали. Так это ихняя собачка?»
— А теперь что мы слышим в голосе Очумелова? (Чрезмерную ласковость, слащавость; лебезит перед поваром генерала – запись.)
| |
1. Говорящая фамилия. |
|
2. Художественная деталь – шинель. |
|
3. Речевая характеристика. а) Низкая степень образованности, культуры, воспитания; б) строг и грозен с теми, кто ниже его по социальному положению; в) боязнь гнева вышестоящего; г) самоуверенность; д) Чрезмерная ласковость, слащавость; лебезит перед поваром генерала. |
|
— Давайте понаблюдаем за обращениями к Елдырину.
«Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол!» (приказ)
«Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…» (приказ, но уже в более мягкой форме)
«Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…» (подчинённый и вовсе братом стал).
ж) Заканчивается новелла фразой Очумелова: «Я ещё доберусь до тебя!» (Вернулся в привычное для него состояние после бури эмоций, которую пришлось испытать.)
4) Как же Чехов относится к своему персонажу? (Антон Павлович издевается над Очумеловым, стремящимся угодить тем, в чьих руках сосредоточены власть и сила, и в то же время унижающим тех, кто ниже его по социальному положению.)
— Я думаю, теперь вы можете сказать, какой вид комического использован Чеховым при создании характера Очумелова. (Сатира.)
— Верно. А недостатки, которые высмеивает писатель, присущи только Очумелову? (Нет, это болезнь общества, в котором уважают не личность, а чин, должность.)
Запись на доске и в тетрадях.
| |
1. Говорящая фамилия. |
|
2. Художественная деталь – шинель. |
|
3. Речевая характеристика. а) Низкая степень образованности, культуры, воспитания; б) строг и грозен с теми, кто ниже его по социальному положению; в) боязнь гнева вышестоящего; г) самоуверенность; д) Чрезмерная ласковость, слащавость; лебезит перед поваром генерала. |
|
4. Вид комического – сатира. |
|
— Сатиру всегда ценили за смелость. Иногда за одно это достоинство прощали недостаток мастерства и таланта. И если бы в один прекрасный день смелость сатире вдруг не понадобилась, многие бы в ней разочаровались, не зная, за что её можно любить. Впрочем, такие времена никогда не настанут. Сатире смелость будет нужна всегда – чтобы не бить лежачего, а критиковать тех, кто стоит у власти.
VI. А теперь обратим своё внимание на Хрюкина, золотых дел мастера. Какое бесподобное сочетание: золотых дел мастер Хрюкин, вы только вслушайтесь!
1) А с этой фамилией какие ассоциации возникли? (Хрюкать, хрюшка.)
— Не только у вас такая ассоциация, но и у Очумелова: «Ежели каждый свинья будет ей в нос цигаркой тыкать…» (Запись: говорящая фамилия.)
2) Использует ли писатель художественную деталь при создании образа этого персонажа? (Да. Палец: «окровавленный палец», «палец имеет вид знамения победы», «нечего свой дурацкий палец выставлять».)
— Эта художественная деталь тоже служит для раскрытия характера или у неё другая функция? (Создание комической атмосферы новеллы.)
(Запись: художественная деталь – палец.)
3) Понаблюдаем за речью этого персонажа.
«Насчёт дров с Митрий Митричем…»
«И вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец».
«Я человек, который работающий».
(Запись: низкая степень образованности, культуры.)
«Этого и в законе нет, чтоб от твари терпеть».
«Нынче не велено кусаться».
«У него в законе сказано. Нынче все равны».
(Запись: якобы знает закон, надеется на справедливое решение Очумелова.)
«Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете».
(Запись: паникёр, склонен к преувеличениям.)
— А к Хрюкину писатель относится так же, как к Очумелову? (Он не высмеивает Хрюкина, а насмехается над ним.)
— Какой это вид комического? (Ирония – запись.)
Хрюкин, золотых дел мастер | |
1. Говорящая фамилия. | 1. Говорящая фамилия. |
2. Художественная деталь – шинель. | 2. Художественная деталь – палец. |
3. Речевая характеристика. а) Низкая степень образованности, культуры, воспитания; б) строг и грозен с теми, кто ниже его по социальному положению; в) боязнь гнева вышестоящего; г) самоуверенность; д) Чрезмерная ласковость, слащавость; лебезит перед поваром генерала. | 3. Речевая характеристика. а) Низкая степень образованности, культуры, воспитания; б) якобы знает закон, надеется на справедливое решение Очумелова; в) паникёр, склонен к преувеличениям. |
4. Вид комического – сатира. | 4. Вид комического – ирония. |
VII. В небольшом по объёму произведении представлены два потрясающих комических характера. до чего же богатая палитра средств используется Чеховым! Ни одного лишнего слова! Попробуйте найти хоть одно – не получится. Ведь каждое слово, как на блюдечке, преподносит нам эти характеры. И в этом весь Чехов, блестящий мастер новеллы!
VIII. Домашнее задание: выписать из новеллы изобразительно-выразительные средства.
Использованная литература:
1. Ладыгин М.Б. и др. Литература. 7 класс. — М: Дрофа, 2007, 2008, 2009