Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
г. Северодвинска Архангельской области
Конспект интегрированного урока
литературы и музыки
в 6 классе
«Весна идёт, весне дорогу!»
подготовили
учитель русского языка и литературы
Драчева Ольга Викторовна
и учитель музыки
Сорокина Светлана Германовна
г. Северодвинск
2012
Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе
по теме «Весна идёт, весне дорогу!»
Цели:
Познакомиться со стихотворениями О.Фокиной о весне и с произведениями Г. В. Свиридова «Весна» и “Весенние воды ” С. В. Рахманинова.
Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу.
Развивать навыки анализа поэтического текста.
Воспитывать эстетическое отношение к природе и музыке.
Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение стихотворений О.Фокиной; из книги И.Д.Полуянова «Месяцеслов», выписать приметы весенних месяцев; написать сиквейн о весне.
Материал к уроку: презентация
Видеоряд, чтение стихотворения (слово учителей литературы (УЛ) и музыки (УМ); показываем слайды 1-18).
Едва лишь солнце вышло из-за туч
Взглянуть, что там, после зимы в природе,
Как любопытный и болтливый луч
Проговорился: теплой быть погоде.
А значит быть весне! Она идет, ей надо дать дорогу!
УМ. Весна…Всякий человек по-своему любит это время года. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, в кого-то вселяет надежду. Этим временем года восхищались писатели и поэты, художники и музыканты.
УЛ. И мы с вами сегодня на уроке тоже будем восхищаться весной и учиться слышать красоту слова,…
УМ. …понимать красоту звука, созданную поэтом и композиторами, а также самой весной.
УЛ. Ребята, как вы думаете, когда начинается у нас на Севере весна?
(Правильно. По календарю весна начинается в марте и длится 3 месяца.)
Природа весной пробуждается медленно. Послушайте стихотворение нашей землячки, поэтессы Ольги Александровны Фокиной. Ответьте на вопрос, о каком месяце рассказывает нам поэтесса?(Показываем слайд 19. Чтение стихотворения.)
Погоди, весна,
Распускать ручьи,
К кладовым зимы
Подбирать ключи.
Еще ночь темна,
Еще мал денек,
Еще молод март
И апрель далек.
Еще прячется
В тишине берез
В ночи черные
Удалой мороз.
Чуть проснулась ты –
Посветлела даль.
Он дарил тебе
Серебро-хрусталь.
Обещал мороз
Дать небесных звезд,
Заманил, зазвал
В тишину берез.
Как взялась тебя
Пеленать метель!
Не поможет март,
Не спасет апрель.
— О каком месяце рассказывает нам поэтесса? (О начале марта («еще молод март».)
— Март-это первый месяц весны, в народе его называли зимобором, позимьем. Как вы понимаете эти слова? Попробуйте отгадать тайну слова.(Зимобор- борется с зимой. Позимье – после зимы начинается.)
— Почему о марте говорили именно так? Приведите примеры из текста стихотворения, доказывающие народную мудрость. (Автор обращается к весне, чтобы она не спешила; предупреждает о том, что прячется в ночи черной мороз и дарит весне серебро — хрусталь (снег, сосульки), пеленает март метелью. Фокина говорит о темных ночах и коротких днях. В начале 4 строчек употребляет слово «еще».Такой стилистический прием (повтор одних и тех же слов в начале строк) в стихосложении называется АНАФОРА – единоначатие.)
— Молодцы. Вы правы.
— Проверка индивидуального домашнего задания. Дома (имя ученика) выполнял индивидуальное домашнее задание: он работал с книгой И.Д.Полуянова «Месяцеслов», выписывал приметы марта. Давайте их прочитаем.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
И март морозом на нос садится!
Март сверху печет, снизу студит.
Март февралю — бокогрею младший брат.
— Подтверждают ли они название марта зимобор и позимье? (Да, март с зимой борется и после зимы идет. В марте еще холодно: он морозом на нос садится. Земля не еще прогрелась, хотя солнце припекает. А поскольку март — младший брат февралю, то в марте так же холодно, как в феврале. Март тьму зимнюю одолеть должен, справиться с ней.)
4. УМ. Давайте обратимся к музыке Г.В.Свиридова (Показываем слайд 20). Внутреннему миру музыканта были близки образы, в которых он с любовью рассказывал о России, деревне, её скромных пейзажах с тонкими берёзками и голубыми прудами, цветущими лугами и сереньким ситцем небес.
— Послушайте пьесу Г.В. Свиридова, подумайте над вопросами:
1) Как можно назвать это музыкальное произведение?
2) Созвучны ли музыка и стихотворение «Погоди, весна». Чем они похожи? Найдите общее в настроении музыки и поэтического слова? (Звучит музыка.)
— Итак, как бы вы назвали эту инструментальную миниатюру? (Весенний день. Весенний простор. Весенняя мелодия.)
— Молодцы! Очень красивые названия. Сам Г.В.Свиридов назвал ее «Весна».
— Похожи ли пьеса «Весна» и стихотворение Фокиной? Что же вы услышали и увидели общего в настроении музыки и поэтического слова? (Музыка звучит спокойно, проникновенно, напевно. Мы чувствуем первые весенние перемены в природе.)
5. УЛ. А в стихотворении О. Фокиной обратите внимание на слова «тишина берез», «посветлела даль», «он (мороз) дарил тебе серебро-хрусталь».Слышите, произведение тоже как будто наполнено тишиной и светом.
6.УМ. Какие средства выразительности использует в музыке композитор, чтобы подчеркнуть общее настроение начала весны?
— Что вы можете сказать о темпе, мелодии, тембре?(Темп — неторопливо, спокойно; мелодия – плавное звучание; тембр – окраска звука.)
— Какой инструмент солирует в пьесе?(В пьесе звучит солирующий голос и инструментальное сопровождение. Нежная мелодия флейты звучит на переднем плане. Она передает воздушность, легкость.)
7. УМ. Какие тона, светлые или сумрачные, холодные или теплые тембры вы видите, когда слушаете музыку? (Весь колорит начала весны передан легкой оркестровкой (только струнно-смычковая группа, деревянно-духовые с солирующей флейтой и скрипками.) Лирическое, нежное настроение передается с помощью мажорного лада, высокой и средней тесситуры(регистра).
Промежуточный вывод. О.Фокина и Г.Свиридов сумели увидеть первые незаметные признаки весны и сказали об этом так, что и вы теперь сможете увидеть, чего раньше, может быть, не замечали. Значит, нам надо воспитывать в себе умение увидеть красоту поэтического слова и слышать красоту звука, а также красоту природы.
8.УЛ. Весна набирает силу и все увереннее вступает в свои права. Вот как об этом пишет О.Фокина. Послушайте стихотворение «Весенняя песенка».
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
В недоверчивый старый лес,
В сумрачный бор кедровый
Прыгнул с облака и исчез
Мальчик Апрель в сугробах.
Шум, шум, шум,
Что за шум, шум, шум
Зашелестел в вершинах?
— Шут, шут, шут, ШЕРКУНКИ
Что за шут, шут, шут
Сшиб шапки с нас, плешивых? –
А Апрель не дремал, не спал,
Вооружен сосулькой.
Он сосулькой сугроб кромсал
Так, что сугроб забулькал!
– Буль, буль, буль!
Буль-буль-буль, буль, буль! СОЛОМИНКА И
Вымок Мороз под елью, СТАКАН С ВОДОЙ
И – куль, куль,
Снегу куль, куль, куль СУЛТАНЧИКИ
Высыпал на Апреля!
Но Апрель не дремал, не спал:
Выбрал у Солнца лучик
И Мороза защекотал
Лучиком тем колючим.
– Топ, топ, топ! СТАКАНЧИКИ
Топ-топ-топ, топ, топ! –
То побежал Морозко.
Хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, хлоп! – ХЛОПАЮТ В Хлещет его Березка. ЛАДОШИ
А Апрель на вершинку влез
И закричал: «Здорово!
Здравствуй, юный весенний лес,
Солнечный бор кедровый!»
– Синь-теплынь! ПТИЧКИ С ВОДОЙ
Синь-синь-синь, теплынь! –
Радовалась Водичка.
– Синь-теплынь!
Синь-синь-синь, теплынь! –
Пела над ней Синичка.
— Вам понравилось стихотворение?
— Что же вы почувствовали, когда его слушали?
— Можно ли сказать, что это стихотворение передает нам весеннее настроение?
— А как еще можно сказать о настроении? Давайте выберем их из списка на листе-помощнике прилагательные, которые расскажут нам о том, какое оно весеннее настроение. (Хорошее, безобразное, приподнятое, бодрое, радостное, ленивое, красивое, восторженное, светлое, безоблачное.)
—Мы с вами почувствовали стихотворение. Но давайте вспомним, что каждое стихотворение можно увидеть, услышать. Попробуем устно нарисовать картину, возникшую в вашем воображении? Но сначала ответим на несколько вопросов.
-Кто является героем стихотворения?
(Апрель,Мороз,Водичка,Синичка,Солнце)
-Как вы думаете, почему эти слова написаны с большой буквы?(Поэтесса очеловечивает апрель и мороз, не сдающий свои позиции. Природа, весна для поэтессы – это живые существа.)
— Слова какой части речи помогают передать действия героев?(Глаголы (Апрель прыгнул, исчез, не дремал, не спал, защекотал, закричал; Мороз побежал). Звукоподражание (условное воспроизведение звуков природы, звуков, воспроизводимых предметами).
-Почему именно глаголы?(Поэтесса изображает наступление весны, а весной природа просыпается, оживает, происходят изменения в природе. Значит, все движется.)
-Как называется такой прием?(Олицетворение. С помощью этого приема О.Фокина помогает нам увидеть картину природы.)
— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали теперь? (Ответы учащихся.)
Промежуточный вывод. Вот видите, как интересно у вас получилось. И в этом вам помогло то, что поэтесса очеловечивает природу апреля.
-Поэты очень внимательно относятся к каждому слову в своих стихотворениях. Давайте посмотрим, какие приемы использует О.Фокина для того, чтобы мы услышали стихотворение? Вы что-то увидели, заметили? ( Услышали шум вершин, журчание воды, звук упавшего снега, пение синички.)
— А что вам в этом помогло? ( Повтор звуков. Такой стилистический прием называется звукописью. Звукопись – это повтор одинаковых звуков в целях образного звукоподражания. Используя звукопись, поэт может показать плеск и журчание воды, шелест и шуршание листы, громыхание грозовой стихии. Такой прием в стихосложении называется аллитерация (повтор согласных звуков.)
— Обратите внимание на игру слов и звуков в последней части стихотворения? Что вы заметили? (Пение синички (звукоподражание) и разговорное по стилистической окраске слова «теплынь».)
Промежуточный вывод. Вот видите, ребята, О.Фокина помогла нам услышать и увидеть стихотворение, потому что она очень внимательно работала со словом.
9. УМ. Ребята, а как в музыке называется умение рисовать в нашем воображении картины (образы), подражать звукам природы? (Изобразительность)
–Давайте подумаем, почему О.Фокина назвала стихотворение «Весенняя песенка»? (Поэтесса использует прием звукописи, а звуковые повторы придают особую музыкальность поэтическому тексту, они помогают нам услышать текст.)
— Я приготовила музыкальные инструменты. Давайте создадим свой оркестр и украсим стихотворение О.Фокиной.
1)Показать инструменты и их возможности, распределить по частям стихотворения.
2)Чтение текста с использованием инструментов.
Промежуточный вывод. Прочтите пословицу, выписанную из книги И.Д. Полуянова «Месяцеслов»: «Апрельские лучи землю будят». И вы сейчас своим исполнением озвучили весну, показали ее движение.
К тому же апрель снегогоном у нас величают. Почему?(Мы услышали звук воды в стихотворении.) И в этом вам помогла О.Фокина, она увидела и передала в своем стихотворении изменения в природе. И мы их увидели, услышали музыку весны, звук тающего снега и бегущей воды.
10. УЛ. Завершается весна маем — месяцем. После ледохода в первой декаде месяца земля солнцем жарким прогревается. Май — травень— теплую землю в зелень убирает, лес наряжает, лето в гости ожидает. (обратить внимание на доску, где записана пословица из книги Полуянова «Месяцеслов».) Послушайте, как об этом пишет О.Фокина.
Разрумянился май:
Шапку, шубу – сымай!
После вьюги вчера
Вдруг сегодня — жара.
Не по дням – по часам!
Хлынул сок по усам,
И зеленый пожар
По лесам побежал.
На черемуху цвет,
Как разбойник, напал!
Ароматов – букет!
Птичья гомона – шквал!
Медуницы у ив –
Утопают в меду!
И весенний разлив
Широко на виду.
На буграх золотых
Мать – и – мачеха вспых!
Ветер к дубу ветлу
Клонит- ствол ко стволу.
И привету- привет!
И вопросу – ответ!
— Давайте посмотрим, как создается картина природы в этом стихотворении.
Какие изобразительно-выразительные средства помогают нам? Найдите их в капельке. Перечислите и дайте их определения:
Эпитет – определение при слове, влияющее на его выразительность, отражающие неповторимые признаки предмета, прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Выражается преимущественно именем прилагательным.
Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Сравнение — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. В сравнении есть союзы «как, что, словно, будто».
Капелька изобразительно-выразительных средств
Э Е И Н Л И П И Т Е О Ц А М Е Р Е Р Е Т О В Т О Т С В Н И Е Ф А Р А Е Н
— Давайте найдем эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в
стихотворении «Разрумянился май».
— Какую роль играют найденные нами изобразительно-выразительные средства в стихотворении О.Фокиной? (Помогают услышать, увидеть, почувствовать весну, радостную, восторженную, с пением птиц, журчанием воды, шумом весеннего разлива. Весна в стихотворении О.Фокиной ликует.)
11. УМ. Ребята, представьте себя композиторами и сочините музыку, которая передала бы настроение стихотворения «Разрумянился май». Пусть музыка зазвучит внутри вас.
— Какой должна быть музыка по характеру? (Радостная, веселая, восторженная. Изобразительные возможности – передает пение птиц, журчание ручейков, шум весеннего разлива, общее ликование природы, ее праздник.)
— Вокальная она будет или инструментальная?
— Будет ли в вашей музыкальной пьесе солирующий инструмент?
— Полный или облегченный состав оркестра?
— В каком ладу (мажорном или минорном) будет звучать музыка, ее темп, мелодия?
— В каком характере песенном, танцевальном, маршевом?
— Взволнованная или спокойная, стремительная или созерцательная?
— Как отразится в вашей музыке содержание стихотворения О.Фокиной «Разрумянился май»?
— Молодцы! Давайте послушаем одно из самых светлых и радостных произведений С.Г.Рахманинова. В этой пьесе Рахманинов языком музыки нарисовал картину расцвета весны с ярким солнцем, голубым небом, бушующей листвой! И она во многом совпала с вашими музыкальными фантазиями. (Звучит музыка. Показываем слайды 22-54.)
12. Чтение сиквейнов о весне (индивидуальное домашнее задание).
13. Общий вывод и домашнее задание.
УЛ. Стихотворения и музыка — это голос души, исповедь сердца поэтессы О.Фокиной…
УМ. …и музыкантов Г.Свиридова и С.Рахманинова. В этом им помогла сама весна.
УЛ. Мы вам предлагаем также создать свою весну,…
УМ. …создать свой шедевр об этом прекрасном времени года.
УЛ. Вы можете написать сиквейн по теме урока, сочинить стихотворение о весне, написать сочинение — миниатюру на тему «Звуки весны», «Приметы весны»,…
УМ. …а также нарисовать иллюстрацию к стихотворениям О.Фокиной и пьесам Г.Свиридова и С.Рахманинова.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Фокина О.А.Памятка: Стихи и поэма. – Архангельск; Вологда: Сев.- зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1983.
2.Полуянов И. Д. Месяцеслов. – Архангельск; Вологда: Сев.- зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1983.
3.https://www.audiopoisk.com/track (произведения Г. В. Свиридова «Весна», «Весенние воды» С. В. Рахманинова, «Шелест весны» Синдинга).
4.https://www.booksite.ru/fokina/main/photo.htm (фотография О.Фокиной).
5. https://www.shqiplive.net/georgi-sviridov.html ( фотография Г. Свиридова),
https://turtleland.livejournal.com/16084.html — (портрет С. Рахманинова).
6. https://www.diary.ru/~superblog1/p156999815.htm; https://detirisuyut.ru/dihanie-vesni.html; https://2012.comcouponcode.com/kartiny-hudojnikov-mira-foto-kartinki.html; https://www.liveinternet.ru/users/ludiko/post156298080/; https://www.xrest.ru/original/33272/ (репродукции картин о весне).