Конспект мастерской построения знаний по литературе в 5 классе «Детский «остров» Саши Черного»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А. М. Горького »

Города Воткинска Удмуртской Республики








Конспект мастерской построения знаний

по литературе
в 5 классе

«Детский «остров» Саши Черного»












подготовила

учитель русского языка и литературы

Наумова Татьяна Рудольфовна







г. Воткинск

2011

Детский «остров» Саши Черного

(мастерская построения знаний для учащихся 5 – 6 классов)


  1. Саморегуляция.


Присядьте поудобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в мир внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела, начиная от ступней и заканчивая макушкой.

Успокой все внутренние органы своего тела, скажите: «Мне легко и спокойно». Вспомните свое детство.

Где ПРОХОДИТ (проходило) Ваше детство?

Какого оно цвета?

Как оно выглядит?


Нарисуйте (изобразите схематично) Ваше детство.



  1. Социализация (участники мастерской рассказывают о своем

детстве: его цвет, место, как выглядит)

  1. А теперь скажите, что вы представляете, когда звучит слово «остров»? (называются ассоциации, учитель записывает их на доске) Должно прозвучать слово исследователь острова, если не звучит, учитель подводит к этому моменту учеников.


  1. Кого можно назвать исследователем? Кто этот человек? Чем он интересен? (Работа в группе).



  1. Социализация – представители групп отвечают на поставленные вопросы.


  1. Человек очень любознателен. Он исследовал почти все на Земле. Он исследовал даже детство. Об одном из таких исследователей мы сегодня с вами и поведем разговор. Мы о нем пока ничего не знаем, но можем многое сказать. Посмотрите на портрет этого человека. Это Саша Черный. Кто слышал о нем? Рассмотрите хорошо портрет. Какой Саша Черный? (напишите свои размышления на листочках, где-нибудь около острова.) Приложения 2 и 3.

  2. Социализация.


  1. Совпали ли ваши размышления о Саше Черном с вашими ассоциациями к слову исследователь?

  2. Итак, мы сегодня говорим об истинном исследователе детства – Саше Черном. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни. Таким ли как выглядит на портрете, Таким ли, как вы его представили? Вам предложено некоторые материалы с воспоминаниями о поэте. Поработайте с ними: запишите около острова то, что вам больше всего понравилось, запомнилось, о чем хочется говорить…


  1. Социализация.


  1. А теперь можно ответить на вопрос: «Почему у Саши Черного был «остров» детства?»


  1. Именно так, «Детский остров», называется одна из книг этого самого мудрого «ребенка». И сейчас пришло время стать исследователями нам. Мы познакомимся с некоторыми стихотворениями из этой книги. Но просто так эти стихи читать нельзя – их нужно читать, прислушиваясь и вслушиваясь в их звуки. Попробуйте это сделать. Попробуйте услышать музыку поэта. Из каких звуков она состоит? (работаем на листочках, записи делаем около острова)


  1. Социализация.


  1. Попробуем ответить еще на один интересный вопрос: « О чем стихи Саши Черного?» (работаем на листочках, записи делаем около острова) Должно получиться три темы : природа, дети, игрушки. Приложение 4.


  1. Социализация.


  1. Саша Черный писал свои стихи не только для того, чтобы развлекать своих маленьких и больших коллег. Он хотел еще и многому научить нас с вами. У него есть другая книга, она называется «Живая азбука», но каждое стихотворение «детского острова» тоже можно назвать азбукой – каждое из них чему-нибудь учит. Давайте попробуем увидеть, какая тайна заложена в стихотворении «Про Катюшу». Приложение 1.

Про Катюшу

На дворе мороз, В поле плачут волки. Снег крыльцо занес, Выбелил все елки…

В комнате тепло, Печь горит алмазом, И луна в стекло Смотрит круглым глазом.

Катя- Катенька — Катюшка

Уложила спать игрушки.

Куклу безволосую.

Собачку безносую.

Лошадку безногую

И коровку безрогую —

Всех в комок,

В старый мамин чулок

С дыркой,

Чтоб можно было дышать.

«Извольте спать!

А я займусь стиркой…»

Ан, сколько пены!

Забрызганы стены.

Тазик пищит,

Вода болтается,

Катюша пыхтит,

Табурет качается…

Красные лапки

Полощут тряпки.

Над водою мыльной

Выжимают сильно-пресильно

И в воду снова!

Готово!

От окна до самой печки,

Словно белые овечки,

На веревочках висят

Вряд:

Лошадиная жилетка,

Мишкина салфетка,

Собачьи чулочки,

Куклины сорочки,

Пеленка

Куклиного ребенка,

Коровьи штанишки

И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,

Сидит на полу растопыркой:

Что бы еще предпринять?

К кошке залезть под кровать.

Забросить за печку заслонку

Иль мишку подстричь под гребенку?…


Участники должны увидеть, что на основе этого стихотворения, можно говорить о частях речи.



  1. С. Черный учил детей азбуке не только в прямом смысле этого слова, но и азбуке чувств. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение. Какое это стихотворение? Каким вы увидели теперь поэта? Запишите на ваших листочках.






НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

(Рассказ в стихах)

Вдруг ни с того ни с сего,—

Быть может, дождь навеял плеском?

Уходят в прошлое глаза:

Синеет даль горячим леском,

Белеет домик в переулке,

За бузиной в заборе — лаз…

Зажжем фонарь воспоминаний

И в добрый час начнем рассказ.

Когда-то в мирной Белой Церкви

Привольно в детстве нам жилось.

За огородом зрел крыжовник

И вдоль плетня плескалась Рось…

Я старший был.

Два младших брата

При мне образовали штаб.

Мы собирались у беседки,

Где зеленел почтенный граб.

Стреляли дробью из рогаток

В толстушек прачек на плоту

И, вихрем проносясь по саду,

Хрущей ловили на лету.

На погребе, обросшем травкой,

Жевали мы вишневый клей.

Над валом в зреющих черешнях

Кричали сойки все наглей.

Порой соседская свинья

Врывалась в сад галопом прытким,

Ее, смыкая гибкий фронт,

Мы гнали с трех сторон к калитке,

И, защемленная, она

Визжала, словно бес из ада…

Я дул ее прутом с хвоста,

А братья, так сказать, с фасада.

И вот однажды в шалый час

Мы нашалили слишком круто…

К крыльцу подъехал водовоз,

Вода струей сверкнула гнутой.

Расставив грузно сапоги,

Поплелся с ведрами он в сени.

Зевнула кляча.

Ишь, старик…

Расселся у кухарки Фени.

Ну что ж…

Соседи подождут.

Кряхтят, бубнят.

Чаек да булки.

А мы, подкравшись к бочке, вмиг

Бечевку привязали к втулке.

Другой конец к кольцу дверей

Втроем мы прикрутили туго,

Стремглав удрали за забор

И стали ждать, давя друг друга.

Дождались! Потянул старик,

Дверь поддалась — и втулка к черту!

Вода серебряным жгутом

Плеснула боком по ботфорту,

Каскадом хлещет по камням,

Галдят индюшки шумным вечем,

Старик кричит, вода гремит,—

Заткнуть, увы,— конечно, нечем!

Кудахчет Феня из окна,

А нам забава: в бочке пусто…

Злой водовоз толкнул ведро,

Ругнулся медленно и густо

И с жалобой пошел к отцу.

Мы — «паничи» — совсем завяли,—

Продрались сквозь кусты в камыш

И там до ужина дрожали.

О, нудный холод в животе

Перед расплатой роковою!

Не ночевать же в камышах,—

Пришли с повинной головою…

На подоконнике отец

Крошил табак ножом садовым.

Мы у порога стали в ряд,

Пылая заревом багровым.

Все наши старые грехи

Он перечислил для проформы…

Последний тяжкий грех, увы,

Был выше нашей летней нормы.

«Ты старший!—

Я взглянул на печь.—

Ты б должен им служить примером».

Часы стенные в такт словам

Зловещим щелкали размером.

Был суд и справедлив и прост:

Шесть порционных лоз меньшому,

Двенадцать — среднему. А мне…

Мне полных двадцать, как «большому».

Отец табак свой докрошил,

Вздохнул, одернул вниз жилетку

И, потянувшись из окна,

Сорвал ореховую ветку.

Он начал с младшего. Ей-ей,—

Малыш держал себя спартанцем.

Между коленями отца

Лишь уши налились румянцем…

Удары были, видит Бог,

Не полновесны и гуманны.

Ни звука брат не проронил

И только теребил карманы.


18. Социализация.


19. Уважаемые исследователи. Мы сегодня многое узнали о нашем коллеге: о взрослом, мудром, смешном и нелепом «ребенке» Саше Черном. Давайте попробуем соединить то, что мы с вами нашли. И попробуем доказать, что мы истинные его коллеги – мы поэты. Попробуем написать синквейн (пятистишие)


20. Рефлексия. Что вас сегодня особенно взволновало? Ваше состояние во время работы?





Синквен – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.


Первая строка: заявляется тема или предмет (обычно одно существительное)

Вторая строка: дается описание предмета (два прилагательных или причастия)

Третья строка: (характеризуется действие предмета (три глагола)

Четвертая строка: приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету

Пятая строка: синоним к первой строке (одно слово), обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.


Детство.

Счастливое, веселое…

Дерзает, думает, шалят…

Куда уходит детство?

Начало.














Использованные Интернет-ресурсы:


https://fishka-info.ru/news/potaennaja_biografija_sashi_chernogo/2010-10-12-940


https://az.lib.ru/c/chernyj_s/text_0020.shtml






Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе и 3 спец. класс «Весна»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: