Грищенко Наталья Петровна
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», город Троицк, Челябинской области
Учитель русского языка и чтения
Конспект урока по произведению А.П.Чехова «Хамелеон»
Цели и задачи: формирование умения анализировать читаемый текст;
Создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;
Формирование умений раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей.
Оборудование: АРМ со слайдами к уроку, учебник чтения для 7 класса, карточки для индивидуальной работы.
Оргмомент. Психологический настрой на работу.
Звучит спокойная музыка.
— Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное.
Потому что на уроке литературного чтения мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке.
Слайд 1
Это Антон Павлович Чехов
«В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо,
и одежда,
и душа,
и мысли».
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
И всю свою недолгую жизнь А.П.Чехов посвятил врачеванию души и тела человеческого.
Приглашение к разговору.
Чехов мог лечить физические болезни тела. Почему?
(Он был врачом)
— Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Каким образом лечил болезни духа, души?
— Своими произведениями.
Мастером каких произведений был А.П.Чехов?
— коротких рассказов.
— Как об этом он говорил?
— Краткость – сестра таланта.
— Какие по стилю были его рассказы?
— карточка: юмористические и сатирические.
— уточните, чем различаются юмористические и сатирические рассказы
Что в каждом из них присутствует?
— С содержанием какого рассказа А.П.Чехова мы познакомились?
— это рассказ «Хамелеон»
— Сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П.Чехова на персонажей, героев рассказа «Хамелеон».
Если мы будем смотреть на героев «глазами врача», то возможно в их поведении скрывается болезнь.
— Мы должны разобраться в одной истории болезни.
Сегодня вы главные ассистенты – помощники у великого врачевателя человеческой души А.П.Чехова.
В нашем распоряжении
Слайд 2
А.П.Чехов «Хамелеон» (история болезни)
История болезни – рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Он у вас на столе.
— Если есть история болезни, то есть и больной, и болезнь.
Порассуждаем:
Слайд 3
Как лечить болезнь? (дети отвечают последовательно)
Определить её симптомы (признаки).
Поставить диагноз.
Выписать рецепт с наименованием лекарства.
Так давайте вместе с писателем приступим к врачеванию души человеческой.
Характеристика персонажей.
— Назовите всех тех, кто попал в нашу историю. (персонажи)
Слайд: 4
Очумелов
Хрюкин
Елдырин
Прохор
Толпа
— Если мы лечим болезнь, то кто эти люди в ней?
Карточка: ПАЦИЕНТЫ
Дайте конкретные признаки им.
Учащиеся называют. Слайд (продолжение)
надзиратель
Золотых дел мастер
Городовой
Генеральский повар
Толпа
Кратко обрисуйте историю, в которой оказались герои. (учащиеся рассказывают)
— Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади.
Она отражается на состоянии каждого героя.
Слайд 5
Симптомы болезни.
Кардиограмма.
Вот здесь отражено состояние одного героя? Как называется этот график?
Карточка: КАРДИОГРАММА
— посмотрите на кардиограмму. Кому она может принадлежать?
У кого такие перепады в состоянии?
— у надзирателя Очумелова.
Работа по группам.
группа Давайте проследим за состоянием Очумелова.
Работаем с историей болезни.
1.- Прочитать как принимает Очумелов «Законное» решение – собаку истребить как бродячий скот. Стр. 137 исключить слова автора.
2. Голос из толпы — собака берётся под защиту как генеральская.
3. Сомнения городового Елдырина – собаку истребить. Хрюкин –пострадавший.
4. Новое сомнение городового: «собака –тварь нежная. Хрюкин – «свинья»
5. Появление генеральского повара – собака бродячая – истребить.
6. Размышление Прохора – собачонка «ничего себе», а Хрюкину: «Я ещё доберусь до тебя! »
группа. Индивидуальная работа по карточкам. Вставить пропущенное слово в предложение, взятое из текста.
В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера ……… .
Что можно сказать про состояние Очумелова?
Ученик : (карточка) Семь пятниц на неделе.
поясняет это крылатое выражение (предварительная подготовка дома)
Задание : Какую фразу Очумелова можно заменить этим крылатым выражением? «Покажу я тебе, где раки зимуют!»
Вы пронаблюдали за состоянием Очумелова.
Каковы же симптомы признаки болезни Очумелова.?
Слайд 6
Симптомы болезни.
Бросает то в жар, то в холод.
Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого).
Правда и справедливость не имеют никакого значения.
Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.
По выявленным признакам болезни попробуем определить диагноз.
Слайд 7
Ставим диагноз
Выскажите свои предположения. (дети говорят)
Слайд 7
ХАМЕЛЕОНСТВО
А почему ХАМЕЛЕОНСТВО?
С каким словом связано значение?
Вспомним значение слова ХАМЕЛЕОН
Слайд 8
Картинки ящериц
Как ящерицы хамелеоны приспосабливаются к окружающей среде?
Слабые отвечают по картинкам.
Слайд 9
Хамелеон -Ящерица меняет цвет кожи в зависимости от того, где находится.
2. Человек, меняющий свои взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств; человек-флюгер, куда подует ветер, туда он и поворачивается.
Одинок ли Очумелов в своей болезни?
Каков диагноз болезни Хрюкина? Докажите.
( Тон его голоса то требовательный, то заискивающий.пытается извлечь выгоду даже из укуса собаки показывает гордо свой палец)
А что вы скажете об окружающих?
Как ведёт себя толпа?
Слайд 10
Картинка стр.137 и картина Герасимова
— сравнить иллюстрации.
— Прочитайте, как появляется на базарной площади толпа? И её поведение.
— Прочитайте о поведении толпы на второй иллюстрации.
Карточка: Сначала – сочувствуют
Потом — смеются
Как же лечить болезнь? Выписал ли доктор Чехов рецепт, прописал ли лекарства, с помощью которых герои могли бы излечиться?
Как предлагает лечить болезнь?
Карточка Осуждать, высмеивать хамелеонство.
— что делать, если обнаружишь признаки этой болезни в себе?
(ответы)
Доктор Чехов советует всем нам:
музыка
Слайд 11
«Убить» хамелеона!
«выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Писатель советует:
Хором читают
Слайд 12
НЕ БЫТЬ ПОДХАЛИМОМ, УГОДНИКОМ, ЛЬСТЕЦОМ.
УВАЖАТЬ В СЕБЕ
ЛИЧНОСТЬ!
Рефлексия. Задайте себе вопросы:
Полезен ли для меня был урок?
Что для меня было полезное?
Что я интересного узнал?