Конспект открытого урока по литературе «Путешествие в страну Чукоккола»

ФИО автора материала: Филькова Ирина Юрьевна, учитель нач.классов, МОУ СОШ №25 с УИОП г.Орехово-Зуево МО



Тема: «Путешествие в страну Чукоккола».

Цели и задачи.

Образовательный аспект:

-познакомить первоклассников с творчеством К.И.Чуковского;

-формировать у детей навыки выразительного чтения.

Развивающий аспект:

-совершенствовать различные виды речевой деятельности;

-развивать интерес к художественной литературе.

Воспитательный аспект:

-воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора.

Оборудование: учебник «Русская Азбука», портрет писателя, выставка книг К.И.Чуковского, диафильм «Доктор Айболит».



























План урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение учителя.

3.Беседа с детьми о знакомых им произведениях.

4.Тема урока.

А)Город Загадайка

Б)Город Чистюль

В)Город Шиворот-Навыворот

Г)Город Пугалка

Д)Город Айболития

5.Итоги урока.





























1.Организационный момент.

2.Сообщение учителя.

(На доске портрет К.И.Чуковского и даты его жизни-1882-1969г).

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей обширной страны, и за ее рубежами…

Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки- громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого- маленького и большого- шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.

3.Беседа с детьми о знакомых им произведениях.

Учитель читает отрывки из произведений Чуковского, а учащиеся отгадывают названия этих произведений.

Вдруг из маленькой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой. (Мойдодыр).



Ох, и трудная эта работа-

Из болота тащить бегемота. (Телефон).



Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей! (Муха-Цокотуха).



Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами.

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями. (Бармалей).


4.Тема урока.

-Много ли вы знаете произведений Чуковского?

А)Сегодня мы с вами отправимся в страну Чукоккола, где познакомимся с другими произведениями автора. Но сначала давайте выберем вид сказочного транспорта, на котором мы отправимся в путь.

(Учитель показывает картинку ковра- самолета).

-Перед вами ковер-самолет. Ребята, все садитесь на ковер- самолет. Стоит нам сказать: «Ковер-самолет, возьми нас в полет!»- как мы сразу же взлетим.

Свежие документы:  Урок Литературы "МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»" 8 класс

-Быстро летит наш ковер-самолет. Ребята, мы приземлились в городе, который называется Загадайка. Как вы думаете, почему он так называется?

-Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки.

(Выходят ребята и по очереди загадывают загадки, выученные заранее).

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж).



Хожу- брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа).



Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец-глупца, баран-барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну- обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало).



Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива).



В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет- у нас работа:

Топать-шлепать по болотам. (Галоши).



Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник).



В деревянном домике

Проживают гномики,

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (Спички).

Б)Физкультминутка.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер- самолет и отправляемся в город Чистюль. В каких произведениях автор призывает быть чистоплотным, аккуратным и опрятным? (Мойдодыр).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Чуковского «Федорино горе».

(Учащиеся открывают учебник. Учитель начинает читать, дети продолжают читать «цепочкой»).

Вопросы по содержанию, выборочное чтение:

Почему взбунтовалась посуда?

Прочитайте отрывок о кочерге. Почему она не идет, а скачет?

Какие слова-действия (глаголы) показывают движение посуды?

Почему эта история закончилась для Федоры благополучно?

В)-Мы летим дальше, наш путь лежит в город Шиворот-Навыворот. В каких произведениях можно встретить ситуации, где все наоборот?

(«Путаница», «Чудо-дерево»).

-Кто стал …

мяукать (свинки),

хрюкать (кошечки),

квакать (уточки),

крякать (курочки).

-Что росло на чудо-дереве? (Обувь).

-Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?

(Мура посадила в огороде туфельку, чтобы у нее выросло чудо-дерево).

Г)Физкультминутка.

-Следующая остановка в городе Пугалка. Чуковский веселил детей не только путаницей, но и «страшными» историями. Какие «страшные» истории вы знаете?

(«Тараканище», «Бармалей», «Крокодил»).

Учитель читает отрывки из этих стихотворений.

-Почему «страшные» истории вызывают у вас улыбку?

-Так какие же это истории- страшные или смешные?

Д)-Наш путь лежит в город Айболития. Сказку «Доктор Айболит» Корней Иванович сочинил не сам, а позаимствовал сюжет у английской сказки, перевел ее, дополнил, обработал так, чтобы мы с вами могли ее понять и прочесть. Сейчас мы увидим первую главу из «Доктора Айболита».

Свежие документы:  УРОК русской литературы в 11 классе «Не стоит село без праведника»: героиня рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор»

(Учащиеся смотрят отрывок фильма «Доктор Айболит»).

-Если вы захотите узнать, что же произошло дальше, то прочитайте сказку, а книга есть на выставке. Когда вы подрастете, прочитаете интересную повесть К.И.Чуковского «Серебряный герб».

5.Итог урока.

-Мы закончили свое путешествие по городам Чукокколы и познакомились с несколькими произведениями К.И.Чуковского.

-Какое у вас было сегодня настроение? Почему?

-Почему до сих пор взрослые и дети любят и читают произведения Чуковского?



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: