МБОУ гимназия №1 г.Лебедянь Липецкой области
Конспект
открытого урока
по литературному чтению во 2 – б классе
Тема: «Кукушка (ненецкая народная сказка)».
УМК «Планета знаний»
Подготовил:
учитель начальных классов
Шушунова Ольга Михайловна
2014г.
Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.
Планируемые результаты:
Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Игра “Угадай”.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)
III. Сообщение темы урока.
– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
(Слайд 2)Аудиозапись голоса птицы.
– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
(Слайд 3)
IV. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 20, 21, 22, 23)
– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.
4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись.
(Слайды 24, 25, 26, 27) Обмен впечатлениями.
— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
VI. Физкультминутка
VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.
— Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними? Найдите в тексте строки, рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (Не слушались, не помогали, не шли за водой.)
— Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети? (Беззаботными, злыми, глупыми.)
— Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?
— Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)
VIII. Первичное закрепление.
— Почему мать превратилась в кукушку?
— Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?
IX. Самостоятельная работа
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 28)
– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
XII. Домашнее задание. (Слайд 29)
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”