УМК «Школа России».
Конспект рабочего урока по литературному чтению во 2 классе «Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа»».
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.
Задачи:
Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного;
Развивающие: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;
Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу.
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные — умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе
(Лидера, исполнителя, критика).
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока
Мотивация.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по творчеству Николая Носова.
— В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?
— Ребята, разделитесь на четыре группы и выполните задание «Восстанови последовательность событий».
(Произведение Н. Носова разделено на 4 части. Каждую часть разрезали на 3 части).
1 группа (до слов «- Нам не страшен серый волк!»);
2 группа (до слов «- И я,- говорю,- нет. Я даже себя не вижу.»);
3 группа (до слов «- Я,- говорит,- испугалась. Ты меня испугал.»);
4 группа (до конца.).
(С каждой группы выходит представитель и пересказывает получившийся отрывок).
Создание проблемной ситуации.
Мы продолжаем путешествие по произведениям Н.Носова. Наше путешествие привело нас к загадкам (из конверта, прикрепленного к доске, учитель достает загадку про котенка).
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
Вопросы учителя:
— О ком загадка?
— Назовите повадки кошек?
— Ребята, а вы любите кошек? Почему я вам показала картину про кошку? Как думаете?
IV. Целеполагание. Формулировка темы урока.
— Молодцы! Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.
V. Новая тема.
(На экране иллюстрация из произведения. Учитель включает звукозапись, дети прогнозируют развития сюжета. В ходе слушания учитель делает остановку, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)
Чтение с остановками:
1 остановка: «Он как подпрыгнет- и уцепился когтями за шляпу.»
— Что будет делать дальше Васька?
— А кто думает по-другому?
— А ты как считаешь?
2 остановка: «Он подошел, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:»
— Почему Володя закричал?
— А ты как думаешь?
— А что еще могло произойти?
— Почему дети так испугались?
— Что страшного мог увидеть Володя?
3 остановка: «Шляпа как подскочит кверху»
— Как вы считаете, почему подскочила шляпа?
— Что мог увидеть Вадик под шляпой?
4 остановка: «до конца»
— Почему шляпа оказалась «живой»?
— Ваши предположения оправдались?
— Какие? (Некоторые дети угадали, а кто-то нет)
VI. Физминутка.
Сейчас у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
VII. Первичное закрепление.
— Совпали ваши прогнозы или нет? (Во многих случаях прогнозы совпадали, иногда – нет.)
— Назови главных героев рассказа?
— Как меняется их настроение на протяжении всего рассказа?
VIII. Работа по учебнику. Самостоятельная работа (по карточкам).
Откройте учебник на странице 60, прочитайте рассказ и выполните задание по карточкам.
(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).
Авторские слова | |
Увлечение | А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
Испуг | Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: — Ай! — и прыг на диван. |
Страх | -Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
Радость | Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? |
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
IX. Взаимопроверка.
Один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание.
X.. Подведение итогов урока.
На доске даны пословицы:
Пуганая ворона и куста боится.
У страха глаза велики.
Робкого и тень страшит.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу ему идет.
— Соотнесите пословицу с текстом рассказа. Какая пословица могла бы стать заголовком произведения?
— Почему вы так считаете?
Запишите в рабочую тетрадь.
Дома еще раз прочитайте рассказ и ответьте на вопросы в конце произведения.
XI. Рефлексия.
— Наше путешествие подошло к концу.
— Покажите с каким настроением вы сегодня заканчиваете урок?
— Прикрепите свой смайлик к доске.