Конспект урока чтения и развития речи 7 класс «Максим Горький. Биография»

Государственное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение Школа-интернат №10

г. Белогорск











Конспект

урока чтения и развития речи

7 класс



Тема: «Максим Горький. Биография».











Материал подготовлен:

Говыжа Екатерина Юрьевна, учитель






Тема: Максим Горький.

Цель: знакомство с биографией и творчеством Максима Горького.

Задачи:

а) Образовательные: сформировать представление о детстве М.Горького и связанных с ним особенностях творчества; познакомить с понятием «псевдоним».

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) путем анализа биографических сведений, рассматривания портрета; развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.

в) Воспитательные: воспитывать умение сочувствовать, чувство гуманного отношения к людям.

Оборудование: учебник, портрет М.Горького, выставка книг.


План урока


I. Орг.момент (2-3 мин)

II. Артикуляционная гимнастика (1-2 мин)

III. Проверка домашнего задания (3-4 мин)

IV. Подготовка к восприятию текста (10-15 мин)

V. Физкультурная минутка (1-2 мин)

VI. Первичное восприятие и анализ текста (10-12 мин)

VII. Домашнее задание (1-2 мин)

VIII. Итог урока (4 мин)














Ход урока


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

— Садитесь.


II. Артикуля-ционная гим-настика

Жу-жу-жу – над цветами я кружу.

Ете-ете-ете – мы летим в ракете.

Ул-ул-ул – ветер с моря дул.

Ицу-ицу-ицу – мы заметили лисицу.

Да-да-да – друг поможет мне всегда.

Шу-шу-шу – сижу тихо, не шуршу.


III. Проверка домашнего задания

— Какое произведение изучали на предыдущих уроках?

— Кто автор?

— О чем писал автор?

(О ком? Где жили дети? Почему они жили в подземелье?)

— Как относится Короленко к таким беспризорным, голодным, нищим детям?


— Нравится Короленко, что дети живут в таких условиях?

— Против чего выступает Короленко в своем произведении?

— Верно. Владимир Галактионович Короленко выступал против бедности, нищеты, голодающих детей, потому что не должно быть такого. Разве могут дети жить в таких тяжелых условиях?


«Дети подземелья».

В.Г. Короленко.

О бедности, нищете.




Жалеет, сочувствует.



Нет.

Против бедности, нищеты.





Нет.

IV. Подготовка к восприятию текста




а) Рассматривание портрета

















б) Рассказ учителя

— Эту же тему тяжелого, трудного детства поднимает в своих произведениях замечательный русский писатель Максим Горький.

Запись на доске темы урока и периода жизни.

— Вспомните, что такое портрет?


— Сейчас я предлагаю вам посмотреть на портрет Максима Горького, который написал художник Исаак Бродский.

— Понравился вам портрет?

— Чем именно понравился?

— Кто изображен на картине И.Бродского?

— Какое лицо?


— Обратите внимание на взгляд. Какой он?


— Что еще в его лице указывает на то, что это серьезный, думающий человек?


— Верно. Рассмотрите, во что одет М.Горький?

— Посмотрите, ворот рубашки расстегнут, вся одежда очень простая. О чем это говорит? Максим Горький – человек дворянской крови или человек из народа?

— А сейчас я расскажу вам об одном мальчике. Хотите?

— Мальчик Алеша Пешков родился в 1868 году в г.Нижнем Новгороде. Его мать – Варвара Васильевна. После смерти своего мужа, это папа Алёши, она возвращается в семью своего отца — красильщика Василия Васильевича Каширина. Красильщик – это профессия. Что делал дед Алёши? (Он был владельцем красильной мастерской. Он и его работники красили кожу в разные цвета, а затем продавали.)

— Дед Алеши в семье самый главный, он – глава семьи. Человек он мрачный, несдержанный, неласковый.

— Вскоре после возвращения к деду, умирает мама Алеши. Он остаётся круглой сиротой. В семье кроме Алеши еще есть дети, его двоюродные братья. Но в доме все равно невесело. Все живущие в доме враждуют друг с другом, часто ссорятся, дерутся, а еще балуются и проказничают, как и вы можете. Поэтому каждую субботу их жестоко наказывают, порют розгами – длинными тонкими мокрыми прутьями. Оттого, что розги были мокрые, порка была еще больнее.

— Единственным светлым человеком во всём его окружении была бабушка Акулина Ивановна, невероятной доброты и теплоты женщина. Умная, терпеливо сносящая издевательства деда Каширина, она была поддержкой для Алеши, она была для него и матерью, и нянькой, и другом. Бабушка рассказывала Алёше интересные сказки, истории.

— В 1879 году, когда Алёше исполняется 11 лет, дед разоряется, поэтому решает, что мальчик может и должен теперь жить самостоятельно и отправляет внука «в люди».

— Что значит «в люди»? т.е. жить и работать на чужих людей.

— Сколько лет было Алеше, когда дед решил отправить его «в люди»? А вам сколько? Представляете как такому маленькому мальчику, еще младше вас, пришлось заботиться о себе самому, работать и жить самостоятельно!

— Мальчик работает на посылках в обувном магазине, грузчиком, моет посуду на пароходе, расписывает иконы.

— Но, несмотря на свою тяжёлую, сложную жизнь, жизнь в бедности, он мечтает об образовании, хочет поступить в университет. Но, не имея ни денег для этого, ни знаний, Алёша занимается самообразованием (сам себя учит, для этого он читает много книг). Позже, когда он станет взрослым, он скажет: «Всем хорошим в себе я обязан книгам».

— Прошло много лет, и Алёша Пешков стал русским писателем Максимом Горьким.

— Странно, да? Как так получилось? Два имени у человека, разве такое бывает?

— Оказывается, если человек хочет, он может взять себе псевдоним.

Чтение слова «псев-до-ним» хором по слогам на доске.

— Что же такое псевдоним? Это новая фамилия, которую выбирает себе писатель или артист. Так и получилось, что Алексей Пешков стал называть себя Максимом Горьким.

— Почему же именно такая фамилия?

О своем горьком детстве, нелегкой судьбе он и рассказал во многих своих произведениях. У нас есть выставка книг, которые он написал. Прочитаем их названия.

— Самой большой его работой стала трилогия – три повести, которые рассказывают обо всей жизни Максима Горького.

— Запишите, названия этих повестей: «Детство», «В людях», «Мои университеты».


Изображение человека.





Мужчина.

Мужественное, серьезное.

Задумчивый, напряженный.

Морщины на лбу; брови, сведенные на переносице.

Шляпа, плащ, рубашка, галстук.


Максим Горький – человек из народа.
































































Нет.





Записывают в тетради: «Псевдоним – новая выдуманная фамилия писателя или артиста».

Потому что жизнь его была тяжелой, горькой. Много ему пришлось пережить в своей жизни.





Записывают.

V. Физкультурная минутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шерстку моет, щечки трет,

Убирает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.


VI. Первичное восприятие и анализ текста

— Сегодня мы с вами начнем читать повесть «Детство».

Чтение по абзацам с анализом каждого.


VII. Домашнее задание

с. 168-171 прочитать

с. 170, с. 171 ответить на вопросы


VIII. Итог урока

— Кто автор повести, которую мы начали читать?

— Это его настоящее имя?

— Как же настоящее имя Максима Горького?

— Почему именно такой псевдоним выбрал себе Алексей Пешков?

— Какие еще произведения написал Максим Горький?

Выставление оценок.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Судьба человека" (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: