МКС (К) ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Проект урока чтения и развития речи
в 4 классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида.
Тема урока
А.Барков « Пожарник Карл»
Выполнила Юрова Л.В.
учитель начальных классов
МКС (К) ОУ «Ветлужская
специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида»
Тема урока: А. Барков «Пожарник Карл».
Цель урока: продолжить работу над содержанием рассказа и пониманием прочитанного.
Задачи урока: образовательные – учить выделять части рассказа, передавать содержание прочитанного, вырабатывать навык беглого правильного чтения;
Коррекционно – развивающие – коррекция и развитие связной устной речи, коррекция внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза;
Воспитательные – воспитывать желание любить всё живое, помогать слабым и беззащитным животным (птицам).
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: учебник чтения для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева.
Карточки с названиями частей рассказа, предметы для дидактической игры ( промокательная бумага, обрывки меха, газета, вата), компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока.
1.Организация детей на урок.
2.Речевая гимнастика.
3.Проверка домашнего задания.
4.Сообщение темы урока.
5.Гимнастика для глаз.
6.Работа над содержанием 3 части рассказа.
7.Физкультминутка.
8.Работа над содержанием 4 части рассказа.
9.Работа над содержанием 5 части рассказа.
10.Закрепление изученного.
11.Домашнее задание.
12.Итог урока.
Ход урока
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |
1.Орг.момент. | Настрой на урок в стихотворной форме. | Проговаривают стихотворение, выполняют упражнения. |
2.Речевая гимнастика. | Инструктаж по выполнению задания. | Четко и правильно стараются проговорить чистоговорки и скороговорки, хором и индивидуально.
|
3.Проверка домашнего задания. | Постановка проблемного вопроса. Фронтальный опрос. Контроль. Словесная оценка. | Ответы детей. Выборочное чтение нужных отрывков. |
4. Сообщение темы урока. | Сообщение темы, целей и задач урока. | Слушают. |
5. Гимнастика для глаз. | Инструктаж. | Выполняют движения глазами. |
6. Работа над содержанием 3 части рассказа. | Словарная работа. Инструктаж по выполнению задания. Контроль. Словесная оценка. | Объясняют слова. Чтение по цепочке по предложению. Нахождение и чтение слов – действий галчонка, подбор к ним подходящих слов из текста. |
7. Физкультминутка. | Инструктаж. | Выполнение действий. |
8. работа над содержанием 4 части. | Инструктаж по выполнению задания. Проблемный вопрос. Проведение дидактической игры. Словесная оценка. | Самостоятельное выделение и чтение 4 части рассказа. Ответы на вопросы. Выбор предметов в дидактической игре. |
9. Работа над содержанием 5 части рассказа. | Инструктаж по выполнению задания. Контроль. Словесная оценка. | Хоровое чтение 5 части. Составление по памяти 5 части по предложению. Самоконтроль. |
10. Закрепление изученного. | Постановка вопросов по содержанию. Чтение начала предложений. Контроль. Словесная оценка. | Ответы детей. Дополнение предложений. Чтение предложений из разных частей рассказа, угадывание детьми из какой части предложение. |
11. Домашнее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают. |
12. Итог урока. | Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование. | Ответы на вопросы. Самооценка своей работы на уроке. |
|
|
|
Конспект урока.
Выполняют упражнения под руководством дежурного. | |
2.Речевая гимнастика. Слайд 2. — Начнём урок с речевой гимнастики. Говорим четко, правильно, хором. Бей – бей – бей – прилетел к нам воробей. Би – би — би – прилетели голуби. Бу – бу – бу – птицы сели на трубу. — Четко произносим скороговорку. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники горсть. Чёрная галка чернику склевала. | Хором проговаривают чистоговорки и скороговорки. Индивидуально – учащиеся с нарушениями произношения. |
3. Проверка домашнего задания. Слайд 3. — Выберите героя рассказа Баркова, который мы читали на прошлом уроке. — Проверка 1 части по вопросам. — Как звали галчонка? — Как у мальчика появился галчонок? — Мы рассказали по вопросам 1 часть. Выберите из карточек на парте название 1 части, работаем в парах. — Выберите название следующей части. — Откройте учебники, посмотрите на рисунок, прочитайте об этой забаве галчонка. — Расскажите, какие ещё забавы были у галчонка? | Учащиеся выбирают картинку галчонка.
Ответы детей.
Выбирают название 1 части «Галчонок поселился в доме».
Выборочное чтение.
Рассказы детей о забавах галчонка. |
4. Сообщение темы урока. — Сегодня ещё раз обратимся к тексту, будем учиться выделять следующие части рассказа, работать над чтением и содержанием этих частей. |
|
5.Гимнастика для глаз. Слайд 4. | Выполняют упражнение для глаз, следят глазами за движением птиц. |
6. Работа над содержанием 3 части. Слайд 5. — Выделите в парах название следующей части рассказа. а) Проведём словарную работу. — Как называется предмет для ношения двух ведер на плече, толстая изогнутая палка с крючками или выемками на концах. — Стены, рубленного деревянного сооружения, собранные из обработанных бревен. — Большое ведро. б) Чтение трудных слов по слогам, полностью, хором, индивидуально.
в) Чтение 3 части по предложению. г) Работа со словами – действиями. Слайд 6. — В этой части есть много слов – действий галчонка. Из первого абзаца я вам выбрала слова – действия, сейчас их прочитаем и дополним по смыслу подходящими словами из текста. — Из следующего абзаца найдите действия самостоятельно. |
Выбирают название 3 части «Карл ходит за водой».
Называют слова. Если испытывают затруднения, читают слово с доски, рассматривают картинку коромысла, сруба колодца, бадьи.
Читают слова по слогам, полностью, хором, индивидуально – учащиеся с нарушениями звукопроизношения. Читают по предложению, ученик называет следующего ученика, который будет читать далее. Читают с доски слова, дополняют словами из рассказа. Взмахнёт (крыльями), сядет (на коромысло), покачивается (на плече), нахохлится (птица, мигом). |
7. Физкультминутка. Слайд 7. — Немножко отдохнём. Выполним действия. Если показываю на экране птицу, выполняем хлопок над головой, если другое животное делаем приседание. |
Выполняют упражнение. |
8. Работа над содержанием 4 части. Слайд 8. — Выберите следующую часть. а) Самостоятельно найдите и прочитайте. б) — Выберите на экране предмет, где Карл устроил гнездо. в) — Проведем игру. У меня на столе разные предметы: вата, палочки, обрывки меха, газета, промокательная бумага, старые варежки, тряпки. — Выберите те предметы, которые Карл натаскал себе в шляпу. г) — Прочитайте, как вёл себя галчонок, когда кто-нибудь приближался к гнезду. |
Выбирают название «Гнездо Карла». Самостоятельно выделяют и читают эту часть. Выбирают среди картинок картинку соломенной шляпы.
Выбирают и называют предметы: обрывки меха, промокательную бумагу, варежки.
Выборочное чтение. |
9. Работа над содержанием 5 части. Слайд 9. — Как называется последняя часть рассказа? — Читаем эту часть хором. — Составим из предложений, которые у вас на парте эту часть по памяти. — Проверяем на экране. — Расскажите, почему галчонка прозвали Пожарником. |
Выбирают название «Карл Пожарник». Хоровое чтение. Составление предложениями 5 части по памяти. Самоконтроль. Ответы детей. |
10. Закрепление изученного. Слайд 10. — О ком читали рассказ? — Подберите слова, подходящие к галчонку, какой он? Докажите примерами из рассказа. -Как мальчик относился к галчонку? — Как мы можем помочь птицам? Слайд 11. — Проверим, как усвоили прочитанное. Я читаю начало предложения, а вы должны быстро найти предложение в учебнике и дочитать. — А теперь один из вас прочитает предложение из частей, которые мы читали на уроке, а вы должны назвать из какой части это предложение.
|
Ответ детей. Подбирают слова: забавный, умный, догадливый. Приводят примеры.
Предполагаемый ответ: спас галчонка, заботился, ухаживал за ним.
Находят и дочитывают предложение.
Ученик читает предложение, учащиеся называют, из какой оно части. |
11. Домашнее задание. — Домашнее задание читать и пересказать 3,4,5 части рассказа. |
|
12. Итог урока. — Кто может сказать о себе, что он работал на уроке активно, правильно отвечал, читал без ошибок? — Кто оценивает свою работу на 4, т.е. были неточные ответы, при чтении допускались незначительные ошибки. Выставление оценок. — Чему учились на уроке?
|
Оценивание детьми своей работы на уроке
Ответы детей.. |
Самоанализ урока.
Данный урок является вторым уроком по теме А.Барков «Пожарник Карл». На первом уроке шло знакомство с первой и второй частями данного рассказа. На этом уроке учащиеся знакомятся и работают над содержанием следующих трёх частей.
Целью урока является закрепление навыка беглого правильного чтения, работа над пониманием содержания. Тема урока соответствует программе специальной (коррекционной) школы, содержание учебного материала отвечает теме и задачам данного урока, доступно учащимся.
Форму урока составляют традиционные структурные компоненты.
Используется презентация. Организационный момент урока создаёт положительный настрой на урок, реализуется в стихотворной форме с выполнение детьми соответствующих упражнений. Речевая гимнастика способствует отработке произношения звуков, т.к. учащиеся коррекционной школы имеют нарушения звукопроизношения.
Проверка домашнего задания начинается с коррекционного упражнения с опорой на память. При проверке осуществляется контроль за речью учащихся, за правильным построением предложений, за последовательностью событий.
При работе над каждой новой частью используются различные виды чтения: чтение по предложению ( учащиеся сами называют следующего читающего, а не учитель), выборочное чтение, самостоятельное, хоровое, чтение «прятки» (учитель начинает читать предложение, дети находят в учебнике и дочитывают). Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.
На каждом этапе знакомства с новой частью рассказа проводится словарная работа, обогащается словарный запас. Осуществляется связь с уроками письма и развития речи при нахождении слов – действий. Проводится беседа о помощи человека слабым и беззащитным животным.
Используются приемы анализа и синтеза при выборе учащимися названий частей рассказа, нужных картинок и предметов, также ставятся проблемные вопросы и используются игровые приемы.
На уроке дети приучаются к самоконтролю через упражнение в составлении последней части с последующей проверкой.
Все этапы урока связаны между собой. Физкультминутка и упражнение для глаз также связаны с темой урока и использовались для поддержания здоровья учащихся.
Задания подобраны соответственно возрасту и способствуют, поставленным задачам. На достижение задач работает разнообразие форм, методов, приемов и заданий.
Используемая литература
Н. П. Локалова « Как помочь слабоуспевающему ученику».