КОУ Омской области « Южная специальная ( коррекционная ) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья , VIII вида».
Урок чтения в 5 классе.
Учитель: Евдокимова Евгения Владимировна, учитель письма и чтения КОУ «Южная школа-интернат», стаж работы – 17 лет, в данном учреждении – 9 лет.
Категория – I (13 разряд).
ТЕМА: Эдуард Асадов. Стихотворение «Дачники», 2 часть.
ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.
ЗАДАЧИ: 1) обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
2) развитие умения ориентироваться в тексте;
3) воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
4) коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.
ОБОРУДОВАНИЕ : компакт-диск, музыка П.И.Чайковского «Времена года», отр. «Осень», «Весна», «Лето».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-презентация.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Психологический настрой «Верный друг».
-Здравствуйте, ребята! Урок чтения. ( слайд 1 ). Настраиваемся на работу:
— Сядьте поудобнее и закройте глаза. ( звучит спокойная музыка — приложение № 2 ). Сделайте глубокий вдох и выдох.
Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.
Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта Эдуарда Асадова ( с элементами беседы).
(слайд 2).
С этой фотографии на вас смотрит красивый смуглый юноша с огромными чёрными глазами. Смотрит он с лёгкой полуулыбкой , доверчиво и пытливо. Взгляд у юноши прямой и открытый, полный доверия к людям, ко всему прекрасному в мире. Это фотография 1941 года,за несколько месяцев до войны.
(слайд 3).
А на этой фотографии мы видим человека сегодняшних дней, спустя 50 лет. Он знаменитый поэт, автор 50 книг и любимейший поэт миллионов читателей.
— Почему на фотографии он в черной повязке на глазах?
(слайд 4).
На этой фотографии Э.Асадов отдыхает на природе. Ведь известно, что красота вдохновляет поэзию. А человек, лишённый зрения, чувствует это особенно остро. Именно такие встречи с природой помогли поэту создать цикл стихотворений о наших четвероногих и крылатых друзьях. При этом автор не просто любит тех, о ком пишет. Он как бы проникает в душу каждого попугая, котенка или собачонка.
— Итак, над творчеством какого поэта мы продолжаем сегодня работать? (слайд 5).
3. Повторение ранее изученного .
а) беседа
— Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? (слайд 6).
-В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?
-По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?
Докажите строчками из текста. ( слайд 7 ).
— Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни? ( слайд 8 ).
-Что доставляет детям радость? ( Кого родители дарят детям? Для чего?) (слайд 9, по щелчку 1,2,3 – ответы).
— Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?
— А теперь определим, как будем читать 1 часть текста . Выберем правильные ответы ( слайд 10 , по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Проверим себя. ( слайд 11, по щелчку 1,2,3).
б) Конкурс чтецов . Чтение 1 части стихотворения.
— А теперь — конкурс чтецов. Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! ( учащиеся коллективно оценивают чтение товарищей).
Чтение сопровождает тихая музыка ( на выбор учителя «Весна» или «Лето» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»).
Переход к изучению новой темы.
А) беседа.
— Как звучала музыка, под которую читали стихотворение? ( мягко, мелодично, напевно).
— Послушаем ещё один музыкальный отрывок и поразмышляем, как меняется настроение музыки .
Б) слушание музыкального отрывка «Осень» П.И Чайковского из цикла «Времена года». ( музыка звучит тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .
6. Изучение нового материала.
— Послушайте 2 часть стих-я и определите, в какое время года происходит действие? ( чтение стихотворения учителем).
— В какое время года происходит действие? (слайд 12).
— Самостоятельное чтение 2 части стихотворения уч-ся ( жужжащее чтение).
-Проведём словарно-орфоэпическую работу «Правильно читай слова».
( учитель показывает образец ответа на примере слова « воя». (слайд 13, по щелчку — 14 раз).
— Чтение 2 части стихотворения уч-ся ( работа в парах).
— Чтение текста вслух, по цепочке.
— чтение целого текста учащимися ( 2-3 уч-ся).
— словарная работа. ( слайды 14, 15, 16, 17).
— Объясните, как понимаете значение слов и выражений.
7. Анализ стихотворного текста.
-Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья? (слайд 18).
-Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?(слайд 19, по щелчку — 1, 2).
-Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным? (слайд 20).
-В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных? (слайд 21, по щелчку — 6 раз).
Я дословно выписала из текста фразы. В каких из них скрыты плохие поступки людей? ( т.е. те, которые несут плохую энергетику).
А в каких скрыты добрые поступки, с положительной энергетикой?
-Проверим себя. ( по щелчку 1,2,3,4,5,6 — слайд 22).
-Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще — с хорошими.
-Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? ( выслушать все варианты ответов детей).
-Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их. (слайд 23).
-Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди? Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3) .
Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?
Какие поступки совершают такие люди? ( слайд 24 ). Проверим себя. (по щелчку 1,2,3).
8. Итог урока. Релаксация. (слайд 25).
-Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?
— А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. А я желаю вам быть добрыми и человечными!. ( слайд 26).
9. Резерв
— А теперь, ребята, поговорим о чувствах . Как вы думаете, умеют ли собаки радоваться, улыбаться? ( выслушать варианты ответов детей). Как они выражают это чувство?
— Послушаем стихотворение « Улыбка и слеза» .
Улыбка и слеза.
Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку —
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.
-О чём думает брошенный пёс? Какие чувства в его душе возникают к человеку? ( выслушать варианты ответов детей).
— Послушаем стихотворение Н. Никабадзе «Когда-то должен ты узнать…»
Когда-то должен ты узнать,
Как я тебя люблю.
Я за тебя могу отдать
Бездумно жизнь свою…
И вот теперь сижу один
И думаю о том,
Что жизнь моя прошла как дым…
Что ждёт меня потом?
Мне жаль тебя, мой человек,
Хоть ты силён и крут.
Я дам тебе один совет:
Друзей не предают!
Ты наслаждаешься теплом,
А я сейчас дрожу,
Ты и не думаешь о том,
Что я в окно гляжу.
И буду я глядеть в тебя
Сквозь мёрзлое стекло.
И , ухо лапой теребя,
Вздохну: «Прошло, прошло…»
Но и сейчас, пора бы знать,
Тебя люблю! Смотри:
Лишь пожелай – готов отдать
Собачью жизнь. Бери!
— Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?
— Чтение стихотворения Романа Сефа (хором):
Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.З.Ф Малышева . Чтение . Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . Москва, «Просвещение». 2004 .
2.»Досуг в школе» 4/2000 . Стихотворения из урока доброты и милосердия «Поговорим о собаке» Е.А. Чернышовой.
РАМАЗАНОВ РАВШАН
КИСЕЛЁВ АНДРЕЙ
РЕДЬКИН ТИМОФЕЙ
СТРУЧИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ
ДУДИН РУСЛАН
РАДАЙКИН ПАВЕЛ
БУЛОХ САША
МАТВИЕНКО НАСТЯ
МИНЧЕНКО НАДЯ
Не
разбрасывай
тетрадки,
книжки
содержи
в порядке!
Ты не будь,
дружок,
неряхой, и
по пустякам
не «ахай» !
Лучше
Книжечки
Склади
И
Порядок
Наведи !