Конспект урока чтения в 5 классе «Эдуард Асадов. Стихотворение «Дачники», 2 часть»

КОУ Омской области « Южная специальная ( коррекционная ) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья , VIII вида».



Урок чтения в 5 классе.


Учитель: Евдокимова Евгения Владимировна, учитель письма и чтения КОУ «Южная школа-интернат», стаж работы – 17 лет, в данном учреждении – 9 лет.

Категория – I (13 разряд).


ТЕМА: Эдуард Асадов. Стихотворение «Дачники», 2 часть.


ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.


ЗАДАЧИ: 1) обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;


2) развитие умения ориентироваться в тексте;


3) воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;


4) коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.


ОБОРУДОВАНИЕ : компакт-диск, музыка П.И.Чайковского «Времена года», отр. «Осень», «Весна», «Лето».


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-презентация.



ХОД УРОКА.


1. Организационный момент. Психологический настрой «Верный друг».

-Здравствуйте, ребята! Урок чтения. ( слайд 1 ). Настраиваемся на работу:

— Сядьте поудобнее и закройте глаза. ( звучит спокойная музыка — приложение № 2 ). Сделайте глубокий вдох и выдох.

Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.

Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться.

А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.


2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта Эдуарда Асадова ( с элементами беседы).

(слайд 2).

С этой фотографии на вас смотрит красивый смуглый юноша с огромными чёрными глазами. Смотрит он с лёгкой полуулыбкой , доверчиво и пытливо. Взгляд у юноши прямой и открытый, полный доверия к людям, ко всему прекрасному в мире. Это фотография 1941 года,за несколько месяцев до войны.

Свежие документы:  Контрольная работа по Литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" 5 класс

(слайд 3).

А на этой фотографии мы видим человека сегодняшних дней, спустя 50 лет. Он знаменитый поэт, автор 50 книг и любимейший поэт миллионов читателей.

— Почему на фотографии он в черной повязке на глазах?

(слайд 4).

На этой фотографии Э.Асадов отдыхает на природе. Ведь известно, что красота вдохновляет поэзию. А человек, лишённый зрения, чувствует это особенно остро. Именно такие встречи с природой помогли поэту создать цикл стихотворений о наших четвероногих и крылатых друзьях. При этом автор не просто любит тех, о ком пишет. Он как бы проникает в душу каждого попугая, котенка или собачонка.


— Итак, над творчеством какого поэта мы продолжаем сегодня работать? (слайд 5).


3. Повторение ранее изученного .

а) беседа

— Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? (слайд 6).

-В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

-По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

Докажите строчками из текста. ( слайд 7 ).

— Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни? ( слайд 8 ).

-Что доставляет детям радость? ( Кого родители дарят детям? Для чего?) (слайд 9, по щелчку 1,2,3 – ответы).

— Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

— А теперь определим, как будем читать 1 часть текста . Выберем правильные ответы ( слайд 10 , по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Проверим себя. ( слайд 11, по щелчку 1,2,3).


б) Конкурс чтецов . Чтение 1 части стихотворения.


— А теперь — конкурс чтецов. Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! ( учащиеся коллективно оценивают чтение товарищей).

Чтение сопровождает тихая музыка ( на выбор учителя «Весна» или «Лето» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»).


  1. Переход к изучению новой темы.

А) беседа.

Как звучала музыка, под которую читали стихотворение? ( мягко, мелодично, напевно).

— Послушаем ещё один музыкальный отрывок и поразмышляем, как меняется настроение музыки .


Б) слушание музыкального отрывка «Осень» П.И Чайковского из цикла «Времена года». ( музыка звучит тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .

6. Изучение нового материала.


— Послушайте 2 часть стих-я и определите, в какое время года происходит действие? ( чтение стихотворения учителем).


— В какое время года происходит действие? (слайд 12).


Самостоятельное чтение 2 части стихотворения уч-ся ( жужжащее чтение).


-Проведём словарно-орфоэпическую работу «Правильно читай слова».

( учитель показывает образец ответа на примере слова « воя». (слайд 13, по щелчку — 14 раз).


— Чтение 2 части стихотворения уч-ся ( работа в парах).


Чтение текста вслух, по цепочке.


чтение целого текста учащимися ( 2-3 уч-ся).

словарная работа. ( слайды 14, 15, 16, 17).

— Объясните, как понимаете значение слов и выражений.


7. Анализ стихотворного текста.


-Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья? (слайд 18).


-Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?(слайд 19, по щелчку — 1, 2).


-Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным? (слайд 20).


-В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных? (слайд 21, по щелчку — 6 раз).


Я дословно выписала из текста фразы. В каких из них скрыты плохие поступки людей? ( т.е. те, которые несут плохую энергетику).

А в каких скрыты добрые поступки, с положительной энергетикой?

-Проверим себя. ( по щелчку 1,2,3,4,5,6 — слайд 22).

-Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще — с хорошими.

-Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? ( выслушать все варианты ответов детей).

-Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их. (слайд 23).

-Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди? Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3) .

Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

Какие поступки совершают такие люди? ( слайд 24 ). Проверим себя. (по щелчку 1,2,3).

8. Итог урока. Релаксация. (слайд 25).


-Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?

— А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. А я желаю вам быть добрыми и человечными!. ( слайд 26).


9. Резерв


А теперь, ребята, поговорим о чувствах . Как вы думаете, умеют ли собаки радоваться, улыбаться? ( выслушать варианты ответов детей). Как они выражают это чувство?

— Послушаем стихотворение « Улыбка и слеза» .

Улыбка и слеза.

Как людям улыбаются собаки?

Виляют им приветливо хвостом,

Хорошим улыбаются. Не всяким,

Повизгивая радостно притом.

Случается, обидишь ты собаку —

Она не упрекнёт тебя, однако.

Забьётся только в дальний уголок,

Чтоб слёз её увидеть ты не смог.


-О чём думает брошенный пёс? Какие чувства в его душе возникают к человеку? ( выслушать варианты ответов детей).

— Послушаем стихотворение Н. Никабадзе «Когда-то должен ты узнать…»

Когда-то должен ты узнать,

Как я тебя люблю.

Я за тебя могу отдать

Бездумно жизнь свою…

И вот теперь сижу один

И думаю о том,

Что жизнь моя прошла как дым…

Что ждёт меня потом?

Мне жаль тебя, мой человек,

Хоть ты силён и крут.

Я дам тебе один совет:

Друзей не предают!

Ты наслаждаешься теплом,

А я сейчас дрожу,

Ты и не думаешь о том,

Что я в окно гляжу.

И буду я глядеть в тебя

Сквозь мёрзлое стекло.

И , ухо лапой теребя,

Вздохну: «Прошло, прошло…»

Но и сейчас, пора бы знать,

Тебя люблю! Смотри:

Лишь пожелай – готов отдать

Собачью жизнь. Бери!


— Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

— Чтение стихотворения Романа Сефа (хором):

Кто любит собак

Или прочих животных –

Серьёзных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла!



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.З.Ф Малышева . Чтение . Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . Москва, «Просвещение». 2004 .


2.»Досуг в школе» 4/2000 . Стихотворения из урока доброты и милосердия «Поговорим о собаке» Е.А. Чернышовой.


































РАМАЗАНОВ РАВШАН



КИСЕЛЁВ АНДРЕЙ



РЕДЬКИН ТИМОФЕЙ



СТРУЧИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ



ДУДИН РУСЛАН



РАДАЙКИН ПАВЕЛ



БУЛОХ САША



МАТВИЕНКО НАСТЯ



МИНЧЕНКО НАДЯ















Не

разбрасывай

тетрадки,

книжки

содержи

в порядке!



Ты не будь,

дружок,

неряхой, и

по пустякам

не «ахай» !




Лучше

Книжечки

Склади

И

Порядок

Наведи !



Свежие документы:  Сочинение на тему "Что значит быть интеллигентным"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: