ФИО автора: Кузнецова Любовь Васильевна
Место работы: ГБСОУ Нелидовская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Должность автора: учитель русского языка и чтения
Урок чтения в 6 классе на тему:
«С.Вангели. Деды Морозы (сказка)».
Цели урока:
-познакомить со сказкой С.Вангели «Деды Морозы», упражнять учащихся в правильном, выразительном, осознанном чтении;
-корригировать зрительное восприятие, речь, аналитико-синтетическую деятельность;
-воспитывать мотивацию к учению, к чтению.
Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей.
а) Подготовимся к уроку – сделаем гимнастику для глаз, пробежим по дорожке.
Куда привела нас эта дорожка? (В сказку). (На доске вывешивается табличка «Страна сказок»)
б) Эпиграфом нашего урока (он записан на доске) послужат слова Ф.М.Достоевского: «Мир человеческий немыслим без детства, как детство немыслимо без сказки. Нужно, чтобы чувства добрые входили в сознание с колыбели и не позволяли впоследствии сбиться с пути».
в) Встречает нас у ворот сказочной страны золотая рыбка. В какой сказке мы о ней читали? Кто её написал? Рыбка выполняет даже самые несбыточные желания. Я хочу, чтобы и моё желание сбылось. А мечтаю я о том, чтобы вы полюбили книгу, почувствовали интерес к чтению. Почему? Соберите пословицу и сами ответите на этот вопрос.
КРЮЧКА БЕЗ РЫБУ УДИТЬ ТРУД НАПРАСНЫЙ
КНИГИ БЕЗ УЧИТЬСЯ И
Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
2.Проверка домашнего задания.
а)В какую сказочную страну мы сначала держим путь? (Лукоморье).
(На доске вывешивается табличка «А.Пушкин. Руслан и Людмила».)
б) Вниманию учащихся предлагается макет Лукоморья, сделанный ребятами на кружке «Умелые руки».
в) Подготовка к выразительному чтению.
-Отправляемся в сказку на звуковой волне. На одном дыхании с разной силой голоса произносим звук о.
-Прочитайте, какие сказочные персонажи живут в этой стране.
йишеЛ йещаК акласуР
-Многокрасочен мир сказок. Вставьте пропущенные буквы в слова:
— Какие герои это делают?
-Прочитайте слова с правильной интонацией.
Дуб! Цепь. Ступа? Темница? Дорожках. Неведомых. Невиданных!
—Прочитайте, сделав логическое ударение по очереди на всех словах.
В темнице там царевна тужит.
Какой вариант правильнее?
г) Показ детям книжки с красочными иллюстрациями к сказкам Пушкина, в которой нет подписей. Учащимся предлагается озвучить картинки.
д) Чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (в парах, в тройках, по одному). Дети оценивают чтение товарищей, показывая карточки с цифрами 5, 4, 3, объясняя свою оценку.
Физминутка
-«Греем глаза».
-«Руки за спину в кольцо».
-«Дарим улыбку друг другу».
3.Новый материал.
а) Куда мы отправляемся дальше? ( На север).
1215 715 900
(На доске вывешивается табличка «С.Вангели. Деды Морозы»)
б) Чтение сказки учителем. (Перед чтением задание: после чтения учителя ответить, кто спрятался под шапкой. Показать детям красную шапку, под которой что-то спрятано).
в) Самостоятельное чтение сказки детьми с заданием: постараться понять содержание, после чтения назвать непонятные слова.
г) Словарная работа (слова даются детям в контексте).
Опустошат – сделают пустыми.
Полозья – гладкие, скользящие, загнутые спереди брусы. (показ санок)
д) Анализ:
-найдите описание страны, где живут деды Морозы. Читаем хором. Как прочитать первое предложение? Почему там так холодно?
-какие деды Морозы живут в этой стране? Подберите однокоренные слова к слову «малюсенький» (малый, маленький). Какой суффикс придаёт слову уменьшительное значение? А «малюсенькие» — это больше или меньше чем маленькие? Каким близким по значению словом можно заменить слово «малюсенькие»? (крошечные)
-ответить на вопрос: «Как бабушка Зима выводит дедов Морозов?» поможет цепной рассказ.
Зима крошки.
Крошки шапки.
Шапки деды Морозы.
-чем занимаются маленькие деды Морозы? Прочитайте. Кого они вам напоминают?
-поговорим о дедах морозах постарше. Чем они заняты?
|
| |
| к | а |
о |
| л |
Запомните, воспроизведите на карточках буквы в нужном порядке. Какое слово здесь зашифровано? Каким предметам обучаются деды Морозы в школе? Почему?
-прочитайте, что делают пожилые деды Морозы.
-как добираются деды Морозы до детей? Расскажите с помощью опорных слов.
…садятся на…
…прокладывают…
…служат вместо…
…добираются…
…ждут…
-чем занимаются деды Морозы после праздника? Прочитайте.
-как вы думаете, откуда берутся деды Морозы?
4. Итог.
Путешествие наше подходит к концу, но расстраиваться не нужно, ведь впереди новогодние праздники. Ждите деда Мороза в гости. А пока мы вместе со Снеговичком хотим подарить небольшие подарки. У него в корзиночке лежат календари на новый год.
5.Домашнее задание: чтение и пересказ сказки.