План урока.
1. Самоопределение к деятельности (мотивация) – создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность – “хочу” и выделение содержательной области – “могу”.
2. Актуализация. Работа с моделями.
Сказки о животных Стихотворения о Родине Рассказы о детях
М.Л. Михайлов «Лесные хоромы» С.Д. Дрожжин «Привет» В.К. Железников«История с азбукой»
В.Г. Сутеев «Дядя Миша» С. Д. Дрожжин «Родина» Л. Пантелеев «Буква «ты»
В.В. Бианки «Лесной колобок- Е.В. Серов «Мой дом»
колючий бок»
Учащиеся закрепляют первоначальные читательские знания и умения: вспоминают фамилии авторов и название произведений; по моделям определяют жанр и тему.
3. Первичное слушание (чтение учителем) рассказа Г. Скребицкого «Мать».
— Определите жанр произведения.
4. Моделирование обложки.
— Какого жанра произведение Вы услышали? Покажите на модели.
Фамилия автора
Рассказ о животных
Заголовок
— Кто герои рассказа?
— Закрашиваем прямоугольник (коричневым).
— Подумайте, а как бы вы назвали этот рассказ?
— Давайте посмотрим, как назвал автор свой рассказ. (На доске: “Мать”).
— Найдите и прочитайте, кто написал этот рассказ. (На доске: Георгий Скребицкий).
Сообщение учителя: Г.Скребицкий был охотником и следопытом. Он учил детей наблюдать за природой, замечать происходящие в ней изменения.
— Как вы понимаете слово следопыт?
— Посмотрите на модели и скажите, над каким произведением мы сегодня работаем? (выслушиваются ответы учащихся).
Учитель: рассказ о животных Георгия Скребицкого “Мать”.
— Повторим хором.
5. Повторное слушание (хорошо читающими детьми).
— Ещё раз прочитаем текст, чтобы потом составить схематический план.
6. Составление схематического плана (на обратной стороне модели).
7. Работа с текстом.
— Что вас удивило в рассказе?
— А не удивило ли вас поведение ежа?
— А что удивительного было в поведении ежа?
— А почему ёж так себя вёл? (предположения).
— А есть ли ответ в рассказе на вопрос: “Почему же так вёл себя ёж?”
— Прочитаем соответствующий отрывок, отвечающий на вопросы.
8. Работа в рабочих тетрадях. Упражнение в чтении.
— Так почему же ёж вёл себя так?
— Прочитаем соответствующий отрывок в тетради по литературному слушанию на с. 28.
— Как ежиха защищала ежат?
— Что сказал охотник собаке? (одобрил, похвалил)
9. Д/и «Узнай сюжет по иллюстрации».
11. Итог урока.
— Встаньте, дети, подойдите ко мне. Сейчас появится новая книжка в нашей классной библиотеке.
— Вам хотелось бы дома кому-нибудь рассказать этот рассказ?