Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока».
Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.
Задачи:
Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;
Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, клип «Пропала собака», учебник, книги М. Пришвина, других писателей о животных,
Ход урока:
1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.
дети стоят и говорят слова:
Прекрасно всё на небе, Слайд.
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.
— Какое время года наступает?
— Март – первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.
— Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).
—Звенит капель. Слайд.
дон – динь — день — чтение с усилением голоса;
— Март хоть чуть и плакса, с сожалением
Но хитрец большой: загадочно
Глаз один в слезинках, грустно слайд
А в лучах другой. радостно
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.М Пришвина « Предмайское утро»)
Что знаете об авторе?
Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа – это целый мир…»
Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?
Откройте учебники на с. 102
Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца. (Так всё идёт правильно: март – свет, апрель — вода, май — цвет.) — Почему так говорят?
Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?
— М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать
отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища
мы должны с вами охранять и почему?
— Выполним на маршрутном листе задание №1.
Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).
Слайд природа
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
— Какие сокровища мы должны охранять?
4. Физминутка
Мы пришли сегодня в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.
Клип «Пропала собака»
Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
— О чём девочка так сильно переживает? (пропала собака)
— Какие отношения связывают девочку и собаку? (дружба)
— О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?
— Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.
Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:
«Мы в ответе за тех, кого приручили». слайд
— А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.
5. Работа с текстом до чтения
-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.
— Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?
Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.
М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.
И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина
« Глоток молока» слайд
Прочитаем хором ключевые слова
Лада
Молоко
Заболела слайд
Ласка
Спасли жизнь
— Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?
Чтение текста.
— Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.
— Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?
(дети делятся своими впечатлениями)
— Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?
Совпали ли наши предположения?
Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»
Повторное чтение по абзацам.
Беседа в ходе чтения.
А) – Кто такая Лада?
Что с ней случилось?
Как понимаете слово отвертывалась?
Б) – Кого позвали к Ладе?
— Как Лада отреагировала на появление автора ?
— Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)
В)- Что сказал автор Ладе ?
Как Лада отреагировала на слова автора ?
Беседа после чтения.
— От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.
— А в чем совпали или не совпали первые предположения ?
— В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».
Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»
— Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?
— Так что же помогло Ладе?
— Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.
— Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).
— Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)
7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист
-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
Собаку палкой не учат.
И собака помнит, кто ее кормит.
—Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд
-Какую мудрость вы выбрали и почему?
— Скажите, а для кого написаны эти мудрости?
— Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.
8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»
— Послушайте, как С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)
-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)
— Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками. (стих)
— Выполните на маршрутном листе задание №4.
Проверка
9. Рефлексия.
-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд
( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)
— Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?
— Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?
— Почему же у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и боимся пройти? слайд
А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд
10. Итог урока
Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.
-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».
А я предлагаю вам на перемене ознакомиться с книгами о хорошем обращении с животными, которые вы можете взять в нашей библиотеке и пополнить свой читательский дневник.
Чтение стихотворения учениками: (если время останется)
Кто любит собак
Или прочих животных-
Серьезных котов
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
Д/з Дома подготовите пересказ от имени Лады,
по желанию «Семейное чтение», с. 64-65, памятники собакам – героям.
Баллада о собачьей верности. Клип «Хатико»
Работа в паре.
Какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.
( беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая, милосердный, заботливый, внимательный)
Какие слова никуда не вошли? Почему?