Конструкт
урока по литературному чтению для 1 класса
(Система учебников «Школа 2100»)
Выполнила:
учитель начальных классов
МКОУ «Школа №18»
Ведерникова Елена Валентиновна
Ирбит, 2011
Тема: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках». (Отрывок).
Цели:
продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием отрывка из повести Михаила Коршунова «Дом В Черёмушках»; Освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание». Освоить алгоритм работы в ресурсном круге, в паре.
развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры.
Лепестки цветка для рефлексии.
Плакат «Лесная поляна».
Фотографии кота
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
Присоединение. Мотивация.
Учитель:
Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие.
Думаю, что настроение у вас хорошее и плодотворно.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления — пустое развлечение.
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
Ресурсный круг.
— Мы продолжим наш урок, работая в едином круге.
Вспомним правила общения в ресурсном круге:
Высказывается каждый участник круга;
Ответив сам, выслушай других;
Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна)».
Какие знания нам помогут выполнению поставленных задач?
Работа с заглавием.
— Что вы скажите об авторе и названии этого произведения? (Уже знакомы)
— Прочитайте то, что написано в скобках?
— Будем ли мы читать тот же самый отрывок, что и раньше? О чём мы уже читали?
2. Работа с иллюстрацией.
— Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом? (На даче в Черёмушках)
— Как догадались?
— Кто будет главным героем этого отрывка? Рассмотрите хорошенько кота. Опишите его.
— О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений?
2. Совместное открытие новых знаний.
Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Знакомство с отрывком из повести Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках».
Чтение текста учащимися по частям.
1 часть.
— Поняли ли вы, как появился кот на даче у Леонида Аркадьевича Гарьки?
— Какие строчки говорят о том, что Леонид Аркадьевич и Гарька впервые увидели этого кота? (Начало 2 абзаца)
— Как выглядел кот?
— Как вы думаете, почему же кот съёжился, внимательно глядел на людей, но удирать не собирался?
— Почему автор пишет, что кот не понравился «даже Гарьке»?
— Прочитайте последнее предложение этой части. Что говорят о коте эти строчки? Можно ли в этой части найти описание внешнего вида кота?
Словарная работа.
Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.
Несимпатичен – некрасивый.
Прочитайте ещё раз 1 часть про себя, подчеркните описание кота.
— Выборочное чтение.
— Как вы думаете, почему кот побрёл за людьми?
2 часть.
-Как вы оцениваете поведение кота в доме? Что вас удивило?
— Как вы думаете понимаете слово «бесцеремонность»?
Бесцеремонность – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.
.- Докажите словами из текста, что кот сразу как освоился в доме? (Расстелил хвост, отошёл, завалился спать.)
— Почему кот себя так вёл, как вы думаете?
Физкультминутка.
3 часть.
— Как вы понимаете выражение «дерзко во весь рот зевнул»?
— Как вы считаете, кому могут принадлежать слова «сделал верблюда»?
. Как вы понимаете “сделал верблюда”?
— сильно выгнул спину.
— Что такое поддувало? Словарная работа: Поддувало – отверстие в печи под топкой оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел
4 часть.
— Каким кот здесь показан?
— любопытным.
— Что произошло с котом?
— Как вёл себя при этом кот?
— Кто помог коту освободиться?
— Как вы понимаете значение слова «вызволили»?
— Как вёл себя кот сразу после освобождения?
— Что значит «растопорщился»?
— Как кот мог ругаться?
— Что значит слово «брезгливо»?
— Какой вывод делает автор? (кот оказался крикливым и обидчивым)
— Какую кличку выбрали для кота Гарька с дядей? Почему?
3. Первичное закрепление.
Включение систему знаний и повторений.
Учитель:
— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле?
Ребята, посмотрите. Что это такое?
/Лица, которые выражают настроение людей/
Обобщающие вопросы:
— Кто же был главным героем этого рассказа?
— Расскажите о характере и повадках Ушастика?
— Как вы думаете, как относится к своему герою автор? (С интересом)
— Как вы думаете у этого кота судьба счастливая? А какая жизнь было до встречи с Гарькой и Леонидом Аркадьевичем?
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо
Работа в группах. Давайте вспомним алгоритм работы в группах.
1.В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывает вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
Чтение про себя. Озаглавить все части.
Делегирование одного представителя из группы для представления ответов.
Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (карточки).
Работа в паре.
Доброта, эгоизм, забота, равнодушие, бодрость, спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство
Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.
Рефлексия.
Я узнал…
Я смог…
Меня удивило…
Задание выполнено:
Раскрасьте лепесток цветка красным цветом, если справился с заданием сам.
Раскрасьте лепесток синим цветом, если помогли одноклассники.
Раскрасьте лепесток жёлтым цветом, если не смог выполнить задание.
Полученные цветы крепим на «Лесную поляну».
Учитель:
Какие чувства вызывает у вас кот: жалость, гнев, восхищение, удивление, злость, недоумение?
Учитель:
— Теперь поработайте вместе, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. Придите к общему решению. Используйте слова – помощники:
Я думаю, что…
Я думаю иначе…
Я согласен и тоже считаю, что…
Я с тобой не согласен, потому что…(карточки)
3. Итог урока.
— Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».
Рефлексия.
Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.
САМООЦЕНИВАНИЕ.
-А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными — желтый цвет, если вы были артистичными — зеленый.
-Пожалуйста, покажите свой выбор.
-Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Итоги. Игра «Незаконченные предложения» (Карточки)
Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — это …
Самый трудный для меня на сегодняшнем занятии было …
Сегодня я понял(а), что …