Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Мир сказок. В. Сутеев «Дядя Миша»
(технологическая карта урока литературного чтения в 1-м классе
Технологическая карта изучения темы
Литературное чтение | |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок литературного слушания |
Тема урока | Мир сказок. В. Сутеев «Дядя Миша» |
Цель урока | Обогащать читательский опыт учащихся, развивать читательский интерес |
Оборудование | Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания»(Л.А. Ефросинина); рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (Л.А. Ефросинина), книги В. Сутеева, листы для моделирования, маркеры, цветные карандаши, модель обложки, документ-камера. |
Предметные умения
— определять жанр и тему произведения;
— называть произведение;
— составлять схематический план с помощью «заменителей».
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
— умение слушать;
— слушать других, проявлять уважение
— проявлять интерес к произведениям В. Сутеева.
Регулятивные УУД:
— оценивать результаты своей деятельности;
— планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
— анализировать прослушанные произведения;
— анализировать иллюстрации;
— умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
— выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью;
— аргументировать свою точку зрения;
— сотрудничать в паре.
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи | |
Эмоциональный настрой | Создать благоприятную атмосферу на уроке. |
Выявление читательского опыта учащихся | Вспомнить изученные произведения, правильно назвать и соотнести их с моделями. |
Слушание сказки В.Сутеева «Дядя Миша» | Учатся слушать произведение. |
Выявление первичного восприятия произведения | Выявить впечатление от прослушанного. |
Моделирование первой страницы обложки | Включить учащихся в активный познавательный процесс по определению жанра, темы, автора и заголовка произведения. |
Работа с текстом произведения | Составить схематический план, выполнить задания в рабочей тетради. |
Итог урока. Обобщение | Составить книжку-самоделку, заинтересовать произведениями В. Сутеева. |
Технология изучения
Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) | |
1.Эмоциональ-ный настрой 2.Выявление читательского опыта учащихся 3.Слушание сказки В. Сутеева «Дядя Миша» 4.Выявление первичного восприятия произведения Физминутка 5. Моделирование первой страницы обложки 6.Работа с текстом произведения 7.Итог урока. Обобщение
| -Рано утром я встаю, И улыбку всем дарю. Солнцу, ветру улыбаюсь. И при этом не стесняюсь, Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру. -Что мы желаем человеку при встрече, когда здороваемся? -Как можно поздороваться с друзьями? -Улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь. -Вспомните и назовите произведения, которые мы читали и слушали. 1) Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает: -Кто в хоромах? Кто в высоких? -Я, муха-громотуха, а ты кто? -А я комар-пискун. Пусти в гости! -Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут! (М. Михалков «Лесные хоромы», сказка о животных) 2) Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит: -Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть… и косточек не оставишь. (русская народная сказка «Кот, петух и лиса») На доске три модели обложки:
-Какая модель подходит к произведению М.Михалкова «Лесные хоромы»? -Почему? Докажите. -Какая модель подходит к произведению «Кот, петух и лиса»? — Почему? Докажите. -У кого другие мнения? -В чём сходство данных произведений? -В чём состоит отличие?
-Приготовьтесь слушать. После слушания ответьте на вопросы: «Понравилось ли произведение? Какой момент запомнился больше всего?» Слушание.
-Понравилось произведение? -Какой момент больше понравился? -Что не понравилась?
Легко прыгнем, как бельчата, Быстро-быстро, как зайчата, Как котята ловим рыбку, Как ежата выгнем спинку, Пройдём мягко, как лисята, Пробежимся, как мышата. Ну, а если надоест, Мы походим косолапо, Как дядя Миша ходит в лес.
-Смоделируем первую страницу обложки. -Что вы слушали? -Почему вы так думаете? Докажите. -Покажите это на своих моделях. -О ком эта сказка? -Каким цветом закрашиваем?
-Найдите в учебной хрестоматии это произведение. -Прочитайте фамилию автора. Действительно, сказку написал Виктор Сутеев. -Покажите на модели фамилию автора. -Прочитайте в учебнике заголовок. Покажите на моделях. -Сравните свои модели с моделью на доске.
У кого такая же модель? Поставьте +. -Назовите правильно произведение. Сначала индивидуально называют, а потом хором. -Посмотрите на иллюстрации к сказке. -Какой момент изображён? Расскажите его. (аналогичная работа проводится с другими иллюстрациями к этому произведению). Если учащиеся затрудняются рассказывать, то идёт повторное слушание по эпизодам. -Прочитайте. (Из рубрики «Для тех, кто умеет читать») -Прочитайте. (Из рубрики «Для тех, кто учится читать) -Что же хотел сказать мышонок?
Составление схематического плана. -Кто главный герой сказки? -Какую карточку-заменитель выберем? -Назовите, с кем медведь встречался по порядку? -Какие карточки-заменители выберем?
Работа в рабочей тетради. -Найдите произведение в рабочей тетради. -Читаем задание 1. Что необходимо выполнить? Выполняем. -Задание 2 выполняем в парах. -Проверим работу. -У кого всё правильно, поставьте +.
-Выполняем задание 3 индивидуально, самостоятельно. -Проверим через документ камеру. -Поставьте +, у кого выполнено верно. -Что вы слушали на уроке? -О ком эта сказка? -Кто автор сказки? -Назовите произведение, с которым мы работали на уроке. — К этому произведению мы сделаем книжку-самоделку, которая пополнит нашу библиотеку. -Возьмите свои модели, подпишите и подойдите ко мне.
-Подходит эта обложка к нашей книге? -Почему? -Кто написал книгу? -Кто скажет заголовок?
-Я вас поздравляю, наша библиотека пополнилась новой книгой. На доске выставка книг В. Сутеева. -Ребята, назовите книги, которые на выставке.
-В. Сутеев написал много интересных сказок для детей. Его книги вы можете найти в школьной и городской библиотеке. Возьмите книги Сутеева, рассмотрите их с друзьми. А кто желает, может придумать свою сказку о животных. | Читает стихотворение.
Организует работу по повторению прослушанных произведений.
Организует работу с моделями обложки.
Задаёт вопросы для сравнения двух произведений. Даёт целевую установку.
Читает произведение.
Выясняет впечатления от прослушанного произведения. Произносит слова и вместе с детьми выполняет движения.
Организует работу по моделированию обложки.
Организует работу учащихся в хрестоматии.
Вывешивает готовую модель обложки.
Организует работу с иллюстрацией учебника. Организует работу над главной мыслью произведения. На доске составляет схематический план.
Организует работу в рабочей тетради.
Включает документ-камеру. Задаёт вопросы по прослушанному произведению. Обращает внимание на то, чтобы дети правильно называли произведение.
Показывает обложку книги.
Подписывает автора красным цветом. Подписывает заголовок синим цветом. Вставляет модели учащихся и скрепляет степлером. Обращает внимание на то, чтобы ученики правильно называли книги.
| Слушают, улыбаются друг другу, здороваются.
Называют произведения.
Выбирают модель обложки, объясняют свою точку зрения.
Определяют сходство и отличие произведений.
Готовятся слушать произведение.
Слушают.
Высказывают свои мнения.
Выполняют движения.
Работают на листах (1/4 формата А4). Определяют жанр и изображают круг. Круг закрашивают коричневым цветом.
Работают с учебной хрестоматией. Читающие учащиеся читают фамилию автора. На модели изображают красную полоску вверху. На модели изображают синюю полоску внизу.
Сравнивают модели. Ставят +, если правильно.
2-3 ученика называют: В. Сутеев «Дядя Миша», сказка о животных. Рассматривают иллюстрацию, рассказывают эпизод сказки к ней.
Читают те учащиеся, которые умеют читать. Читают те учащиеся, которые учатся читать. Учащиеся рассуждают.
Переворачивают листок с моделью и составляют схематический план.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно:раскрашивают понравившегося героя и составляют о нём рассказ. Учащиеся работают в парах. 1 пара читает ответы , а остальные проверяют. Учащиеся ставят +, если задание выполнено верно. Выполняют задание3.
Ученик выходит к доске и через документ-камеру показывает, как выполнено задание. Ставят +, если задание выполнено.
С моделями подходят к учителю.
Отвечают и объясняют.
Ученики называют книги.
| Л: умение слушать
П: анализировать прослушанные произведения
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью
К: аргументировать свою точку зрения
Л: слушать других, проявлять уважение
Л: умение слушать
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью
Р: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей
Р: оценивать результаты своей деятельности
П: анализировать иллюстрации
Р: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей
К: сотрудничать в паре
Р: оценивать результаты своей деятельности
П: умение обобщать
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью
Л: проявлять интерес к произведениям В. Сутеева |