Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №1
в 1 классе
«Нестандартные пути обучения детей чтению »
подготовила
учитель начальных классов
Челнокова Ольга Васильевна
г. Павловский Посад
2012
Нестандартные пути обучения детей чтению.
После нескольких лет работы в школе, пройдя с детьми от первого класса и до четвёртого весь учебный материал ,поняла ,где скрыты «подводные камни» в обучении детей чтению. Одна из проблем казалась неразрешимой :научить детей складывать слоги. Приходя в первый класс большинство детей знают буквы, но не умеют их складывать в слоги . Как им помочь? Начала с термина «слияние».» Что может сливаться?»-задала сама себе вопрос . И ответила : «Капли воды». Одна капля (согласный звук)сливается с другой( гласным звуком),получается лужица(произошло слияние).
В самом начале говорю детям , что на земле лежат « поющие капельки» (гласные звуки)они распевают «что есть силы». Беру детское пианино и хором под музыку с детьми учим «поющие капельки» маленькие { и}, {э},{ о},{ а},{у},{ ы}, и большие {йа}, {йо},{ йэ}, {йу}. Говорю детям ,что мы так старались , что даже немного покраснели. Вот и наши капельки стали красными. Подвожу тем самым к тому, что гласные звуки на схемах обозначаются красным цветом.
После того ,как мы выучим гласные звуки , переходим к согласным. Далее объясняю детям: «Вдруг набежали тучи ,каждая из которых состоит из холодных ,синих капель(согласные звуки). Рисуем тучи и раскрашиваем их синим цветом. Затем рисуем первую капельку синего цвета, которая летит к земле. Начинается дождь. Лети капля очень быстро и падая на поющую ,успевает быстро выдохнуть (например: {н})А поющая на земле ( например : {а}) от этого поёт ещё сильнее. Таким образом две капли слились и получилась лужа ( например : {на}). Дети поют эту «сценку»: «Н-а-а-а-а-а!». Если кому-то непонятно, как происходит слияние ,начинаем играть по ролям. Я – капелька лежащая и поющая на земле, распевающая : «А-а-а-а!», а ребёнок – капелька падающая из тучки очень быстро : «Н!». Капли звучат на два голоса : «Н-а-а-а-!» . Все остальные «капельки – слияния» получаются точно также.
С каждым уроком дождь из туч идёт всё сильнее и сильнее , т. к. количество синих капелек увеличивается , получаем названия новых « лужиц» ({р-ы-ы-ы},{ м-у-у-у} и т. д.
Потом дети узнаю . что кроме синих капелек в тучке есть еще и зелёные (мягкие согласные). Они чуть теплее синих, и произносятся мягче. Для закрепления детьми знаний о слияниях применяю различные упражнения. В первую очередь, показ детьми слияний. Разработала свою жестикуляцию. Левая ладошка внизу (красные капли – гласные звуки) и ,распевая ,вдруг правая ладошка сверху падает и получается «лужица», которую дети произносят. Другое упражнение. Сама показываю «поющую на земле капельку»,затем дети произносят её и упражняются в быстроте « падения» синей капли {(п},{ р}, {к}, …).Можно организовать среди учащихся конкурс на лучшую « поющую капельку». Им очень нравится это упражнение . Дети изо всех сил распеваю свои «капли»,стараются. Иногда устраиваем соревнование, кто больше произнесёт количество « луж» за определённое время. Это задание даётся, когда пройдено 3-5 согласных звуков и соответствующие им буквы.
В азбуке дети ищут буквы, которые обозначают « поющие» звуки , находят их достаточно быстро и ставят точку. Затем находят буквы, которые обозначают « капли падающие из тучки»,проводят от них дугу к «поющим» (например :Маша, папа). Так усваиваются открытые слоги.
А как быть с прикрытыми слогом ? Я придумала такую сказку: «Иногда из тёмного-тёмного леса именно в от момент ,когда «красная капля» распелась , и пугает её своим голосом ([р],[п],[м],…), да так , что капелька от испуга быстро замолкает». Дети произносят на распев: «А-а-а-!» и произношу вдруг (играя волка ): «Р!». «Что вы услышали ?»- спрашиваю у ребят . «Ар! Ар!»- обычно радуются дети. Затем вместе с детьми подбираем различные звуки, которыми волк произносит ([р],[п],[м],…). Получаются ,например, такие прикрытые слоги ар ,ум, он.
Далее говорю детям что иногда волк бывает одинок и бродит по лесу. Мы называем такие буквы одиночками ([р],[п],[м],…).
Затем всем классом подбираем слова, где«волк пугает» «дождь идёт» -Анна, «волк пугает», «дождь идёт» и «волк –одиночка»-Антон, «поющая капля» и «дождь идёт» — усы.
После нескольких дней тренировки в классе и дома дети легко начинают читать. И уже через месяц практически все дети читают . Правда ,кто лучше, кто хуже ,но для увеличения темпа чтения использую другие упражнения. Одно из них «Читай, не зевай!». Учитель читает первое слово в предложении , а весь класс хором читает второе, учитель третье, дети четвёртое и т. д. Стараюсь читать слова как можно быстрее, чтобы дети быстро находили и читали следующее слово. Так же придумала для индивидуальной работы с детьми другой метод и назвала его «Скользящая линейка». У учителя в руках обычная школьная линейка, которая закрывает уже прочитанные ребёнком буквы. Ученик, во-первых, избегает самой распространённой ошибки-повтора слов, во-вторых ,он старается «убежать от линейки» и поэтому читает быстрее.
Результатом моих находок можно считать быстрое обучение чтению всего класса. Но особенно показательно ,что используя эти приёмы научилась читать девочка, у которой наблюдалось отставание в развитии. После трёх месяцев тренировки ученица читает и неплохо.
О важности умения читать не стоит говорить ,только упомяну фразу : «Сначала аз да буки , а потом другие науки». Если темп чтения у ученика высокий, то ему гарантирован высокий уровень знаний (быстрее переходит к решению задачи ,упражнения, больше остаётся времени на обдумывание, грамотнее пишет и т. д.) В наш век компьютерной техники особенно важно, что бы ребёнок читал. И чем лучше он будет читать, тем больше у него будет проявляться интерес к книге, к познанию нового. Поэтому так много внимания на всех уроках уделяю чтению. т.к. первой ступенькой к овладению науками остаётся обучение чтению.
Список использованной литературы
1.Литературное чтение, академический школьный учебник, ,Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий; М.; Просвещение;2012.