Конспект урока по теме: «Народная сказка»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема урока: «Народная сказка»
Куксова Л.Н . — учитель начальных классов МБОУ СОШ №32
с.Красная Поляна,Песчанокопского р-он, Ростовской области.
Цели:
1)продолжить знакомство с культурой русского народа, формировать углубленное смысловое восприятие сказки, повторить жанры фольклора.
2)развивать умения выразительно читать фольклорные произведения; расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, развивать мышление, память, речь.
3) воспитывать любовь к сказкам , традициям своего народа, чувства гордости за свой народ.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» авт. Н.Ф.Виноградова , рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать» авт. Н.Ф.Виноградова ; компьютер; проектор; карточки с названиями жанров фольклора карточки для индивидуальной и групповой работы; перчаточные куклы для спектакля; книги для выставки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
2. Целеполагание.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
-Чем мы будем заниматься на уроке?
-Вспомним пройденный материал ,а еще вы узнаете много интересного , тем самым пополните свои запасы знаний.
3. Актуализация пройденного материала.
Работа в парах по карточкам.(Приложение 1)
— Запишите и прочитайте слово и вы узнаете с чего начнется наш урок.
(На доске появляются карточки—Фольклор, пословицы, потешки, скороговорки, считалки, загадки, песни, сказки )
-Давайте вспомним : -Что такое фольклор?
-Как вы понимаете устное народное творчество?
Фольклор — народная мудрость, а по- другому: устное народное творчество.
Мир фольклора , по народным представлениям , должен быть справедливым и прекрасным.
Из века в век
Из уст в уста
Передавалась красота
И вот теперь — дошла до нас
О ней и будет наш рассказ.
4.Формирование умений и навыков.
1) Дифференцированная работа по карточкам.
(Чтение произведений фольклора. Приложение 2)
-Вы должны внимательно послушать чтение произведений фольклора и правильно определить их жанр.
Пословица
Пословица — это краткое мудрое народное изречение с поучительным смыслом. Возникли пословицы в давние времена. Народ передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку; учил подрастающее поколение уму — разуму.
Потешки
Потешки еще называют «пестушками», от слова «пестовать»- нянчить, растить, воспитывать.
Считалки
Считалки — это своеобразная кладовая народа. Считалка — рифмованный стишок со строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и узнают водящего.
Загадки
Загадки ещё один вид народного творчества. Это головоломка. Сейчас загадка — детская забава, а раньше это было занятием взрослых, к которому они относились к этому с большой серьёзностью.
Скороговорки
Это специально подобранная и быстропроизносимая фраза ,с трудно выговариваемым подбором звуков. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.
Песни
Русские народные песни создавали певцы сказители ,имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, переходили из одного поколения к другому. Первые записи песен появились в конце 18 века , тогда же появились и первые сборники песен. Песни бывают разные: хороводные, плясовые, обрядовые, трудовые и т.д. О них вы узнаете в 4 классе на уроках окружающего мира.
Физминутка . Исполнение песни «Блины»
Сказки
-Какие бывают сказки?(авторские и народные)
-Почему их называют «народные»?
-Об этом жанре мы поговорим с вами подробнее ,потому что тема нашего урока «Народная сказка» (Обратить внимание на выставку книг)- на доске.
-Какие сказки вы знаете? (русские, украинские…)
Самый любимый жанр фольклора, конечно же, сказки!
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Ее сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и знакомым, а те передавали сказку дальше. Так и шагала она по свету- умная и веселая.
-Ребята, а вы любите сказки?
— Вы хотите, поиграть? Чтобы сказки отгадать и героев всех узнать?
2) Викторина по сказкам. (Презентация)
3) Работа в тетради.—стр.55 (самостоятельная работа)
Найти и раскрасить героев сказки «Колобок»
4) Просмотр кукольного спектакля «Колобок» и самопроверка задания.
-Чему учит нас эта сказка?
Участники спектакля читают стихотворение:
Мы хотим сказать вам ,дети,
Сказки учат всех на свете.
Вы должны запомнить впрок,
Хвастовство плохой порок!
5) Работа в группах. «Составьте пословицу».
Сказка-складка, послушать сладко.
Доброту, трудолюбие, вежливость и ум люди уважали во все времена. А лень, глупость, зло и хвастовство всегда высмеивали.
Мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, красивыми узорами.
5. Итог урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Что вам понравилось?
6.Рефлексия.
-За работу на уроке вы получаете картинку –сказку , которую вам нужно разукрасить. Какие цвета вы возьмете для работы?(яркие…)
Приложение
1.Запиши слово и прочитай (работа в парах)
л ь о ф
к л о р
О | Л | Ь | К | Л | О | Р |
2.Карточки для чтения.(дифференцированная работа)
Пословицы.
С книгою жить- век не тужить. Поспешишь- людей насмешишь.
Потешки.
Кошка на окошке Мыши водят хоровод
Рубашку шьет, На лежанке дремлет кот.
Курочка в сапожках Тише, мыши, не шумите,
Избенку метет. Кота Ваську не будите.
Считалки.
Конь ретивый, долгогривый Ой ты, зоренька-заря,
Скачет полем, скачет нивой. Заря вечерняя.
Кто коня того поймает, А кто зореньку найдет,
С нами в салочки играет. Тот и вон пойдет.
Загадки.
Без рук ,без ног, Лежал, лежал,
А рисовать умеет. (мороз) Да и в речку побежал.(снег)
Скороговорки.
Проворонила ворона вороненка. От топота копыт пыль по полю летит.
Песни.
Ты рябинушка Во поле береза стояла,
Раскудрявая, Во поле кудрявая стояла.
Ты когда взошла, Люли, люли, стояла
Когда выросла? Люли ,люли, стояла.
Сказки. (Отрывки из русских народных сказок)