Литературное чтение
Учитель Коржуева Эрвина Владимировна.
Тема «Народный фольклор в нашей жизни» 1 класс
Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.
Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Оборудование: -мультимедиа: проектор,
-презентация: картинки; аудиозаписи; музыкальная физминутка.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой
-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
(Тепло)
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.
-Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные занятия, а вы хлопните в ладоши один раз, если любите это делать.
*Знакомиться с новыми людьми;
*гулять с друзьями;
*играть в компьютер;
*читать книги;
*заниматься спортом;
*выполнять домашнее задание;
*делать что-нибудь своими руками;
*дружить;
*представлять свое будущее;
*дарить подарки;
*слушать музыку;
*прогуливать уроки;
*болеть;
*радоваться успехам друзей;
*учиться в этом классе.
— Молодцы!
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик» ( Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воздушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз.)
2.Актуализация знаний
-Назовите всегда твердый согласный звук.
-Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных.
-Какая еще буква обозначает мягкость согласных на письме? В чем особенность этой буквы?
— Назовите лишнее слово.
Ежевика, книга, ярмарка, ерш.
-Разделите слова на слоги.
-Прочитайте только ударные слоги в словах.
3. Мотивационно- целевой этап.
— Отгадайте загадку.
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь- горе:
Продырявит море! (Утюг)
-Какие слова помогли вам разгадать загадку? (Назад, вперед водят утюгом, когда гладят, продырявит- значит прожжет, будет дыра.)
-Молодцы! Загадки отгадывать вы любите.
3. Сообщение темы урока.
Слайд 1
-Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?
(произведения передаются из уст в уста, из поколения в поколение)
Слайд 2
-Каким словом можно заменить словосочетание « Устное народное творчество» ? ( Фольклор- от англ. народ, мудрость.)
-Произведения фольклора не имеют конкретного автора, они создавались всем народом. Каждая песня или сказка в основе, своей создавалась каким – нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно сразу запоминалось и передавалось из уст в уста. Но рассказывал сказку или пел песню каждый по- своему, как помнил, как хотел.
— Сегодня на уроке мы с вами повторим произведения разных жанров народного творчества.
Слайд 3,4 (музыкальный).
Колыбельная песня .
Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
Киса, кисонька, коток,
Киса — серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
-Кто из вас знает колыбельные песенки? Попробуйте укачать этого мишку (игрушку).
Слайд 5,6 (музыкальный).
А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.
-Кто желает попестать куклу, напевая пестушку?
Слайд 7 (музыкальный).
Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабулька добренька.
Попили, поели,
Домой полетели —
На головку сели,
Ладушки запели.
— Кто сможет обыграть эту потешку?
Слайд 8
Считалки помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.
Петушок, петушок!
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем.
Ну-ка, Миша, выйди вон!
Слайд 10.
Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
На дворе трава,
На траве дрова.
(дети дома подготовили скороговорки, в классе желающие демонстрируют умения проговаривать их, не запинаясь)
Физминутка. (музыкальная)
Слайд 11.
В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.
Дождик, дождик, дождик лей
Нам с тобою веселей
Не боимся сырости,
Только лучше вырастим.
Слайд 12.
Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе к чаю
Кусок пирога.
— Кто знает приговорки? К кому они обращаются?
Слайд 13 (музыкальный).
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Соревнование по рядам « Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)
Слайд 14 (музыкальный)
Работа по азбуке с.42-43
4.Игра «Я знаю»
Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.
5.Итог урока. Рефлексия.
-За что вы можете себя похвалить?
-Что нового для себя узнали?
-Чем интересен был урок?