Конспект урока для 1 класса «Сказка за сказкой»

Открытый урок «Сказка за сказкой»

1 класс

учитель начальных классов

Зубкова Т.В СШГ №17, г. Актобе


Сказочница. Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.

Звучит музыка.

Не пристало добрым молодцам по палатам валяться да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать. Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Но на ней не яства заморские, а предметы «сказочные», которые помогут вам в пути: сосуд с живой водой, колечко, яблоко, скатерть – самобранка, клубочек, зеркальце. Предлагаю самым смелым выбрать поочередно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.

Дети отвечают на эти «волшебные» вопросы.

Сказочница. Котомки собрали — в путь! В Страну Сказок, Чудес и Волшебства!

Звучит музыка охранников из «Бременских музыкантов».

Появляются 2 стражника.

1-й стражник. А это кто? Что это они тут расселись? Что здесь вообще делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказку? Неучам в ней нет места!

2-й стражник. Да, мы их не можем просто так пропустить в Страну Сказок, Чудес и Волшебства! Надо устроить им испытание! Пусть разгадают сказочный кроссворд! Отгадают молодцы, а нет – придется вернуться.

1-й стражник. А из букв, что в выделенных квадратиках, надо сложить волшебные слова! Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны.

Она не хуже волшебного клубочка укажет путь. (Стражники по очереди задают вопросы, выдаются жетоны-ключи.)

  1. Одно из имен Василисы? (Премудрая)

  2. Имя царя, пославшего Ивана – Царевича за Жар – Птицей? (Берендей)

  3. Яблоки, дарящие молодость? (молодильные)

  4. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (дуб)

  5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (палица)



2-й стражник.

1. Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

2. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка)

3. «Скачет … по ельничку, скачет … по березничку. С дерева на дерево поскакивает да пощелкивает»? (Морозко)

4. Кот в русских сказках? (Баюн)

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка? (лягушка)

1-й стражник. Испытание вы прошли. Чуть утраты понесли.

2-й стражник. Но зато теперь я вам Карту чудную отдам. (Срывают

печать, прикрепляют карту уходя).

Сказочница. Долго ли, коротко ли шли путники по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?

Дети. Избушка, избушка,

Встань к лесу задом, ко мне передом.

Мне в тебя влезть, хлеб — пива есть.

(Звучит музыка. Появляется Баба Яга, поет, танцует)

Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли – позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают! А я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите расскажу? Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную. Кто быстрее разгадает?

  1. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба Яга)

  2. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Леший)

  3. Самый одинокий представитель нечистой силы? (Водяной)

  4. Нечистая сила неизвестного пола: «не то мужик, не то баба»? (Лихо Одноглазое)

(Баба Яга награждает отвечающих жетонами – мухоморами).

Баба Яга. Ладно, так и быть, отпущу вас, если последнюю мою загадочку отгадаете! Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? (Кикимора)

Вот как раз прямо за моим домом дорожка к ней и ведет. (Показывает на карте). Прощайте! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…

Сказочница. Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Кикимору, чтобы она через своё болото нас пропустила? А давайте её портрет нарисуем. А ну, смельчаки, выходи по одному от команды! Тянем жребий! Готовимся! Пока они готовятся, давайте-ка и мы время зря терять не будем, а поиграем.



Игра «Перейди болото»

Перед вами «кочки» (нарисованные на полу мелом кружки). На кочку можно наступить и не провалиться в болото, только сказав волшебные слова – зачин русской народной сказки (Жили – были …, В некотором царстве).


Сказочница. А теперь посмотрим, как наши смельчаки справились с заданием. Думаю, после такого прелестного портрета Кикимора смилостивиться и пропустит нас через болото (показ портретов). Тогда следуем дальше. А это что за дом? Кто в нем живет? (Входит хозяйка, на столе самовар, блюдо с баранками).

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Не стесняйтесь. Располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться. Зовут меня Мария Ивановна. Я хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось, сказки любите? Вижу, долго уже идете… Вот и отдохните у меня. Домик у меня небольшой, да уютный. Все своими руками сдомовничала, люблю порукодельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в русских сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили. (Марья-царевна «Поди туда», Ховрошечка «Морозко», Елена — Прекрасная, Василиса — Премудрая).

Хозяюшка. 1. А знаете ли вы, какие яства наиболее часто предлагают в сказках гостю? (Каша, щи, мед, хлеб-соль)

2. Знаете ли вы сказки, где хозяева дома были необычные существа? (Сват Наум, Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч)

3. Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев? (Избушка на курьих ножках Бабы Яги, царский дворец Берендея)

4. Читали ли вы сказки, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось входить? (Марья Моревна)

(За правильные ответы хозяйка одаривает гостей сушками)

Молодцы! Не буду вас задерживать. Но напоследок хочу совет вам дать: чтобы из леса скорее выбраться, назовите героев сказок, чьи голоса услышите и названия сказок. Счастливого вам пути! (Уходит)

Сказочница. И вот оказались мы в лесу дремучем, нехоженом. Т-с-с… слышите, кто-то говорит?

  1. «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)

  2. «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лиса «Заюшкина избушка»)

  3. «Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок,

Костры кипят чугунные,

Ножи точят булатные,

Хотят меня зарезати!»

(Иванушка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. «Не звались, чудо — юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его. Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалиться»

(Иван – крестьянский сын, Иван и чудо — юдо)

(Звучит музыка)

Сказочница. Уф! Вот и вышли мы из леса. А тут еще одно препятствие – горы! Вершинами своими они небо протыкают, даль затмевают. Как же через них нам пробраться? Не унывайте! Думаю, что вопросы сказочной юморины помогут нам справиться и с этим препятствием!

Поскорее вспомните:

  1. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора)

  2. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней? (Сивка — Бурка)

  3. В какой сказке говориться про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? (Заячья избушка)

  4. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка — царевна)

  5. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

  6. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)

  7. Как называется деталь женского платья, в которой помещается реки, озера, лебеди и другие элементы? (Рукава)

  8. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

  9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

  10. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна)

Сказочница. Вот и горы остались позади, а впереди нас ждет Дворец царский.

Царь. Ой, вы, гости – господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Сказочница. Прошу, ребята, ответить царю – батюшке, какие сказочные чудеса вы знаете? (Летучий корабль, двое из суммы, скатерть – самобранка, зеркальце, сапоги – скороходы, шапка — невидимка)

Царь. Обычно цари в сказках давали по три задания или загадывали по три загадки. Я тоже решил вам испытание устроить! Царь я или не царь!

  1. Ну-ка, скажите-ка мне, по каким надобностям цари отправляли своих сыновей в путь? (За невестой, жар-птицей, молодильными яблоками)

  2. Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (пол царства, дочь)

  3. Назовите имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит? (Горох)

Жаль мне с вами прощаться, да делать нечего. Вижу, люди вы знающие, ученые, да и мне понравились. Поэтому хочу услуги вам оказать. За моим дворцом вас ожидает река огненная. Укротить её вам помогут заклинания и слова волшебные, что в русских сказках встречаются. Но помните, что не меньше трех вам вспомнить надо! («По – щучьему велению…», «Двое из сумы: попить, поесть», «Сивка – Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой», «Свет мне зеркальце скажи»)

Сказочница. Вот и река огненная позади осталась… Заканчивается и наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

А сегодня, прощаясь с вами, думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются наши сказки. («И стали жить – поживать, да добра наживать», «И я там был и мед там пил…»)

Молодцы! Вы все славно потрудились. А кто у нас сегодня был лучшим? Пересчитайте, пожалуйста, свои награды. (Наградить трёх лучших)

Но нам хотелось бы отметить еще ребят, авторов этих прекрасных работ. (Награждение ребят за конкурсы рисунка «Я рисую сказку», сказки сочиняли сами ребята «Сказка – ложь, да в ней намек…»)

В добрый путь! – хочется мне сказать вам. До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства!









Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение примеров на свойства квадратных корней" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: