Технологическая карта урока
Учитель Рожкова Ирина Генадиевна
Класс: 1
Предмет: литературное чтение
Тема: Устное народное творчество.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с особенностями произведений устного народного творчества
Задачи:
Образовательные: упражняться в звуко – буквенном анализе, чтении слов с йотированными гласными.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитывающие: воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), интерактивная доска.
для обучающихся: учебники, звуковые схемы, цветовые веера.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | Оргмомент | С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А активно отвечать! |
|
|
2 | Введение в тему. | — Как называется страна, в которой мы живём? — Какое дерево считается символом России?
Слайд №1
Слайд №2 Прослушивание и исполнение песни «Во поле берёза стояла» — Кому известна эта песня? — Что вам известно об авторе этой песни?
— Многие поколения считают эту песню русской народной. Однако, её автор известен: студент Казанского университета Ибрагимов. — Какая эта песня по характеру? — Под такие песни на Руси водили хороводы. — Вслушайтесь ещё раз в слова, звуки песни. Что делает стихи песни нежными, ласковыми?
|
берёза
Плавная, задушевная
Мягкие согласные звуки, особенно (ль) | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
3 | Формирование новых знаний.
1. Упражнение в чтении и слушании звуков | 1. Слайд №3 Букварь с. 84
— Прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный звук. — Что указывает на мягкость согласного звука в слогах?
2. Слайд №4 — Укажите место этих букв в алфавите. — Почему эти буквы считают особенными?
3. Знакомство с жанром колыбельной песни. а) — Почему такие песни называют колыбельными? — Что такое колыбель? Слайд №5 — Для чего поют колыбельные песни? — Как они поются?
б) Звуковой анализ. — Найти и прочитать слова, в которых есть буква ю или я. — Понаблюдаем за «работой» этих букв. Интерактивная доска – для 2-х учащихся, остальные работают с цветными веерами.
Формулировка вывода о роли букв ю, я. — В каком из этих слов звуков больше, чем букв? Почему? — Что интересного можно сказать про букву ю?
| Самостоятельно читают слоги
Гласные буквы я, ю.
Могут обозначать один или два звука.
Самостоятельное чтение колыбельной в учебнике. Детская качающаяся кроватка, люлька.
Тихо, медленно, ласково, нежно, спокойно
Прослушивание колыбельной
Чтение отрывка из колыбельной вслух.
Звуко – буквенный анализ слов баю, Ванюша.
| Познавательные: выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Первичное закрепление | 1. Углубление знания детей о русских народных песнях и сказках.
Знакомство с текстом песни о Бурёнке. Слайд №6
— Раньше на Руси многие коровы имели рыжевато – коричневый (бурый) окрас. Поэтому очень часто коров называли Бурёнушками.
— Сравните слова Бурёнка и Бурёнушка. (по слайду) — Какое из них звучит более ласково? — Найдите в тексте другие ласковые слова. — Докажите, что человек, поющий эту песню, любит свою Бурёнку.
2. Знакомство с другими жанрами устного народного творчества. Слайд №7
— Русский народ сочинял не только песни, но и сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Всё это мы называем устным народным творчеством (фольклором).
— Объясните, что значит, устное?
— Вспомните русские народные сказки. Как звучат в них имена героев?
— животных тоже старались называть ласково (медведюшка – батюшка лисонька – лиса заинька, зайчик, зайчишка, трусишка мышка — норушка )
3. Чтение отрывка в учебнике. — Из какой сказки отрывок? Слайд №8
— Продолжить слова этой песни. — Назовите ласковые слова. — Попробуйте прочитать эти слова иначе (не ласково)
— Почему Лиса поёт не эти слова, а ласковые? Может быть, она очень любит Петушка и хочет его угостить?
Вывод: Не всегда можно доверять ласковым речам.
Беседа по охране здоровья.
4. Слайд №9 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
— Из каких сказок иллюстрации? Попробуйте их назвать, не используя ласковые слова.
— Какие слова вам нравятся больше? — А вы сами часто используете ласковые слова? Какие? К кому они обращены? — А как вы называете своих родителей? Друзей? Близких? — А как бы вам хотелось, чтобы вас называли? — Как в старину называли отца и мать?
5. Работа в ТПО, с. 39. 1. Индивидуальная работа. 2. Групповая работа. |
Самостоятельное чтение отрывка.
Ответы детей
Алёнушка, Иванушка, Настенька, Машенька.
Петушок – золотой гребешок
Ответы детей
Репа, Сестра Алёна и брат Иван, курица Ряба.
1. Определение количества звуков и букв в словах.
2. Игра «Набери 10 очков» по вариантам (1в., №2: лес, лён, лёд) (2в., №3: особо отметитьимена с двумя буквами – Люся, Юля, Юлия)
| Личностные: рассказывать о своём восприятии и своём отношении к народным песням и сказкам. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. Познавательные: познакомиться с новым понятием. Коммуникативные: осторожность при общении с незнакомыми людьми, взаимоотношения с близкими, родными и друзьями |
5 | Итог | Что нового вы узнали на уроке? Что вас заинтересовало на нашем уроке? Что понравилось больше всего? Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока? |
| Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.
|