Конспект урока для 11 класса «Что такое счастье?»

Что такое счастье?

(Прощальный урок литературы в 11 классе)


Цели: Обучающие: 1) дать выпускникам понятие о счастье; 2) выяснить, что понимают под выражениями «счастье», «счастливый человек» писатели и поэты, родители; 3) познакомить выпускников с советами психологов о том, как стать счастливым; 4) формировать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме.

Развивающие: 1) 0развитие речи, памяти, образного и логического мышления; 2) развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

Воспитывающие: 1) воспитать чувство ответственности за свои слова, поступки, мысли; 2) воспитать чувство уважения ко всему окружающему, любви к природе.

Оборудование: портреты И.А.Бунина, В.Г.Короленко, Э.Асадова, музыкальное сопровождение, плакат с фотографиями и высказываниями выпускников, учителей о счастье, ИКТ.

Ход урока: 1. Организационный момент.

Звучит тихая, спокойная музыка.


Вступительное слово учителя.


Звонкий прозвенел звонок,

Вас позвал всех на урок.

Правда, вроде всё обычно,-

Но сидеть здесь непривычно…

Выросли давно из парт,

Время не вернуть назад…

Да, как быстро пролетели десять школьных лет. Недавно вы пришли в первый класс, а сегодня вы – выпускники. И урок у нас сегодня не обычный, а прощальный, самый памятный он и немного печальный. И, конечно же, порадоваться за вас и погрустить вместе с вами пришли самые близкие вам люди – это ваши родители и учителя.

2. Объявление темы и целей урока.

Но прежде чем объявить тему урока, я бы хотела провести небольшой эксперимент.

— Ребята и уважаемые наши гости, поднимите руки те, кто хочет быть несчастным.

— А теперь поднимите руки те, кто хочет быть счастливым.

Итак, из этого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми. А что же такое счастье? Что мы будем понимать под выражением «счастливый человек»? Что нужно сделать для того, чтобы быть счастливым? Вот на эти вопросы мы с вами сегодня попытаемся найти ответ. А эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова В.Г.Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Умный и добрый, Владимир Галактионович верил в право людей на счастье.

3. Работа по теме урока.

1) 6 выпускников выходят к доске и читают наизусть стихотворение Э.Асадова «Что же такое счастье?»

2) А сейчас послушайте диалог двух молодых людей.

(Сценка из повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»).

— Узнаёте героев? Из какого произведения они? Кто автор?

Выпускник: В повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» звучит мотив первой любви. Для героев Достоевского любовь – возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для Мечтателя счастье стало лишь кратким мигом в череде серых будней. Но любовь Мечтателя не является взаимной. Настенька любит другого. Главное для Настеньки – стать счастливой в жизни: создать семью с любимым человеком. А значит, для петербургского Мечтателя счастливый финал невозможен. Он (Мечтатель) не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды. Но герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья, вспышкой.

Учитель: Немало места в своём творчестве уделил теме счастья И.А.Бунин.

Ученик читает наизусть стихотворение И.Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья…»

Свежие документы:  Сценарий музыкальной гостиной "Колокольный звон России" 9-11 класс

— Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении Бунина? (Счастье, по Бунину, в обращении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья… Счастье – это просто шагать по полевым тропинкам «меж колосьев и трав». Счастье – в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка…).

— Вы верите, что лирический герой был счастлив в «жизни земной»? Почему?

(Искренность его чувств передаётся словами, чувства переполняют его.

— Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья. О каком ещё чувстве мы не сказали? ( чувстве благодарности Творцу).

Учитель: Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже – проклинать эту трудную земную жизнь… Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства – воздух, земля, вода, небо, море, степь, поле… Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, цвет земляничной поляны, шелест золотых колосьев. Человек, любящий природу, понимающий её красоту – счастливый человек.

Ученик: Люблю Бунина. Люблю бесконечно. Люблю за простоту и ясность языка, за неторопливое спокойное повествование, за непревзойдённую музыку стиха. Люблю размышлять вместе с поэтом о счастье. (Ученик читает наизусть стихотворение И.А.Бунина «Вечер»).

— Итак, тема стихотворения – вечная тема счастья. Тема закреплена и кольцевой композицией (счастье – счастлив). Но почему же стихотворение называется «Вечер»? Не проще было бы назвать его «Счастье»? (Нет. Тогда бы не осталось поэтической загадки. Пусть маленькой, но загадки).

— Так что же такое счастье? Много ли нужно для счастья? («О счастье мы всегда лишь вспоминаем» — говорит поэт. Вспоминаем лишь в особо радостные, счастливые минуты. Вспоминаем, как о чём-то непостоянном, преходящем. «А счастье всюду», — утверждает поэт. Смелое утверждение. Но пока не очень смело предполагает:

Может быть, оно

Вот тот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно…

А разве не счастье видеть, как

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако?

Разве можно оторвать взгляд от этого прекрасного сияния, вызванного вечерней зарёй? Конечно, нет. И поэт не отрывает взгляда. «Давно слежу за ним…» — пишет он, даже многоточиями продлевая минуты восторга, радости, счастья. Так вот что подарило поэту счастье – вечер! Вечерняя заря! И теперь понятно, почему стихотворение названо «Вечер».

Но в следующих строчках слышится сожаление:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

— Что мы должны знать, чтобы быть счастливыми? ( 1. Мы должны знать, что счастье всюду; 2. Уметь его видеть, замечать во всём обыденном. Вот

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка.

Как вовремя она появилась и заставила отвести «усталый взгляд» от книг. Ещё один подарок судьбы. Сейчас поэт с умилением наблюдает за незваной гостьей. А когда она будет улетать, вслед за ней снова поднимет взор на небо. Уже исчезли сияющие облака.

Свежие документы:  План конспект "Числовая окружность на координатной плоскости" 10 Класс

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Поэт бесконечно счастлив, что имеет возможность видеть, слышать всё это и поведать миру о своём счастье. И заключительный аккорд – «Всё во мне»- это не самовосхваление, а благодарение Богу. А дальше поэт, отдохнувший, счастливый, вернёт свой взгляд к книгам, от которых он оторвался лишь « на миг». Книги – это ещё одно счастье поэта. Вот так осенний вечер, сияющие облака заполняют душу поэта счастьем, а он заражает нас своим жизнеутверждением. И мы вместе с ним уверены, что счастье всюду).

— Читая стихотворение, мы вынуждены делать многочисленные паузы. Какую роль они играют? ( паузы вынуждают нас задумываться. Паузы последней строчки – самые важные. Останавливаясь после каждого слова, мы вслед за поэтом осознаём, что мы счастливы. Счастливы тем, что живём на белом свете, что сама жизнь – уже счастье. И мы наполняемся «тихим» счастьем, чувствуем его. В этой прекрасной концовке – внутренняя гармония автора, равновесия, согласие с миром, с самим собой, слияние с окружающим миром.

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Эти заключительные слова столь магичны и сильны, что вовсе не кажутся уже бунинскими. Это уже наши слова, наш голос сливается с голосом самого автора. Великий Бунин поэтическими средствами заставил нас почувствовать наше счастье).

Учитель: Читая Бунина, отдыхаешь душой, новым взглядом смотришь на окружающее, исцеляешься от всего, что отягощало тебя.

В.Г. Короленко, человек редкой доброты, но с решительным характером, отстаивал мысль, что человек в любых ситуациях должен оставаться человеком и иметь право жить достойно и счастливо. Давайте вспомним его очерк «Парадокс». О чём это произведение? (Автор повествует о двух мальчиках, братьях, жизнь которых проходит в играх).

Учитель: У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит эта действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю оставшуюся жизнь, как и случилось с героями очерка. После встречи с «феноменом» — человеком, от рождения обделённым природой, мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла своё волшебство. Они начали быстро взрослеть. Именно им, детям, адресует свой афоризм «феномен»: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Видимо, он верит в то, что они достигнут счастья.

Таким образом, в этом очерке поднимается проблема смысла жизни им назначения человека.

— Какой же урок получили мальчики и мы, читатели? (Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова).

Ученик6 Вера в осуществимость счастья, будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. Подтверждение этому – слова самого В.Г.Короленко: «Жизнь вообще, в самых крупных и мелких явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а всё-таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим «Парадоксом».

Свежие документы:  Сочинение на тему: "“Окаянные дни” Бунина"

Ученик: Абуталиб Гафуров говорил:

Реки стремятся к морю,

Железо стремится к магниту,

Травы стремятся к солнцу,

Птицы стремятся на юг,

А люди стремятся к счастью.

Ученик: Философ Людвиг Фейербах утверждал: «Где нет стремления к счастью, там нет стремления вообще. Стремление к счастью – стремление стремлений».

Учитель: Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строится на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние, призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек!

Ф.Киплинг «Заповедь»

Эту же идею заключает и другое произведение Короленко – стихотворение в прозе «Огоньки». (Ученик читает это стихотворение наизусть).

Учитель: В каких бы «угрюмых берегах» не текла жизнь, всё-таки впереди огни! Эта мысль считается одной из главных в очерке «Парадокс» и в стихотворении в прозе «Огоньки». Необходимо принимать жизнь такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что всё-таки впереди огни! Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда эта личность цельная, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, так как верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким.

Итак, мы открыли лишь некоторые страницы литературы и познакомились с тем, что же понимают писатели и поэты под словом «счастье» и под выражением «счастливый человек».

— А как это понимаете вы? (Ученики высказывают своё мнение).

— Хотите ли вы узнать, что же думают ваши родители по этому поводу? Предоставим им слово. (Высказывания родителей).

— Как вы считаете, можно ли научит человека быть счастливым? (да).

А теперь я бы хотела познакомит вас с теми советами, которые дают психологи. Они указывают на 7 конкретных способов стать счастливым:

1). Любите своих близких.

2). уделяйте много сил любимой профессии.

3). Помогайте другим людям.

4). Старайтесь быть счастливыми.

5). Будьте физически активными.

6). Вносите в свою жизнь элементы новизны.

7). Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

4. Выводы по уроку. Итоги урока.

— Какое же определение счастья мы можем дать, исходя из всего сказанного на уроке? (Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье – это осуществлённое желание).

— Какие символы счастья вы знаете? ( подкова, голуби …)

— А теперь всем присутствующим давайте пожелаем простого человеческого счастья. (Выпускники исполняют песню «Мы желаем счастья Вам!»

5. Напутственное слово выпускникам.




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: