Конспект урока для 11 класса на тему «ЛИРИКА Б.Л.ПАСТЕРНАКА»









КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

  1. КЛАСС














Милютина Наталья Владимировна,

МОУ СОШ № 7

г. Соль- Илецк







2010.



ТЕМА: «ЛИРИКА Б.Л.ПАСТЕРНАКА»



ЦЕЛИ УРОКА:

— повторить основные события жизни поэта;

— дать представление о стихотворном творчестве Пастернака;

— развивать умение обобщать материал, выражать свои мысли;

— развивать монологическую речь учащихся;

— формировать художественный вкус, расширять кругозор;

— закрепить умение анализировать поэтический текст.



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

— беседа;

— лекция;

— анализ произведений;

— обобщение материала;

— прослушивание музыкальных фрагментов;

— выход в Интернет, работа на сайте;

— интеграция поэзии, музыки, живописи.



ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

— учебник литературы;

— тетрадь по литературе;

— сборники стихов Б.Пастернака;

— портрет Б.Л.Пастернака;

— презентация « Лирика Б.Пастернака»;

— компьютер;

— музыкальные фрагменты (А.Скрябин « Прелюдия ми-минор», А Матюхин « Зимняя ночь»)





Во всём мне хочется

Дойти до самой сути…


ХОД УРОКА.


1. Оргмомент. СЛАЙД №1.

2. Слово учителя.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю – душа? А душа есть везде, всюду, вечно… Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.

Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак – атмосферу музыки, живописи, философии, и , конечно же, поэзии.


СЛАЙД №2.

«Книга,- писал он в 1919 году,- есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего. Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». Эти слова станут своеобразным эпиграфом нашей сегодняшней беседы.


3. Беседа. СЛАЙД №3.

Расскажите о семье Бориса Леонидовича, о его родителях, о той атмосфере, в которой он рос.


4. Слово учителя.

Ребята, обратите внимание, на слайде №1 – работа Леонидовича Осиповича Пастернака «Автопортрет».

СЛАЙДЫ № 4,5,6,7

Также его работы : « Поздравление», «Под лампой», «Вечером», портрет А.Белого. В доме Пастернаков бывал Л.Н.Толстой; его портрет выполнен Леонидом Осиповичем.


СЛАЙД № 8,9.

Валентин Александрович Серов родился в семье известного композитора А.Серова и жил в атмосфере искусства. Современники говорили о картинах Серова: « И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и композиция – всё было в превосходной форме». Обратите внимание на его картину «Балерина».


СЛАЙД №10,11.

Михаил Александрович Врубель – частый гость в доме пастернаком. В его творчестве нет традиционных пейзажей, жанровых картин; под его взглядом конкретное явление «переплавляется», проявляя некую загадку жизни. Фигура Пана исполнена в причудливых линиях, постепенно сливаясь с сучьями деревьев. Врубель известен и как портретист — « Портрет Зинаиды Стукенберг». В творчестве М.Врубеля ( « Царевна – Лебедь», «Демон») нашли отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Художник Петров – Водкин писал: « Врубель был нашей эпохой».


СЛАЙД №12.


Александр Скрябин – известнейший русский композитор, влияние которого на формирование Бориса Пастернака неоспоримо. За 6 лет занятий музыкой он достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором.

Давайте прослушаем « Прелюдию ми — минор» Скрябина.


  1. Прослушивание музыкального фрагмента.

  2. Беседа.

Б.Л.Пастернак всю жизнь безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремлённости к новым целям. Он писал: « Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрёт». Достигнув многого в музыке, он не

стал композитором, закончив философское отделение университета, несмотря на явные успехи в этой области, философию оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала делом всей жизни.

Какой же была жизнь Пастернака? СЛАЙД №13.


  1. Слово учителя. СЛАЙД № 14.

Жизнь писателя или поэта – в его произведениях . Сборники Пастернака. Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.


  1. Беседа.

Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца 0 художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.

Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом.

СЛАЙД №15,16.


Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.


СЛАЙД № 17.


Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает сборники избранной лирики Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта.

  1. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Достать чернил и плакать», соотнесение стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи прилетели» .


— Какие мысли и чувства рождает это произведение?

— С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность?

— Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?


СЛАЙД № 18,19.

  1. Чтение высказываний М.Цветаевой и А.Синявского о поэзии Пастернака.

  2. Работа со статьёй учебника.

Как раскрывается тема «человек и природа» в лирике Бориса Леонидовича?


  1. Слово учителя. СЛАЙД №20.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.


Поэт – как колокол на башне вечевой…


Глаголом жги сердца людей…


Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

  1. Чтение и восприятие стихотворения «Определение поэзии»

Согласны вы с мнением поэта? Чем является поэзия для вас?


14. Чтение слов Д Лихачева о поэзии Пастернака. СЛАЙД №21.


  1. Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест»

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

« Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…», то у Маяковского:

« Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

« То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»


Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест» Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

  1. Чтение наизусть и восприятие стихотворения.

  2. Анализ стихотворения «Зимняя ночь»

СЛАЙД №23.

« Свеча горела на столе, свеча горела…», — с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении «Зимняя ночь», для главного героя романа Юрия Живаго началось творчество, началась поэзия, зазвучала его поэзия души.

Откройте в сборниках страницу, на которой стихотворение «Зимняя ночь» и давайте прослушаем романс на стихи Пастернака в исполнении А.Митюхина.

СЛАЙД № 24.

  1. Прослушивание музыкального фрагмента. Романс «Зимняя ночь» в исполнении А.Митюхина.

— Что вы представили, что почувствовали?

— Какие изобразительные средства использованы автором?

— Как в этом произведении раскрывается тема любви?


  1. Чтение и восприятие стихотворения « Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Можно ли назвать это произведение философским? Почему?

СЛАЙД №25.

19. Работа в Интернете. Дом – музей Б.Пастернака.

  1. Обобщение изученного.

Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака?

21. Чтение стихотворения « Я в гроб сойду» СЛАЙД № 26.

22. Слово учителя.

На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет».

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека – начинаю про себя бормотать

Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут!

А Анна Ахматова посвятила Б.Пастернаку слова:

Он награждён каким-то высшим детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил.


Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова


Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Нои уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.


В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

СЛАЙД №27.


23. Итоги урока Домашнее задание. Проанализировать стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» и написать интерпретацию, выучить наизусть стихотворение «Нобелевская премия».

Свежие документы:  Итоговый тест по литературе за курс 10 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: