Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Басня «Стрекоза и Муравей»
Провела учитель начальных классов : Бережная И.В.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).
. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
II. Артикуляционная гимнастика.
-Начнём урок со звуковой разминки
Изобразите звуками как:
— шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика
(ш-ш-ш);
— жужжит жук (ж-ж-ж);
— стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
— шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.
— Произнесённые вами звуки гласные или согласные?
— Согласные.
— Почему?
-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.
— Что ещё можете сказать об этих звуках?
-Эти звуки шипящие.
— Прочитаем чистоговорки с этими звуками.
(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.)
-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.
— Чу-чу-чу-молоточком я стучу.
— Ща-ща-ща-я поймал леща.
— Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)
— С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)
Оцените свою работу.
III Проверка домашнего задания
Подберите к каждой реплике героя — его имя, название произведения . Соедините стрелкой.
Имя героя, название произведения, автор*
… (Крокодил Гена, Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
… (Гек, А. Гайдар «Чук и Гек»)
… (Кабан, С. Михалков «Как друзья познаются»)
… (Котька, Н. Носов «На горке»)
|
К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?
Оцените свою работу.
IV Изучение нового материала.
Определение темы
– Прочитай и определи жанр произведения.
– Что такое псевдоним? ( вымышленное имя писателя)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?( Иван Крылов)
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях (поступки людей, высмеиваются их недостатки.), цель написания басен. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Давайте проверим, правы ли вы были?
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. — Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась
Рыбы
Стрекоза и муравей
Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
-Герои пришли к нам сегодня в гости.
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
— Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
— Итак, тема нашего урока….
— Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)
— Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
— Это герои произведения.
Оцените свою работу
V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
— Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино
А) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
-Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?
Б) Формулирование проблемы.
– Понравилась ли вам басня?
— Во всем ли совпали наши предположения?
Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться?
В) Прочтите басню вполголоса самостоятельно.
— Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
— Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
— К кому пошла Стрекоза за помощью?
— С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить к себе перезимовать.)
— Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)
(Жестокость или справедливость)
— Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
— В чём смысл басни?
(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.
Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
Оцените свою работу
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Работа в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.
Оцените свою работу
Словарная работа.
— Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
— Значение непонятных слов, выражений.
Физминутка для глаз стрекоза
Работа в парах
— Назовите главных героев басни.
— Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)
Учащиеся дают характеристику героям басни.
— Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?
— Кто из них вам понравился больше? Почему?
Оцените свою работу
VI Организация самостоятельной работы учащихся:
Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу .
– Какая пословица подходит к басне и почему?
Оцените свою работу
Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.
В 1855 году
в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора
П.К. Клодта.
Русский скульптор
В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.
На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.
VII Закрепление изученного.
Чтение басни по ролям.
Учитель задает вопросы.
— Сколько действующих лиц в басне?
— Найди слова автора, прочитай их.
-Найди слова Стрекозы, прочитай их.
-Найди слова Муравья, прочитай их.
— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
Творческое задание — ( индивидуальное задание)
Дается задание.
Придумать окончание басни.
-Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.
-Как она жила бы?
-Что делала?
Оцените свою работу
VIII Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
По желанию детей:
1. прочитать другие басни И.А. Крылова.
2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.
IX Организация оценочной деятельности.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно
Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
– Кто из героев басни вам понравился больше?
– Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?
– Чему научила вас эта басня?