Конспект урока для 2 класса «Э.Успенский «Чебурашка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Г.Сасово Рязанской области









Открытый урок по литературному чтению

во 2 классе

УМК Школа России



Тема урока: Э.Успенский «Чебурашка»










Работу выполнила: учитель

1 квалификационной категории

Чельманова Ирина Евгеньевна












Сасово, 2014г

Тема: Э.Успенский «Чебурашка»

Цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка». Организовать работу по формированию у учащихся умений, связанных с работой над текстом.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с творчеством Э.Успенского.

2.Отрабатывать умения:

  • правильного и выразительного чтения;

  • умения отвечать на вопросы по содержанию;

  • устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте;

  • делить текст на части.

Оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к уроку «Э.Успенский».

Музыкальное сопровождение: аудиозапись песни “Чебурашка”

Игрушка – Чебурашка. Толковые словари, автор Ожегов.

Выставка детских рисунков (Юный иллюстратор)

Книжная выставка.

Крокодил Гена и его друзья”

Дядя Федор, пес и кот”

Тетя дяди Федора”

Любимая девочка дяди Федора”

Про Веру и Анфису”

Разноцветная семейка” и др.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

-Девиз нашего урока —

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Слайд1

— Объясните смысл пословицы.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Проверка домашнего задания

С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)

Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)

Какие герои, благодаря Б.Заходеру, говорят на русском языке? (Винни-Пух, Мэри Поппинс, Питер Пен, Алиса в Стране Чудес и др.)

Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”)

— Для чего нужны такие произведения?

2. – Проверим, насколько внимательно вы читали стихотворения, сумеете ли угадать их по отрывку и ответить на вопросы по содержанию.

а) Ребенок спросил

Ни с того ни с сего:

А ну-ка скажи,

Что красивей всего? (“Что красивей всего?”)

Что ответили обитатели планеты?

Смог ли автор ответить на этот трудный вопрос? Почему?

б) Обычно от вас

Это держат в секрете,

А я не скрываю,

Товарищи, дети. (“Товарищам детям”.)

С каким советом обращается автор к детям?

в) Он и весел, и не злобен,

пухлый, милый чудачок.

Вместе с ним хозяин Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок …(Вини-Пух.)

3. Перед уроком мы оформили выставку ваших рисунков. Вы выступали в роли иллюстраторов книги о Вини-Пухе. Посмотрите, какой у нас получился красивый медвежонок Пух. Молодцы! Отлично справились с заданием.

4.Обобщение по д/з.

-Что такое юмор? Каких писателей-юмористов вы знаете? Назовите их произведения. (Б.Заходер «Товарищи дети», «Песенки Винни-Пуха», Д.Хармс «Очень вкусный пирог», Н.Носов «Живая шляпа»)

3.Изучение нового материала

1) Установка на внимание.

-Прослушайте песню одного сказочного героя и попробуйте его отгадать.

(Учащиеся слушают аудиозапись песни «Чебурашка», называют ответ)

— Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке? (О Чебурашке)

— Скажите, для чего нам нужно читать о Чебурашке? (Чтобы познакомиться с персонажем, с его характером, повадками и т.д.)

— С какой целью появилось в учебнике это произведение? (Чтобы дети узнали, откуда взялся этот зверек и почему его так зовут).

2) Подведение к теме: — Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Ответы детей)

3) Объявление темы урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным произведением, героем которого является Чебурашка, его автором – Эдуардом Успенским. Слайд 2

4) Постановка целей:

-А теперь давайте поставим цели урока. Чему мы должны учиться на уроке? (Ответы детей)

5) Этап работы с понятиями. Работа в парах.

— Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? (Выслушиваются все ответы)

— Теперь давайте проверим ваши ответы. Работаем в парах. Слайд 3 (Алгоритм работы в парах). У вас на столах лежат толковые словари. Найдем значение понятий: повесть, сказка, рассказ. 1-ый ряд – найдите значение слова повесть, 2-ой ряд – слова сказка, 3-ий ряд – слова рассказ. Зачитаем значение этих слов. Так к какому же жанру относится это произведение? (Сказка)

— Как вы думаете, каков характер автора Э. Успенского? (Добрый, веселый, любит детей и животных…)

-Какие произведения мог написать человек с таким веселым, легким характером? (Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.)

3) Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.

Рассказ сопровождается показом презентации: Слайды 4–7

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. В 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году писателю присуждена премия имени Корнея Чуковского.

Беседа по книжной выставке: Посмотрите, эти книги сделали известным Успенского и сами известны многим.

IV.Физ.минутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

V.Изучение нового материала.

1. История возникновения произведения в аудиозаписи

2. Аудиозапись

Проверка понимания и смысла сказки. Слайд 8 (Вспомните сод-ие прочитанного)

1 часть – где жил Чебурашка?

2 часть – как он попал в ящик с апельсинами?

3 часть — как Чебурашка оказался в магазине?

4 часть – почему у главного героя такое странное имя?

5 часть – почему Чебурашка не попал в зоопарк?

6 часть – где стал работать и жить Чебурашка?

3. Повторное чтение по цепочке по частям. Слайд 9 (Уважаем товарищей-следим по тексту)

3.1 Словарная работа.

Какие слова не понятны?

Кто объяснит? Посмотрите на доску. В первом столбике написаны непонятные слова, а во втором столбике их значения. Только они перепутаны. Давайте все исправим.

Чебурахнуться упасть

Каюта помещение на судне для жилья

Уцененные товары товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Бракованная игрушка игрушка с дефектом

Телефонная будка небольшое помещение с телефонным аппаратом

VI. Закрепление изученного

1.Определите место нахождения Чебурашки по событиям в рассказе (Слайд 10-15)

Характеристика героя

— Назовите основные качества Чебурашки. Посмотрите на него, вспомните мультфильм и нашу сказку. (Прикрепляю таблички:

( “добрый”, “мягкий”, “застенчивый”, “робкий”, “заботливый”.)

2. Контроль и самоконтроль понимания текста. (Слайд 16-20)

— А теперь небольшая проверочная работа. (У детей листочки).

Проверка. Слайд 21

3.Продолжаем наш урок. Начнем работу по подготовке к пересказу. Работаем в группах.

У вас на столах алгоритм выполнения работы.

Учащиеся разбиваются на 6 групп. Получение задания.

— Приготовьтесь к пересказу «своей» части (если у детей карточка с цифрой 1, то они будут работать с первой частью сказки и т.д.);

-распределите, кто за кем будет читать «цепочкой»;

(Учащиеся самостоятельно читают свою часть повести-сказки и отвечают на вопросы к этой части. Пересказ)

— выберите, кто будет отвечать.

1 часть “В далеком тропическом лесу”

Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?

Было ли у него имя?

-Задумывался ли зверек, как его зовут?

2 часть «В ящике с апельсинами»

— Куда пошел гулять Чебурашка?

-Что он там увидел?

— Как зверек попал на корабль?

3 часть «В магазине фруктов»

Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?

Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы?

Почему он получил такое странное имя?

4 часть «В зоопарке»

Куда отнес Чебурашку директор магазина?

Почему его туда не приняли?

5 часть “В магазине уцененных товаров”

Чем понравился Чебурашка директору уцененных товаров.

Где остался работать Чебурашка?

Что он должен был делать?

6 часть «Старая телефонная будка»

Где он стал жить?

— Чем хорош был новый дом?

Проверка. (Выходят по одному от группы и пересказывают)

VII. Обобщение.

Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

Как думаете, как живется без друзей? Почему?

Нашел ли друзей Чебурашка?

Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.)

— А кто хотел бы стать другом Чебурашки?

Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. (Крокодил Гена и его друзья)

VIII.Итог урока

1.Беседа.

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Кто его главный герой?

— Что помогло автору сделать произведение таким интересным? (Юмор)

2.Саморефлексия

— А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.

IX. Домашнее задание (дифференцированное)

3 цветочка — красный, желтый, белый.

— Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные — на них домашнее задание.

Общее задание — читать стр. 137 — 142.

Красный цветок — пересказать самые интересные отрывки.

Желтый цветок — придумать вопросы к отрывку.

Белый цветок – нарисовать иллюстрации


Дополнительный материал

— Посмотрите у нас сегодня в гостях еще один Чебурашка. Слайд 23

-Что необычного заметили в этом Чебурашке? (В спортивной форме)

— Сейчас в России идет подготовка к Олимпийским играм, проведение которых запланировано на 2014 год в Сочи.

-Этот персонаж детской книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» на Олимпиаде в 2004 году стал талисманом российской олимпийской сборной. Сказочный персонаж с большими глазами и огромными ушами остается им и сейчас на каждой последующей Олимпиаде, меняя только цвет.

— На зимних Олимпийских Играх 2006 года в Турине символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. Слайд 24

-На летних Олимпийских играх 2008 года в Китае Чебурашку «одели» в красный мех. Слайд 25

-На зимних Олимпийских Играх 2010 в Канаде Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха Слайд 26

-Э.Успенский сказал: «Чебурашка очень подходит. Добрый персонаж, объединяющий людей, уютный… Для Олимпиады, цель которой налаживать контакты между странами, то, что нужно».


Спасибо, урок окончен!



7


Свежие документы:  Тест для 4 класса «Литературная сказка»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: